Человек Средневековья был беззащитен перед великим множеством смертельно опасных болезней. Люди ничего не знали о том, как распространяются заболевания, не имели ни малейшего представления о микроорганизмах. Зато тогда почти повсеместно была распространена вера в сверхъестественное. Болезни считались карой Божьей, а также результатом вмешательства в жизнь человека потусторонних сил. Эпидемия чумы, унесшая в XIV веке жизни почти трети населения Европы, не могла не породить в суеверных умах легенд, которые объясняли происхождение ужасной болезни.
В Европе ходили слухи о таинственной леди чуме, которая плывет по воздуху, видимая лишь некоторыми из смертных.
В народе говорили о множестве дурных предзнаменований, предшествовавших черной смерти. Во Франции наблюдались удивительные звездопады – казалось, звезды решили покинуть свои привычные места и намеревались массово переселиться на землю. Ходили слухи о том, что некая крестьянка, разрезая каравай хлеба, увидела выступившую на срезе кровь.
В декабре 1347 года в Ватикане над папским дворцом будто бы видели столб огня, хотя пожара не было. Колокола собора Святого Марка в Венеции начинали звонить сами по себе, безо всякого вмешательства человека.
Пылкое воображение средневековых людей рисовало поистине фантастические картины. Фра Микеле Пьяцца, сицилийский монах, оставивший подробную хронику событий тех страшных лет, как о достоверном факте сообщает об огромной черной собаке, которая ворвалась в мессинскую церковь и мечом, зажатым в одной из передних лап, принялась рубить роскошное убранство храма.
И пришла чума… «Днем и ночью многие умирают на главных улицах города, – писал Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», книге, которая, по сути, есть не что иное, как бегство от ужасов черной смерти. – Отход в мир иной многих, умерших в своих домах, даже не замечался соседями до тех пор, пока гниение не затрагивало трупы. Если в доме умирал один, то вскоре весь район превращался в кладбище»…
Алый шарф
Народному сознанию свойственно создавать персонификации отвлеченных понятий.
Когда черная смерть ужа начала свой путь по Европе, стали говорить о таинственной леди чуме, которая, словно призрак, плывет по воздуху, видимая лишь некоторыми из смертных. Незаметно касается она того, кого избирает своей жертвой, – и дни его сочтены. Также говорили, что леди чума бродит по улицам городов и деревень и, выбрав дом, который желает посетить, просовывает под его дверь либо бросает в окно свой ярко-алый шарф.
«Зачумленные». Иллюстрация из Тоггенбургской Библии.
Сам крестьянин вскоре заболел и умер, но другие дома в этом селении чума не тронула.
Испугавшийся пастор
Даже когда болезнь, забрав тысячи жизней, отступила, память народа сохранила множество легенд о призраках, чье появление так или иначе связано с чумой. В английском графстве Гемпшир есть деревня Вернхам Дин, через которую проходит дорога под названием Чут Козвей. Выходя из деревни, дорога поднимается на холм.
Девушка была словно соткана из воздуха.
Грязные деньги
На севере Англии обитает другой призрак, чье появление также связано с чумой. Суинсти Холл – богатое поместье, но если ночью побродить по саду, окружающему большой господский дом, то можно увидеть на берегу ручья человека, который что-то сосредоточенно моет в воде. Это первый владелец поместья, некто Робинсон. Рассказывают, что он был обычным лондонским бродягой, который промышлял в столице мелкими кражами. Но когда началась эпидемия чумы, многие дома оказались заброшенными, а нажитое их хозяевами добро – никому не нужным. И тогда Робинсон принялся обыскивать такие дома, не брезгуя брать даже монеты, которые клали на глаза покойникам. Вскоре он собрал достаточно денег, чтобы, покинув Лондон, вернуться на родину. Там он купил Сунсти Холл, где прожил до конца своих дней.
Но после смерти Робинсона ждало суровое возмездие – уже не одно столетие пытается он отмыть свои деньги, добытые нечестным путем, но до сих пор не видно результата его трудов.
Вестница беды
Распространение черной смерти в Европе в 1347-1353 годах.