Идея серии статей «вездесущая экономика» – рассказать о циркуляции денег в тех областях, которые особого внимания никогда не привлекали, но где оборот этих самых денег может быть весьма высок. При этом мы будем избегать криминала и неприятной экзотики, и отталкиваться именно от денежных отношений, не давая моральных, политических или каких-либо еще внеэкономических оценок.
Начнем с нью-эйджа. Это идеальная тема – немалые деньги, американские партнеры, отсутствие тоталитарности. Но главное - это улыбки на лицах, казалось бы, уже давно увядших русских женщин. Именно они позволяют писать о «тонировании шишковидной железы ($150)» и «подключении к альтернативным реальностям и общению с другими Вами для определения пути души ($245)» как о неизбежном бизнесе, а не о простом шарлатанстве.
Нью-эйдж («Новый век», т.е. эра Водолея, http://ru.wikipedia.org/wiki/Нью-эйдж) – широкое движение в послевоенной западной культуре, характеризующееся эклектическим и индивидуалистическим подходом к духовности. Как децентрализованное синкретическое направление, оно вобрало в себя и переварило элементы индуизма, теософии, буддизма, уфологии, шаманизма, христианства, неоязычества и многих других религий и верований.
В отличие от традиционных религий и нетрадиционных сект нью-эйдж в целом лишен организационной структуры, хотя из него выросло много вполне строгих организаций и общин, в т.ч. тоталитарных и деструктивных. Тем не менее, большинство нью-эйджеров свободно перемещается в потоке различных гуру, практик и систем, выбирая наиболее привлекательные для личного совершенствования. Такая лишенная жесткой организации форма, как ни странно, приводит к тому, что фанаты нью-эйджа тратят на духовные и околодуховные нужды суммы денег не меньшие, чем представители остальных, более структурированных религий и верований. В этой статье мы и попробуем оценить объемы таких средств и основные пути их движения.
Прежде всего – несколько слов о потребителях. Чаще всего это женщины среднего и старшего возраста, принадлежащие к lower middle class. Такое положение дел можно объяснять возрастными особенностями их психики, а также особенностями русских мужчин - в массе своей пьяниц и лентяев, не способных служить прекрасному полу поддержкой и опорой.
Не вдаваясь в дебри психологии религии, начнем с конкретного примера.
«Знали бы вы, кто сегодня пришел навестить кого. О, Вы, может быть, удивитесь» - (ченелинг Крайона для россиян в гостинице «Космос», 2007 г.)
Крайон – это пришедший в 1989 г. на ум пожилому американскому инженеру Ли Керролу персонаж, который является служителем космической Магнитной службы и желает помочь всем землянам. Для этого он вещает через г-на Керрола, который транслирует его послания, что и называется ченелингом (нью-эйджевый ребрендинг медиумизма). Полученные результаты публикуются в книгах, которые и составляют значительную часть дохода г-на Керрола в развитых странах.
В России ситуация несколько иная, она напоминает бизнес в поп-музыке: чистой продажей носителей заработать проблематично, поэтому основной доход дают выступления.
Ли Керрол с коллегами посетил Москву в августе прошлого года и снова приедет в мае нынешнего (на фото kryon.com он позирует с известным артистом Сергеем Безруковым). Крайон и его команда проводят коллективные медитации, сеансы ченелинга, показывают презентации под аккомпанемент специальной музыки. Проходит это в конференц-зале столичной гостиницы «Космос». В 2007 г. семинар посетили более 1100 человек, стоимость билета составляла около 7.000 р., дополнительный семинар (то самое «тонирование шишковидной железы») обошелся страждущим еще в 4050 р. Таким образом, совокупная выручка, с учетом продаж книг и компакт-дисков, составляет порядка 10.000.000 рублей за два дня семинара. Принимающая сторона, представляемая главой издательства KryonInternational «преподобной» Еленой Брежневой, минимизирует организационные расходы за счет развитого института волонтеров.
