Для того чтобы рассмотреть, описать, провести экспертизу и оценить каждый из 2000 предметов, найденных в особняке Нарышкиных-Трубецких, потребовалось полтора года
Клад, напомним, обнаружили рабочие во время реставрации петербургского исторического здания на улице Чайковского, 29, в марте 2012 года. В ящиках и коробках, укрытых в потайном месте во флигеле здания, были столовое серебро, домашняя утварь, огромное количество предметов, завёрнутых в газеты 1917 года. С самого начала было понятно, что находка неординарная. Клад называли «уникальным» и «сенсационным». И это полностью подтвердилось. Столь масштабный клад был обнаружен впервые в новейшей истории России: свыше 2000 предметов, на большинстве которых имеется фамильный герб семейства Нарышкиных.
Что же было в ящиках? Например, набор серебряной посуды работы известной в дореволюционной России фирмы Сазикова. Сервиз выполнен в русском стиле – предметы повторяют «крестьянскую» форму посуды и украшены национальными орнаментами. В нашей стране такого полного комплекта посуды нигде не сохранилось. В Эрмитаже есть подобный сервиз, и тоже с клеймом «Сазиковъ», но всего около сотни предметов. В Гохране хранится комплект посуды из 400 предметов. А в кладе Нарышкиных – 540! Этому имеется простое объяснение: после революции столовое серебро нещадно экспроприировалось, переплавлялось и продавалось: надо было кормить голодное Поволжье и строить заводы. Поэтому фамильные сервизы (даже императорские!) сохранились только частично…
Что ещё? Набор чашечек для вина. Десять солонок-стульчиков, по форме повторяющих деревянные народные солонки, только эти – из серебра самой высокой пробы, со стеклянными вкладышами. Сохранились безупречно. Два сюрту де табля – настольные украшения. Кувшины для молока и воды французской фирмы «Окок».
Вообще предметов французского происхождения в коллекции оказалось немало. Судя по клеймам, столовое серебро было сделано не на экспорт, и можно предположить, что Нарышкины сначала покупали предметы для сервировки стола во Франции, а потом ввозили в Россию. Но после «дозаказывали» комплекты по этим образцам уже у отечественных мастеров.
Солонка Фаберже с ложечкой. Серебряный призовой кубок за первое место, которое выиграл в скачках 1911 года жеребец Делибаш. Серебряный самовар. Чайница – произведение немалой художественной ценности с вензелем «ТН» в эмалевом медальоне: она принадлежала Тебро Павловне Нарышкиной (Орбелиани). В чайнице сохранились остатки чая. В двух флаконах для духов были духи. Некоторые ножи и вилки оказались не вымытыми после трапезы – то ли из-за нерадивой прислуги, то ли тайник собирали в спешке…
Есть посуда для повседневного использования. Есть – для парадных случаев. У некоторых ножей осыпаются лезвия. На некоторых вилках стёрлась позолота – от частого употребления. Позолота, между прочим, 999-й пробы…
В коллекции оказались даже предметы, назначение которых специалисты как ни старались, так и не определили. С трудом, но поняли, как использовали странные по форме подставки для бутылок. Или держатель для целой бараньей ноги со специальным зажимом для кости… Самый дешёвый предмет в коллекции – расчёска с обломанными зубьями, оценённая всего в 500 рублей. Самый дорогой – пара массивных канделябров (каждый по 15 килограммов) в виде дубов, вокруг которых водят хоровод счастливые крестьяне. Цена за пару – 2,2 миллиона рублей.
Работа по оценке клада была проделана огромная. Нужно было определить состав металла, принадлежность к ювелирным домам, проанализировать рынок антиквариата, то есть сравнить, что и за какую цену продаётся на знаменитых мировых аукционах. Задействовали лучших в стране экспертов по художественным ценностям, искусствоведов, оценщиков, геммологов (специалистов по ювелирным камням). Исследования проведены на таком образцовом уровне, что потом по ним будут учиться новые поколения специалистов. Организатором экспертизы выступила АНО «ЭКОН» – «Центр экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей» – единственная в стране организация, имеющая государственную аккредитацию в сфере охраны культурного наследия и одобренная Министерством культуры.
– Собрание серебра Нарышкиных даёт богатейший материал для сравнений, увеличения базы данных о художественном рынке XIX века, и это очень важно для музейщиков, – считает Евгения Фурсикова, искусствовед, руководитель группы выставочного отдела Константиновского дворца.
Если оценивать каждый предмет в отдельности, а потом сложить эти суммы, получится, что коллекция стоит 42 миллиона рублей. Но на окончательную стоимость клада повлияло то, что все эти предметы объединены принадлежностью к одной семье и коллекция имеет подтверждённый провенанс, то есть ясную историю происхождения. К тому же содержимое «клада века» является эталонным с исторической точки зрения: оно даёт представление не только о быте аристократических семей, но и о господствующих вкусах той эпохи.
– Несмотря на огромное количество разнородных элементов, содержимое клада можно и нужно рассматривать как единое целое, как коллекцию, – считает Александр Гагарин, эксперт-оценщик, президент Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата. – Окончательная стоимость клада возросла именно поэтому. И поэтому мы надеемся, что собрание никогда не будет разрознено.
Получит ли кто-нибудь вознаграждение за клад? Да, но не сами рабочие (потому что сотрудники правоохранительных органов пресекли попытку воровства ценностей), а собственники здания. Их три, поэтому сумму – 50 процентов от оценочной стоимости клада – должны выплатить им поровну.
После того как стало известно о находке, сразу же нашлись люди с фамилией Нарышкин, вдруг предъявившие свои права на клад. Приходили и потомки рода Нарышкиных, они разбросаны по всему свету, но на ценности не претендовали. Просто посмотрели из любопытства. Представили, как обедали по будням и праздникам их предки-аристократы. И каждый может представить это – часть клада Нарышкиных экспонируется в Константиновском дворце.
// Эльвира Дажунц. Фото Интерпресс Источник: Невское Время.
Рейтинг публикации:
|