Криптомнезия - нарушение памяти или воспоминание о своих прежних перевоплощениях? Криптомнезия Теория криптомнезии стала главным оружием скептиков. Известно, что мозг, по-видимому, обладает удивительной способностью хранить глубоко в подсознании, вне пределов досягаемости, всю информацию о каждой когда-либо виденной вещи и слышанном разговоре даже спустя много лет. Если гипноз открывает доступ к этому скрытому хранилищу, могут обнаруживаться поразительно реалистичные истории. Человек действительно может выдавать достоверные факты о "прошлой жизни", о которых он на самом деле не имел сознательного представления. Валлиец Арнольд Блоксхэм записал на магнитофон множество сеансов, проведенных в 1950-х и 1960-х годах с людьми, которых он под гипнозом погружал в прошлую жизнь. Это стало настоящей сенсацией. Главная испытуемая Джейн Эванс вспомнила несколько прошлых воплощений, часто довольно романтичных, и все - в качестве женщины. Две из ее историй вызвали особый интерес. В первом случае Джейн вспомнила, как была еврейкой во время хорошо известной чудовищной резни в Йорке в 1190 году. Она сообщила столько фактов, что историк, специалист по той эпохе, был поражен: очень немногим людям были известны такие детали. Джейн даже описала склеп в церкви, о котором на момент гипноза никто не знал. Позже старый склеп был обнаружен в указанном месте. Под стать этому поразительному случаю - другой, когда Джейн Эванс вспомнила свою прошлую жизнь в качестве жены римского патриция, жившего в Британии. Помимо чрезвычайно точной информации, Джейн сообщила факты, неизвестные ученым, но обоснованные, правдоподобные и согласующиеся с известными науке данными. Криптомнезия - нарушение памяти, при котором исчезает различие между действительностью и сном или теми событиями, о которых больной читал или слышал. Мне посчастливилось найти роман о римской оккупации Британии, написанный Льюисом Волем пятьдесят лет назад.
------------------------- В нем излагалась история, идентичная "реальным жизненным воспоминаниям" Джейн Эванс, и даже содержались имена людей, которых она вспоминала как друзей и компаньонов, но следы которых историки не смогли найти в хрониках того времени. Это неудивительно, ибо Льюис Воль выдумал этих людей: то были всего лишь литературные персонажи, включенные им в канву реальных исторических событий. Как представляется, почти не осталось сомнений, что "римская инкарнация" Джейн Эванс была продуктом криптомнезии, вызванной этим романом, хотя она, по-видимому, не помнила, что читала его. Никто не обвиняет ее в мошенничестве, - и, конечно, поразительно, и даже почти сверхъестественно, что человеческий разум способен с такой точностью помнить детали из книги, прочитанной и забытой несколько десятилетий назад, и воссоздать на их основе реалистичную историю жизни. Однако до сих пор неясно, как относиться к истории жизни Джейн Эванс в Йорке восемьсот лет назад. Является ли она тоже продуктом пока еще не отслеженной криптомнезии? И вообще, все ли воспоминания о прошлых воплощениях, обнаруженные под гипнозом, - всего лишь игра воображения на основе давно забытых фактов? Систематическую попытку ответить на эти вопросы предпринял в 1960 году психиатр из университета Вирджинии доктор Ян Стивенсон. Он до сих пор ищет истину о перевоплощении. Истории реинкарнации из азиатских культур Работа Стивенсона, опубликованная в форме научного исследования, отвергает сомнительные методы гипноза и сосредоточиваются на спонтанных воспоминаниях о прошлой жизни. Стивенсон собрал сотни подобных историй, хотя значительное их большинство поступило из таких стран, как Индия, Бирма, Таиланд и Шри-Ланка, где детям внушают учение о реинкарнации почти с рождения. ------------------------- Хотя психиатр опубликовал материалы исследования весьма впечатляющих случаев, он все же не стал утверждать, что они доказывают возможность перевоплощения. Типичными примерами могли бы стать истории детей, в возрасте четырех-пяти лет описывающих свою предыдущую жизнь. Часто в таких воспоминаниях приводятся детали о конкретной семье, которая все еще живет в определенном