Железная дорога, связавшая в 1830 году Манчестер и Ливерпуль, открыла новую страницу в истории перевозок пассажиров и грузов между крупными городами. Теперь не нужно было долго перемещать товар между речными или морскими портами или неделями трястись в дилижансах и паровых омнибусах!
В вакууме под землей
Так должны были выглядеть пассажирские вагоны пневмопоезда
К 1890 году общая протяженность мировой железнодорожной сети достигла рекордной цифры – 617,3 тысячи километров. Прирост шел ошеломляющими темпами. Казалось, что паровоз – это навсегда. Однако для близких перевозок дымное и плюющееся паром чудище не особенно годилось. Если на улицах паровые трамваи еще как-то можно было терпеть, то под землей они работать не могли. Как же решить проблему передвижения в черте города? А выход уже существовал! Еще до изобретения Георгом Стефенсоном паровоза в 1824 году изобретатель Валланс, изучая работы английского инженера Джорджа Мэдхерста, предложил воспользоваться схемой доставки пневмопочты во «взрослых» масштабах. Идея состояла в том, чтобы увеличить вагончики-снаряды воздушной почты Мэдхерста до нормальных размеров, что позволило бы перевозить под землей грузы и пассажиров.
Эту идею Валланс воплотил близ английского Брайтона, где был построен небольшой 46-метровый отрезок пневматической железной дороги. Она представляла собой трубу двухметрового диаметра из еловых досок, внутри которой по проложенным рельсам передвигалась вагонетка с сиденьями для пассажиров. В голове состава находился круглый щит, с помощью кожаных уплотнителей плотно примыкавший к стенкам трубы. Насосы, установленные в конечных пунктах, создавали необходимое разрежение воздуха, и каждый желающий мог совершить небольшое путешествие на новом транспорте. Видя успех Валланса, Мэдхерст вновь вернулся к расчетам и в 1827 году опубликовал брошюру «Новая система передвижения по земле экипажей с грузами и пассажирами». В ней он предлагал не строить пневмодорогу с нуля, а воспользоваться уже проложенными рельсошпальными конструкциями. Новшество представляло собой трубу небольшого диаметра между рельсами, внутри нее находился поршень, а с ним был жестко связан локомотив. Далее все просто – разрежение воздуха тянет поршень, который двигает весь поезд.
Рабочие следили за герметичностью трубы
Сложность заключалась лишь в конструкции клапана, который делил поршень внутри трубы и локомотив снаружи, – понятно, что он должен быть герметичным, иначе никто никуда не поедет. Эту проблему в 1838 году решили лондонские изобретатели Клегг и Сэмюд, и вскоре у Гавра, что во Франции, вырос километровый отрезок пневмодороги Мэдхерста. Испытания показали, что все механизмы работают, как и было задумано, разгоняя локомотив до 30 км/ч.
Крысы против прогресса
В Англии тем временем подобная пневмотруба была придумана изобретателями Клеггом и Семюдом и проложена на отрезке Западной Лондонской железной дороги длиной 0,8 км. Во время обкатки «воздушный» состав показал отличные результаты: на восьмиградусном подъеме поезд весом 13,5 т развил скорость 36 км/час, тогда как паровоз Стефенсона «Ракета» с составом весом 12,6 т на участках без уклона разгонялся лишь до 25,5 км/час.
В связи с успехом испытаний английское правительство выделило изобретателям субсидию на постройку атмосферной дороги длиной 2,8 км между Кингстоуном и Далькеем в Ирландии. За время существования участка (1843-1855) скорость поездов на нем составляла от 32 км/час для составов весом 60 т и до 100 км/час – для более легких поездов. Движение велось только на подъем, а назад поезд возвращался «самоходом», катясь под уклон.
Испытания первого пневмопоезда
Устройство пневматического клапана было реализовано следующим образом: покрытый смесью воска и сала, после прохождения поршня он прижимался медным вагонным роликом, заполненным горящим углем. По замыслу изобретателей, ролик должен был растопить смесь, которая герметизировала бы щель.
Однако высокая скорость поездов обернулась здесь недостатком: за столь малое количество времени контакта смесь просто не успевала расплавиться. Это привело к увеличению обслуживающего персонала, который следил за состоянием дороги на всем ее протяжении и вручную герметизировал трубу. Еще одной проблемой стали крысы, с удовольствием пожиравшие пропитанную салом кожу.
Стефенсон, который скептически отнесся к новинке, оказался в итоге прав – атмосферные железные дороги протянули недолго. Камнем преткновения стал клапан, обеспечивающий герметичность трубы в районе поршня. Зимой в щель набивался снег, влага внутри трубы замерзала, что приводило к образованию наледи и выводило пневмодорогу из строя. В другие времена года жидкость, попавшая внутрь, способствовала коррозии трубы, и ржавчина быстро истирала кожу клапана.
Пневмопризраки
А ведь метро могло бы выглядеть и так...
Но несмотря на свои недостатки и тот факт, что паровозы отличались большой мощностю, пневматическая дорога все же имела ряд немаловажных преимуществ: скорость передвижения, бездымный, бесшумный и плавный ход, а также безопасность движения (паровой котел не мог взорваться, поскольку его не было). Вскоре после постройки дороги Клегга и Сэмюда была образована компания, которая в 1845 году построила пневмодорогу длиной 12 км между Лондоном и его предместьем Кройдоном. Ее отличительной чертой стали три насосные станции, построенные в готическом стиле с высокими башнями-шпилями. Башни, помимо декоративной функции, содержали в себе трубу топки парового котла и трубу для забора воздуха. Дорога стала знаменита еще и тем, что в ходе ее оборудования была построена первая в мире железнодорожная эстакада: над обычными железнодорожными путями Портлендской железной дороги вознесся отрезок атмосферной.
Во Франции постройка пневмодороги между Нантером и Сен-Жерменом была закончена в 1847 году и действовала еще 12 лет. В том же году на отрезке Южнодевонской железной дороги (Англия) длиной 32 км построили пневматическую трубу и насосные станции, которые использовались до 1848 года. В США, которые к концу XIX века станут рекордсменами по темпу и абсолютному приросту железных дорог, в 1834 году изобретателем Генри Пинкасом тоже был воплощен проект атмосферной железной дороги. Его идея, по сути, копировала устройство Клегга и Сэмюда: в трубе диаметром 0,5-1 метр двигался жестко связанный с головным вагоном поршень. Продольную прорезь в трубе закрывал покрытый жиром канат, который при проходе вагона отодвигался, и воздух, устремлявшийся в трубу, толкал состав вперед.
В 1864 году была построена подземная пневмодорога близ лондонского парка Кристал Пэлас по проекту Томаса Раммелла, автора автоматизированной пневматической железной дороги под Лондоном для перевозки почты и грузов (в ее капсуле однажды прокатился Ричард Темпл-Гренвилл, 3-й герцог Бекингем и Чандос). Поезда должны были двигаться по овальному туннелю (3 на 2,7 метра) протяженностью 550 метров – от одного входа в парк до другого. Существовали планы по постройке более длинной линии Ватерлоо-Уайтхолл под Темзой, однако работы так и не были завершены, а местонахождение этого туннеля со временем было утеряно.
Правда, в 1987 году некая женщина утверждала, что она случайно наткнулась на этот туннель и видела там старый железнодорожный вагон, внутри которого находились скелеты в старинной одежде. Но так это или нет, покрыто мраком тайны до сих пор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+