Ходит по Руси странная молва: будто в советское время был хирург-священник. Положит он больного на операционный стол, почитает над ним молитву да йодом поставит крест на том месте, где нужно резать, а уж после того берется за скальпель. И операции получались у него отменные: слепые прозревали, обреченные поднимались на ноги. То ли наука помогала, то ли Бог...
С детства Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был великолепным рисовальщиком и, окончив гимназию, а потом киевскую художественную школу, готовился к поступлению вПетербургскую академию художеств. Но во время вступительных экзаменов им овладело сомнение: вправе ли он заниматься тем, что так любит, когда вокруг столько страждущих, требующих помощи? Однажды во время чтения Евангелия его поразили слова «жатвы много, а делателей мало». Позже, через много лет, архиепископ напишет, что этот евангельский текст был первым призывом Господним на служение Ему.
Поступив на медицинский факультет Киевского университета, он с интересом изучает естественные науки и вскоре становится лучшим студентом факультета. Молодой врач Войно-Ясенецкий по окончании университета получает диплом с отличием... Товарищи по курсу спросили его, чем намерен он заниматься в будущем, и были очень удивлены, когда узнали, что Войно-Ясенецкий готовится стать земским врачом вместо того, чтобы заниматься наукой. «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», — вспоминает архиепископ. Всю жизнь быть деревенским врачом святителю не пришлось, но всю жизнь служить людям — да.
В начале 20-х годов профессор Войно-Ясенецкий становится священником. Он по-прежнему оперирует, читает лекции студентам, но только в рясе и с крестом на груди. В операционной профессора Войно-Ясенецкого висит икона Божией Матери, перед которой он молится о благополучном исходе операций.
В 1923 году 46-летний священник постригается в монашество и посвящается в епископы с именем Лука. Но после первой же архиерейской службы к его дому подъезжает «черный ворон». Так начинается период его 11-летних скитаний по тюрьмам и ссылкам.
В ссылках он по-прежнему был готов прийти на помощь всем нуждавшимся во врачебной помощи и пастырском благословении. Он лечил и оперировал иногда подручными средствами: с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом...
Когда началась война, в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина ушла телеграмма: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Просьба была удовлетворена. Во время войны святитель Лука заведовал хирургическим отделением в госпитале. Он забирал к себе наиболее тяжело больных и раненых и блестяще проводил операции. Пишет он и научные труды. Его «Очерки гнойной хирургии» выдерживают три издания и удостаиваются Сталинской премии Первой степени. После войны архиепископ был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но это не помешало властям продолжить травлю святителя — он вынужден был вернуться в ссылку.
После войны святитель заведует больницей в Симбирской губернии, оперирует днем и ночью — на глазах, на печени, желудке, делает трепанации черепа, гинекологические операции. Слава о замечательном хирурге быстро распространялась. У порога больницы выстраивались посетители из других губерний. Однажды он вернул зрение молодому слепорожденному нищему. Тот собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей пришли в больницу, держа друг друга за палки.
В мае 1946 года Владыка Лука был назначен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. В годы управления Крымской епархией Высокопреосвященный Лука произнес большую часть своих проповедей. Он начал проповедовать еще в Ташкенте, но по причине ареста и ссылки многие годы вынужден был молчать. Однако с весны 1943 года, когда в Красноярске открылся храм, и до конца жизни архиепископ Лука проповедовал неустанно: писал проповеди, произносил их, правил, рассылал листки с текстом по городам страны. «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — говорил он.
Долгие годы тюрем и ссылок, испытания всей его трудной жизни и последствия исключительно напряженной работы сказались на здоровье архиепископа Луки. Он теряет зрение, сердце все чаше отказывает...
За 38 лет священства Владыка Лука произнес тысячу двести пятьдесят проповедей, из которых не менее семисот пятидесяти были записаны и составили двенадцать толстых томов машинописи (4500 страниц). Совет Московской духовной академии назвал это собрание проповедей исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни и избрал автора почетным членом академии. Верующие, которые присутствовали на богослужениях, запоминали, как служил Владыка Лука, на всю жизнь. Это было настоящее предстояние перед Господом. Каждое слово он произносил ясно, чтобы запало вглубь. Особенно вдохновенно читал Великий покаянный канон Андрея Критского.
Пока он был зрячим, старался служить Литургию каждый день, даже если только две-три старушки пришли в храм. Продолжал служить и когда уже совсем ослеп. Поражает подвиг Владыки: ведь не только слепота отягчала его, но и диабет, от которого у него была страшная слабость, так что даже вся одежда Владыки была мокрой, при этом еще страдали ноги из-за сильнейшего тромбофлебита и подагры. Перед службой ему приходилось перебинтовывать ноги. Но он никогда не сокращал службы и дома всегда очень долго молился.
В День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 11 июня 1961 года, архиепископ Лука скончался. В течение трех дней не иссякал людской поток к гробу Владыки и врача, а в день похорон процессия растянулась на три километра. Затем стали поступать сообщения, что многие больные, приходившие к могиле святителя Луки, по молитвам получали исцеления.
Определением Архиерейского Собора 2000 года святитель Лука причислен к лику святых. Его мощи установлены для поклонения в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.
Из разговора архиепископа Луки с главой Ташкентской ЧК Петерсом:
— Как это вы, Войно-Ясенецкий, ночью молитесь, а днем режете людей? — Я режу людей во имя их спасения, — ответил священник, — а во имя чего их режете вы? — Но как вы можете верить в Бога? Разве вы Его видели?
— Нет, не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже там не находил. Значит ли это, что их нет? Источник: gazetastopudov.ru.
Рейтинг публикации:
|