месте и в которой недавно пережили потерю любимого человека. Ребенок сообщал столько подробностей об этом человеке, что оставалось предположить, будто он действительно является его реинкарнацией. Однако подобные истории связаны с серьезными проблемами. Ведь они заставляют предполагать почти немедленное перерождение и к тому же фактически всегда в теле человека того же пола, что и раньше. Более того, перевоплощение всегда происходит на территории той же страны и часто - в семье, живущей всего в нескольких милях от семьи, перенесшей утрату. Эти условия не подтверждаются сообщениями о реинкарнации в других культурах, для которых, напротив, смена пола, большие пространственные и временные промежутки между воплощениями чрезвычайно характерны. Но зато эти истории вписываются в систему представлений о реинкарнации, принятую в Индии. Это привело к критической переоценке данных Стивенсона Яном Уилсоном одним из наиболее скрупулезных и объективных исследователей в данной области. Он заметил, что во всех подобных историях ребенок чересчур часто происходит из бедной семьи и что прошлая жизнь, которую он вспоминает, - это, как правило, жизнь человека из более высокого социального слоя. Случайные совпадения слишком маловероятны, и для Уилсона это - явное доказательство корыстного мотива. Учитывая повсеместную веру в перевоплощения в азиатских культурах, если семья признает "вспомнившего" прошлую жизнь ребенка своим умершим родственником, то должна будет помогать новым родителям - защитникам переродившейся души. Поэтому обман с корыстной целью вполне вероятен во многих случаях, описанных Стивенсоном, хотя сам исследователь оспаривает этот вывод. же виденное") воздействует на воспоминание о прошлых воплощениях. Приведем пример. Американский исследователь Д. Скотт Рого лично расследовал случай, произошедший в 1971 году с женщиной, которая переехала из Вирджинии в Нью-Джерси, штат, где она никогда раньше не бывала. Когда она ехала на север по скоростной магистрали штата Нью-Джерси с подругой, ее вдруг охватило сильное чувство deja vu. Это чувство было настолько отчетливым, что женщина рассказала своей подруге о местности, к которой они подъезжали, и о доме, стоявшем примерно в миле дальше по дороге. Женщина была убеждена, что раньше она жила в этом доме. Пока она все это рассказывала подруге, на нее внезапно нахлынуло видение. Она вернулась в прошлое (в конец девятнадцатого или начало двадцатого века) и ощутила себя шестилетней девочкой, которой вскоре предстояло умереть. Она видела и чувствовала сцену из прошлого в мельчайших деталях: бабушку, завязывающую ей шнурки на туфельках, себя саму, на качелях в саду. Она также описала прогулку по улице до аптеки. Весь ее рассказ звучал на редкость правдоподобно. Две озадаченные женщины въехали в маленький городок и нашли дом, о котором шла речь, хотя качелей там не оказалось. Зато в городке была аптека правда, здание ее теперь пустовало, но в целом весьма походило на то, что предстало женщине в ее видении. Что можно сказать об этой истории? В главе о предвидении говорилось, что чувство deja vu может быть воспоминанием о пророческом сновидении, погребенном глубоко в подсознании. Возможно, женщина видела вещий сон, и, когда аналогичные события начали разворачиваться в реальной жизни, у нее вспыхнуло чувство deja vu. Не исключено, что видение было вызвано криптомнезией - скажем, забытыми воспоминаниями о старых фотографиях этого города на рубеже веков. Но, быть может, воспоминание о некоем прошлом воплощении действительно таилось в глубине разума этой современной женщины - только для того, чтобы пробудиться, когда она попала в знакомые места в первый раз за семьдесят лет. Но какое бы объяснение мы ни приняли, механизм, посредством которого возникают такие поразительные ситуации, все еще вызывает множество вопросов. Он свидетельствует об огромном неиспользованном потенциале человеческого разума. И, возможно, случаи, подобные изложенному выше (и далеко не редкие), позволят нам найти лучшие способы узнать правду о перевоплощении. Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|