Жители Центральной Азии развенчали миф об американском образовании, которое сами граждане США позиционируют как мировой эталон. Школьники, возвращающиеся в Киргизию, Таджикистан, Узбекистан после учебы в Соединенных Штатах с трудом поступают в высшие учебные заведения. Всему виной ухудшение уровня образования в Америке. Подтверждают это и недавно проведенные исследования
«Сколько сторон у треугольника?» - «Четыре» - «У него нет сторон» - «Одна». Такие ответы давали ученики 11 класса обычных американских школ. В результате исследования, проведенного в разных странах мира, учащиеся в западноевропейских странах, Японии и России показали высокие результаты. А большинство американских школьников не справились с заданиями по математике, 95 % учеников не знают, кто победил фашизм во Второй мировой войне, 75 % не смогли отыскать на карте Персидский залив, а каждый седьмой американец не нашел на глобусе свою собственную страну.
Правда, сами американские школьники результатами тестирования оказались довольны. И отсутствие знаний в разных науках недостатком не считают. По словам независимого эксперта из Таджикистана Рустама Бабаджанова, совсем юные жители США называют это своим исключительным отличием от граждан других стран, выдавая за «самобытность» и особенность американской нации.
В последние годы многие состоятельные жители Таджикистана, Узбекистана и Казахстана отправляли своих детей учиться в школы США, надеясь на то, что возвратившись, они с легкостью поступят в университеты в собственных странах. На деле все оказалось иначе. Единственное, что удалось школьникам – подтянуть английский. А вот математику, географию, биологию, химию, физику и многие другие предметы, которые преподавали в США, приходилось учить заново с местными преподавателями, продолжает Рустам Бабаджанов:
"У нас, к счастью, есть российские школы, они учат детей думать. Американские школы учат детей зазубриванию. Наши школьники из Таджикистана, которые уезжают в Штаты по обменным курсам, здесь показывают средние знания. А там они становятся победителями олимпиад целого штата. Это уже показатель. Но потом, когда они сюда приезжают, у них возникают очень большие трудности. При поступлении в вуз они сдают экзамены по нашим требованиям, они похожи на российские. Им на самом деле трудно".
Проблема американского образования отнюдь не в финансировании – США вкладывают в него большие суммы. По мнению самих американских экспертов, виной всему отсутствие единых образовательных стандартов и система «торгового центра» или, как ее еще называют, система «кафетерия». Где каждый школьник выбирает себе только те дисциплины, которые считает нужными. Обязательных предмета всего три: английский, история США и физкультура.
Остальные предметы на выбор и носят чисто прикладной характер: личная гигиена, косметика; консервирование продуктов, математика потребителя; семейная экономика; вождение машины; уход за больным дома. Как считают американские власти, это вполне достаточно для нормальной жизни в США.
После школы выпускники американских школ поступают в университеты. Правда, получив высшее образование, взрослые жители США не знают ответы на многие вопросы. Вот лишь несколько из множества примеров:
«Какая религия в Израиле?» - «Израильтяне» – «Мусульманская» - «Ислам» - «Наверное, католичество». «Кто такой Фидель Кастро?» - «Певец?» - «Какие деньги используют в Соединенном Королевстве?» - «Американские деньги» - «Деньги королевы Елизаветы? Это все, что я знаю». «Кто такой Тони Блэр?» - «Я даже не знаю, кто это. Возможно, он катается на скейте» - «Тони Блэр – это актер».
Проблемы американской системы образования наглядно демонстрируют и американские политики. Один только 43-й президент США Джордж Буш-младший обогатил политический фольклор США перлами – бушизмами - настолько, что они едва смогли уместиться в семи книгах. Коллекционеры собрали около тысячи двухсот фраз американского лидера, содержащих стилистические, грамматические и фактические неточности.
Окончательно разочаровавшись в американской образовательной системе, жители Центральной Азии предпочитают отправлять своих детей в российские и европейские школы и вузы, говорит независимый эксперт из Таджикистана Рустам Бабаджанов:
"Это страны с классическим подходом: есть несколько достаточно сильных университетов в Англии, во Франции, два-три немецких вуза, российские – это само собой".
Недавно проведенные исследования показали, что качество американского обучения в стране с каждым годом падает, а система образования, которую сами жители США считают эталонной, нуждается в глобальных реформах.