Перевод 10.000 р. в седьмое измерение
Разумеется, события подобного уровня происходят не часто, несколько раз в год. Чуть более скромные мероприятия, аналогичные по форме (медитации, инициации, уроки мудрости и т.п.), с участием американских и европейских ченелеров и гуру, собирают по 100-200 человек и стоят от 5000 р. Частота их проведения в Москве и Питере – 10-20 мероприятий в год, по нескольку раз за тот же период они проходят во всех крупных городах РФ. Оплата крупных мероприятий часто происходит в безналичной форме. Вот, например, квитанция для семинара коллеги Крайона, Мастера Гида из седьмого измерения Кираэла и его земного канала Фреда Стерлинга, тоже пожилого улыбчивого американца (см. аттач), взятая с сайта г-жи Брежневой.
Интересно, что собственные лекции («Личная интеграция полушарий мозга!», 700 р.) Елена Брежнева проводит на территории Даниловского монастыря, т.е. резиденции Патриарха («охране сказать, что идете на лекции Брежневой Елены» - как видим, титул «преподобная» здесь опущен).
Семинары отечественных мастеров нью-эйджа происходят во всех крупных городах с периодичностью от нескольких раз в неделю до нескольких раз в месяц, собирают они порядка 30 человек и стоят от 500 р. до 10.000 р. Весьма распространен совместный просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей ченелингов (50-500 р.).
Иешуа и торговые марки
Известные «международные» ченелеры, представляющие интересы Крайона, Группы, Кираэла, Гайи, Иешуа и других вещающих им космических сущностей, а также их коллеги, авторы разнообразных методик, являются, по сути, главами соответствующих сетевых пирамид. В отличие от традиционного MLM (Oriflame, Herbalife и т.п.), гуру нью-эйджа активно кооперируются между собой и признают заслуги друг друга.
Как и в сетевом маркетинге, особую роль играют различные сертификаты и посвящения, часто многоуровневые. Они отражают степень овладения методиками - привлекательными для нью-эйджеров способами расширения возможностей человека и улучшения его здоровья. Чаще всего американские методики являются зарегистрированными торговыми марками, защищенными копирайтом, что позволяет контролировать процесс и не допускать в него сторонних людей, также почувствовавших в себе силу великую. Выдача документов происходит ступенчато – обладание сертификатами высшего уровня позволяет вести аккредитацию на начальных этапах.
Можно предположить, что за основу подобных западных практик было взято японское Рейки, и поныне входящее в число наиболее популярных и прибыльных нью-эйджевых учений. Упрощая, можно сказать, что Рейки, созданное в начале XX века Микао Усуи, заключается в лечении особым наложением рук для передачи «жизненной энергии». Трехуровневая система подготовки, усложнившись, легла в основу большинства более новых методик, уже защищенных копирайтом. Это сделано, дабы препятствовать дискредитации учения и его выходу из под контроля создателей, что отчасти произошло с Рейки.
Тем не менее, возникшая в императорской Японии традиция остается наиболее популярным в России направлением нью-эйджевого целительства. Овладение первым уровнем стоит от $150, вторым – от $500, третьим, мастерским – около $10.000. Сеанс наложения рук стоит от 300 р. Важным элементом, перешедшим из Рейки в другие системы, является представление о необходимости благодарности (т.е. оплаты), без которой эффективность процедур будет заведомо ниже.
Число практикующих различные варианты учения в России составляет несколько тысяч человек, из них мастеров (3 ступень) – до 1000. Все мастера и значительная часть имеющих посвящения 1-2 уровней активно проводят сеансы наложения рук и передачи «жизненной энергии». Адепты могут повысить квалификацию у иностранных мастеров, посещающих РФ несколько раз в год. Например, в 2006 г. в Ершово грандмастер Филлис Фурумото провела для нескольких сотен отечественных мастеров рейки семинар «Усуи 2» под лозунгом «Честно зарабатывай на жизнь» ($2000).
