В условиях, когда простые американские студенты научились сбивать с курса океанские корабли, Соединенные Штаты вынуждены искать замену национальной системе GPS-навигации. США угодили в собственные сети, предназначавшиеся для вероятных противников, констатируют эксперты
Для тех, кто еще не знает, GPS (Global Positioning System) – это спутниковая система навигации, изначально разработанная и реализованная Пентагоном для Вооруженных сил США. Система включает группировку орбитальных спутников Navstar. Сегодня GPS способна определить во всемирной системе координат местоположение любого объекта в любой точке планеты.
Буквально около месяца назад некие веселые хакеры, то ли шутки ради, то ли в качестве предостережения ввели в навигационную систему гражданского судоходства координаты двух не существовавших в реальности кораблей. А еще раньше, летом, студенты Техасского университета сбили с курса современную яхту океанского класса – они сымитировали сигналы спутников GPS на своем ноутбуке и передали их бортовой системе, заблокировав настоящие позывные. Ни капитан, ни бортовое оборудование даже не заметили подлога.
По всей видимости, есть и более серьезные примеры подобного "баловства", ибо представители Минобороны США заговорили о начавшейся разработке замены GPS. Во всяком случае, ее военного компонента.
Сигналы GPS навигаторов можно перехватывать и подменять, а сами приемники при необходимости не сложнее вывести из строя, чем любые другие электронные устройства, отметил Андрей Масалович – президент консорциума "Инфорус", подполковник в отставке Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ:
"Действительно такая проблема есть, и ее осознали и американцы. Хотя долгие годы они все это готовили, чтобы иметь самим возможность выводить из строя навигаторы в других странах. Теперь понимают, что сами беззащитны. Поэтому и новая система будет разрабатываться, и новая спутниковая группировка сейчас обсуждается. Для того чтобы поддерживать такую навигацию, нужна группировка примерно из пятидесяти спутников".
При этом, по словам эксперта, в Штатах во всех заинтересованных структурах активно обсуждается вопрос, как усилить защищенность существующих систем. Ведь сейчас не только каждый джип зависит от показаний навигатора, но и целые воинские группировки, включая соединения ВМС США.
В то же время очевидно, что американцы не могут отказаться от системы GPS, считает главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. Надо иметь в виду, что комплекс GPS и Navstar имеет два сегмента: гражданский и военный. Поэтому говорить о преждевременной кончине системы GPS никак нельзя, отметил Виктор Мураховский:
"Я думаю, система, конечно, не обанкротится, потому что на гражданский сегмент системы Navstar сейчас опирается огромный рынок. Достаточно вспомнить многие системы картографирования, в частности Google Map, например. То есть это рынок объемом в сотни миллиардов долларов. И, естественно, при таком объеме ни о каком банкротстве речь не идет. То есть гражданская отрасль способна самостоятельно поддерживать систему Navstar, и она для нее чрезвычайно выгодна".
Между тем каждая страна должна иметь автономную систему навигации и управления геопозиционированием, считает в свою очередь Андрей Масалович. "Любая система, завязанная на внешнее управление из других стран – это "троянский конь" на случай не то что военных действий, а любого осложнения ситуации", – подчеркивает эксперт.
Именно по этой причине, несмотря на мировой монополизм GPS, различные государства и объединения стран создают собственные системы спутниковой навигации. Как рассказал нам Виктор Мураховский, российская система ГЛОНАСС в настоящее время развернута в полном объеме: 24 спутника полностью покрывают все регионы планеты, несколько орбитальных аппаратов находятся в резерве.
Что касается европейской системы Galileo, она изначально опиралась в первую очередь на потребности гражданского рынка. В военном сегменте она соответствует стандартам американской Navstar. "Но Galileo еще не развернута в полном объеме, и каковы ее перспективы в условиях финансовых трудностей, которые испытывают страны ЕС, пока непонятно", - заметил Мураховский.
Много также говорят о китайской спутниковой системе "Бэйдоу", прежде всего сами китайцы и их главные соперники американцы. Но, по словам эксперта, на самом деле "Бэйдоу" сейчас, скорее, находится в стадии испытаний и опытной эксплуатации. Когда она будет введена в строй полностью, неизвестно.
Если же говорить о всех перечисленных системах в смысле их коммерческого использования, то, по мнению экспертов, пока ни одна из них несопоставима с американской системой GPS-Navstar. Ситуация такова, что если государства, будь то РФ, КНР или ЕС, не будут поддерживать свои спутниковые системы, то они не будут иметь больших перспектив использования на мировом рынке. Но зато у них теперь есть возможность поучиться на опыте американской GPS, чтобы не угодить в собственные ловушки.