К 2050 году только в Facebook будет 500 млн страниц умерших пользователей. После смерти человека его электронная почта и аккаунты в социальных сетях продолжают жить своей жизнью, так как близкие не имеют права распоряжаться ими, не имея пароля. Как ни странно, эта сфера почти ни в одной стране никак не регулируется. Не пора ли задуматься о наследовании интернет-аккаунтов?
Есть сознательные – те, кто не только страхуют свою жизнь, например, или составляют завещание в момент безоблачного расцвета, но и оставляют распоряжения относительно своего электронного архива. Таких, как и вообще сознательных, конечно, не много. Законодательство, как водится, не идет в ногу со временем. И как ни парадоксально, до сих пор после смерти близкого человека лишь дорогостоящие судебные разбирательства могут помочь родственникам оградить память умершего от осквернения и просто дать им возможность распоряжаться его виртуальной собственностью.
Еще в 2004 году родители погибшего в Ираке американского солдата Джастина Эллсуорса потребовали от Yahoo доступ к его электронной почте. Компания отказалась, заявив, что аккаунт - ее собственность и сослалась на конфиденциальность частной переписки. В суде родители выиграли право распоряжаться данными своего сына. Однако, к сожалению, прецедент не привел к изменениям в законодательстве. А ведь это огромный пласт жизни многих людей, ведущих активную жизнь в соцсетях. И не только. Электронная почта, фотографии, видео, аудиофайлы, дневниковые записи и комментарии - это целый пакет данных. Кстати, к нему же относится электронный кошелек и прочие банковские данные.
Понимая, что с ростом числа пользователей увеличится и количество умерших среди них, некоторые частные компании организуют похоронные интернет-бюро. В Швейцарии есть фирмы, которые предлагают услуги по хранению всех данных пользователя на собственном сервере. Таким образом, создается резервная копия всех аккаунтов. Пользователь также заранее указывает, что с ними делать после его смерти, и все они поступают в распоряжение доверенных лиц.
У этой проблемы две стороны – правовой и моральный. Как сказал в интервью "Голосу России" ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий, координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев, мертвую страницу могут взломать и поместить на ней любую информацию от призыва к экстремизму до пропаганды наркотиков:
"В ряде сервисов, когда мы ведем речь о странице в социальной сети, которая разрешает комментарии, невозможность смоделировать эту страницу приведет к тому, что на ней появится очень много посторонних паразитических сообщений".
Однако, по мнению эксперта, делать прогнозы относительно 2050 года нерационально, так как развитие Интернета может принять самые непредсказуемые на сегодняшний день формы:
"Неизвестно, какие формы примет информационно-коммуникационная сеть, будет ли существовать Интернет как таковой, какие будут технологии и исходя из этого, будет ли вообще Фейсбук и как он будет существовать".
Проблема должна решаться на законодательном уровне. Для этого нужна реакция парламентариев и Верховного суда, чтобы определить статус интернет-аккаунтов, как это уже делается, например, с интернет-магазинами.
"Нормы, которые регулируют наследование, сложились давным-давно и существуют со времен Римского права. Наше гражданское законодательство достаточно четко регулирует этот процесс. Другое дело, что здесь необходимо постановление Верховного суда для того, чтобы определить правовой статус интернет-актива гражданина. Причем, мы говорим не об интернет-магазине, который более или менее понятен. Тут нужно понять, является ли аккаунт электронной почты или аккаунт в социальной сети чем-то типа аналога интернет-сайта, потому что применительно к обычному интернет-сайту подобные подходы начинают появляться. Здесь нужна направляющая роль Верховного суда".
Неудивительно, что от владельцев социальных сетей инициатива пока не исходит. Им мертвые аккаунты не мешают, наоборот – они лишь искажают статистику в сторону увеличения числа пользователей. Однако без их участия не определить, мертв ли хозяин аккаунта или жив. Руководитель проекта "Мир Интернета" фонда "Общественное мнение" Светлана Борисова считает, что для этого нужны новые технологии:
"Скорее всего, это должны быть какие-то технологические нововведения, которые определят характер деятельности в социальной сети, можно ли действительно считать, что этот аккаунт мертвый, и на основании этого не сразу удалять, а, например, попробовать связаться с тем, кто зарегистрирован".
Многие из нас сталкивались с ощущением шока, когда на ленте новостей в соцсетях появлялись обновления от умершего "френда". Ситуация противоестественная. И рано или поздно за решение проблемы примутся законодатели. А пока – лучше позаботиться о безопасности своей виртуальной "жизни после смерти" заранее.