Ступени совершенства
Аналогично Рейки организованы, в частности, методики, близкие ченелингу. Разработанная соратницей Ли Керрола Пегги Дубро система балансировки электромагнитных полей (EMF Balancing Technique®, «излучение сердцевинной энергии способствует притоку духовного интеллекта в нашу повседневную жизнь» и т.д.) уровней I-IV стоит 28.800 руб., подготовительный семинар – 3.200 руб, интернатура, дающая право проводить платные сеансы, €820. Цены на овладение EMFBT во всех странах унифицированы, с практикующими заключается типовое лицензионное соглашение, где четко прописан запрет на преподавание. Для желающих обучать EMFBT есть возможность пройти несколько ступеней подготовки, каждая из которых дает право учить все более высоким степеням практики (последняя ступень стоит €5500). В лицензиях особо оговаривается запрет на привнесение в методику чего-то своего, но при этом никак не запрещается практиковать совершенно иные системы. Это ключевой момент, связанный с эклектичным, всеядным характером нью-эйджа – многие адепты и практики имеют одновременно дипломы типа EMFBT, Рейки, НЛП и звания академиков сонма псевдоакадемий типа РАЕН и академии информатизации.
Таким образом, вставшие на путь EMFBT путем покупки все новых степеней сертификатов получают возможность выше оценивать свои услуги клиентам, а затем начинают зарабатывать еще и преподаванием. На сегодня в России официально аккредитовано немногим более 30 человек – это совсем мало, но стоит помнить, что методик, организованных подобно описанной, множество («Терапия инверсивной волной», «Активация ДНК и Тета-исцеление», «Исцеление божественной клеткой» и т.п.).
Обширная аморфная группа нью-эйджеров может быть условно разделена на тех, кто занимается только самосовершенствованием и самоисцелением, и тех, кто оказывает платные услуги другим. Существующая система семинаров и сертификации поощряет поступательное движение от первой ступени ко второй, так что для многих, начавшись с увлечения, нью-эйдж становится профессией, а затем, возможно, и бизнесом.
К сожалению, хотя бы приблизительно оценить рынок нью-эйджевых мероприятий крайне сложно, все по той же причине аморфности и синкретизма, всеядности движения. По грубым прикидкам, он составляет несколько сот миллионов рублей в год.
Всяческие основанные на нью-эйдже целительные практики также дают большую выручку. По данным некоторых исследований (напр., А.В. Горюнова и Р.Г. Хлопушина, см. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № I) за неофициальной медицинской помощью всех видов обращаются до 1\4 населения Санкт-Петербурга, по всей России соотношение вряд ли другое. По ряду экспертных оценок, в 2002-2004 гг., рынок оккультных услуг в Москве составлял около $30 млн., по России его приблизительно оценивали в $1 млрд.; сейчас, конечно, объем заметно вырос. Но к нью-эйджу можно отнести лишь малую его часть, к тому же ряд операторов рынка зарабатывают больше на обучении, чем на применении своих методик.
Кроме того, нью-эйдж в чистом виде изначально нацелен на самосовершенствование, поэтому с распространенной практикой целительства американские нововведения скрещиваются не очень элегантно. Традиционные ярлыки типа «потомственная целительница Имя Отчество», отсылающие к сакральным ритуалам советских коммуналок, дополняются атрибутами типа «сертифицированный в США специалист нового направления». Двойной маркетинговый удар.
Вообще, попав на российскую почву, американские практики часто претерпевают соответствующие изменения. Например, сигналы от Крайона в обход Ли Керрола начинают принимать пенсионерки из Калининграда и других русских городов. В ряде случаев они берут за это деньги, сравнимые с теми, что получают «оригинальные источники». Так, Мария Иллаирия из Твери проводит за 3500-4000 р. ченелинги Крайона по тематике нашей статьи: «Деньги волшебника. Материальные аспекты при работе в новых энергиях».
