Египетская революция принесла обществу не только подъем политической жизни, но и экономический кризис, подтолкнувший многих на противоправные действия. Грабители перерывают древние некрополи с помощью бульдозеров и делают подкопы из подвалов собственных домов.
Уничтожая наследие древнеегипетской цивилизации, они ищут золото и произведений искусства для черного рынка.
Люди, живущие в Гизе, печально шутят, что для них символом революции стала дыра в земле, одна из многих, появляющихся в Гизе почти каждую ночь. В том, что это так, мы убедились почти сразу же, как приехали к Великим пирамидам. Вблизи от пустынной дороги, там, где были видны блоки камня, обработанного в древности, неподалеку от пирамид, мы обнаружили большую вертикальную шахту, выкопанную совсем недавно. Шахта, диметром полтора метра была так глубока, что мы не увидели ее дна. Брошенный камень гулко отозвался на большой глубине.
Совсем неподалеку был еще один подкоп – на этот раз почти горизонтальный туннель, позволивший нам пробраться внутрь. На стенах были следы свежего подкопа; вскоре туннель ушел вглубь земли. «Люди копают, пытаясь найти древности, - говорит д-р Усама аль-Шими, старший инспектор Гизы. – Они мечтают, что копая, обязательно найдут золото и быстро разбогатеют». Бороться с ними очень тяжело, отмечает д-р аль-Шими, так как чаше всего они хорошо вооружены.
Грабительские раскопки процветают не только в Гизе. В часе езды от Каира, вблизи от знаменитых пирамид царя Снофру в Дахшуре, земля порой напоминает лунный пейзаж и испещрена ямами и норами. Люди с ружьями в руках также не раз нападали на расположенные неподалеку археологические хранилища некрополей Саккара и Абусир. Были украдены древние памятники, найденные во время археологических работ, которые не были еще зарегистрированы и изучались, а потому ныне они потеряны для науки. Никто не знает, сколько именно древностей было украдено за последнее время.
В Верхнем Египте дела обстоят лучше, но не намного. В Луксоре люди, живущие близ древних храмов и некрополей, копают туннели из подвалов собственных домов, чтобы найти древности. Некоторые участки грунта буквально пронизаны сетью таких туннелей, которые полностью уничтожают археологический контекст найденных вещей.
«Нелегальные раскопки были всегда, но их число невероятно выросло после революции, - говорит капитан Хосни Хуссейн, глава отдела туристической полиции Луксора. – Они думают, что за безопасностью никто не следит». Полиция не бездействует, однако попросту не справляется с огромным числом правонарушений в области сохранения культурного наследия страны. Капитан заверяет, что полиция превосходно работает и что все украденное было перехвачено и ничего не вывезли из страны… Увы, верится в это с трудом, если сказать мягко. Если бы его слова были бы правдой, то в Каире сейчас не процветал бы черный рынок древностей.
Один египтолог, египтянин по национальности, встретился с хорошо известным в определенных кругах дилером и сообщил, что является поручителем британского покупателя. Дилер в итоге поверил ему и выставил для осмотра целый ящик с памятниками VII-VI вв. до н.э., в основном, - статуэтками ушебти, которые часто встречаются в погребениях. На условии анонимности он также позволил сфотографировать памятники. В качестве отправной цены для торга за весь ящик была названа цена в $5000
Понятно, что египетские некрополи начали грабить еще в древности, однако такого страшного размаха в стране «не было с XIX века, - говорит Кент Уикс, профессор египтологии Американского университета в Каире. - Со времени начала революции власть на местах почти перестала контролировать ситуация. Настолько ужасной ситуация не была очень давно».
За последние десятилетия простые египтяне поняли финансовый потенциал археологических находок и, воспользовавшись революцией и бессилием полиции, стали вершить свое черное дело. «Украдены многие тысячи памятников, - сокрушается Уикс. – Мы попросту не знаем, сколько именно. Сами памятники, скорее всего, целы – грабители тщательно берегут их, чтобы продать подороже, однако исторический контекст утерян и места, где они находились – сильно разрушены. Откуда этот памятник? Из какой гробницы? Частью какого комплекса памятников он был? Этого мы уже никогда не узнаем».
Люди из Гизы говорят, что туннелей становится все больше. У их выходов ближе к ночи видны целые мешки, набитые чем-то. Какие там предметы, какие памятники – никто не знает. Власти все чаще утверждают, что опасности нет и все под контролем. Остается понять, где он, этот призрачный контроль?
(с) bbc.co.uk (с) Авторизованный перевод: Виктор Солкин (с) maat.org.ru
Источник: victorsolkin.
Рейтинг публикации:
|