Вещи
Наконец, последний из рассматриваемых нами секторов экономики эры Водолея – торговля эзотерическими предметами и носителями информации. Схема тут такая же, как и с потомственной целительницей, сертифицированной в США, т.е. апелляция к авторитетам в понятной и значимой для среднестастистической пенсионерки форме. Авторитеты бывают либо использующие околонаучную терминологию, либо духовную. Как правило, они комбинируются в духе лучших традиций советской технической интеллигенции:
«Все виды пульсоров (представленный на фото стоит около $500 – И.С.) обладают основной особенностью: автоматическая трансформация негативного движения энергии в естественное позитивное, что приведёт к положительной полярности энергетического центра – чакры - жизненной биологической формы…. Это энергия положительная, как созданная благодаря хорошим, любящими мыслям, что проникает в субатомы частиц окружающей среды и меняет энергетические колебания в положительную (или по часовой стрелке) сторону движения».
В число наиболее характерных для нью-эйджа товаров входят различные кристаллы, пирамиды, биоэнергокорректоры, а также всяческие фен-шуй-безделушки, завоевавшие сердца читательниц глянцевых журналов.
Оценить масштабы торговли такой продукцией тяжело, опять же, духовность и саморазвитие как мотивы покупки часто уступают место желанию улучшить здоровье или вернуть красоту. Нередко также нью-эйджевые товары (кристаллы, пирамиды, «ловцы снов» и пр.) покупают как подарок.
Капитализация спроса на «новую духовность» происходит в магазинах эзотерических, этнических и экзотических товаров («Путь к себе», «Белые облака» и т.п.), а также через индивидуальных торговцев и по интернету. Прибыльными становятся менее половины торговых точек – трудно выйти на необходимый для окупаемости объем продаж, не хватает рекламы. Успех начинания во многом зависит от способности персонала и руководства создать вокруг магазина сообщество интересующихся, превратить его в культурный центр. Дело это непростое: так, успехи «эзотерического этномаркета ВходВыход», задумывавшегося как крупнейший нью-эйджевый торговый центр России, оказались весьма скромными; магазин, кажется, готовится к закрытию. Всего же в столице заметных точек продажи эзотерической продукцией около десятка, в крупных городах – от 1 до 5, множество товара идет через киоски и лотки. Оптовыми поставками занимаются несколько сравнительно крупных фирм, например, принадлежащий кришнаитам «Сандаловый дом». Объемы и структуру рынка их представители предпочитают не комментировать. Еще сложнее оценить объемы интернет-торговли упомянутыми пульсорами и им подобными товарами.
Гораздо проще с книгами. Общий объем книжного рынка России составляет, по разным оценкам, от $1,8 до 2,5 млрд. Доля эзотерической литературы – до 5-6%, из нее относящейся к нью-эйджу – 25-30%. Наш национальный лидер продаж – Ошо (скандально известный индийский гуру, в своем учении соединивший элементы западной философии, индуизма, буддизма, даосизма и психотерапии).
Интеграция России в мировое сообщество
Среди сонма эзотерических и духовных учений, расцветших в постсоветской России, нью-эйдж занимает особое место. Во-первых, он является конгломератом представлений, духовным «зонтиком», снимающим противоречия и побуждающим к более активной циркуляции как духовности, так и денег.
Во-вторых, нью-эйдж – порождение западной, прежде всего, американской послевоенной культуры, результат столкновения хиппизма с потребительством. Как индивидуалистическое направление, он наиболее адекватен сложившейся на Западе общественной системе, элементы которой все более укореняются и у нас. Нью-эйдж не является радикальным, тоталитарным, репрессивным. Он оптимистичен, в него изначально инкорпорированы денежные отношения, которые являются условием эффективности ряда его духовных и целительских практик. Благодаря этим качествам именно нью-эйдж приходит в России на смену хаосу неортодоксальных эзотерических учений тяжелых лет нашей недавней истории.
Иван Стерлигов