Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Политическая мифология американского общества

Политическая мифология американского общества


8-04-2012, 11:50 | Необычные явления / Размышления о феноменах | разместил: poisk-istini | комментариев: (0) | просмотров: (3 183)

Политическая мифология американского общества

 

Автор: Владислав Гулевич

 

 

За годы господства прогрессистского мировоззрения мы привыкли к мысли, что таким понятиям, как мифология, не место в нашем рационализированном мире. Однако это далеко не так. И даже самое рационализированное общество, где прагматизм и практическая польза поставлены во главу угла, каковым является общество американское, не лишено подсознательных механизмов, определяющих формы внешнего поведения, как рядовых американцев, так и их политической элиты.

Политика народа — это практическая сторона его жизненной философии, из абстрактных идей принимающей осязаемые формы. Каждый народ живет под грузом свойственного его культуре мифологического базиса. Этот базис скрыт от внешнего наблюдения, находясь в глубинах народной психологии. Проявлением народной психологии принято считать традиционные сказки, эпосы и фольклорные произведения. В наш век образцами проявления подсознания являются также мультипликационные фильмы и кинематограф. В последние десятилетия мир стал свидетелем американского политического повествования о супергерое. Экзистенциальный противник — Советский Союз — вышел из игры. Индивидуальный поединок двух мировоззренческих систем — капиталистической и социалистической — сменился групповыми избиениями непокорных (Ирак, Афганистан, Сербия, Ливия), а фраза Марка Твена «Бог создал войны, чтобы американцы получили познания в географии» приобрела зловещий смысл. США — сверхдержава, единственная на данный момент. Сомнений этот факт не вызывает, но было бы нелишним проанализировать основные установки американского этнического сознания, накладывающего четкий отпечаток на американскую внешнюю политику. Базовой фигурой американской культуры является герой-одиночка. Образ непокорного задиры, раздающего тумаки своим оппонентам, и любой ценой (как правило, большой кровью) добивающегося своего, воспет американской народной литературой, Голливудом и индустрией компьютерных игр. Симптоматично появление в американской традиции таких произведений, как «Терминатор», «Человек-паук», «Бэтмен», «Супермен», «Капитан Америка». Главных персонажей характеризует крайняя жесткость и агрессия, отсутствие размышлений о последствиях применения своей сверхсилы («разве что артиллерийский снаряд способен пробить его кожу, он может обогнать скоростной локомотив и перепрыгнуть небоскреб») и строгое соблюдение норм поведения, принятых на Среднем Западе. Характерно, что некоторых из упомянутых героев явили публике еще в 1930‑1940‑х гг., и с тех пор их способности прогрессировали параллельно техническому прогрессу самих США. Так, Супермен пережил атомный взрыв, а позже ему приписали невосприимчивость к токсинам и старению, умение обходиться без кислорода и сдвигать планеты с орбит. «Капитан Америка», одетый в костюм, раскрашенный в цвета американского флага и вооруженный неразрушимым щитом, помогает правительству США в военных операциях против неонацистов, коммунистов и террористов, демонстрируя удивительные познания в технике. Как указывает в статье «Сверхчеловек и американская политическая традиция» политический аналитик Александр Бовдунов, «для понимания американского общества в этом отношении интересны две работы американских социологов и культурологов — Роберта Джуэта и Джона Шелтона Лоуренса («Миф об американском супергерое» и «Капитан Америка и крестовый поход против зла: дилемма ревностного национализма»). Эти авторы утверждают, что, несмотря на заявления, поступающие в том числе со стороны некоторых представителей психологической науки о том, что сознание американцев предельно демифологизировано, на самом деле такое представление в корне неверно, американское общество и сознание большинства американцев управляется столь мощными мифологическим комплексами, что невозможно понять Америку, не обратившись к ним. На основании многочисленных исследований, касающихся, как политических доктрин, выступлений и писаний американских политиков и философов, писателей и общественных деятелей со времен отцов-основателей США, и до Джорджа Буша, так и народных рассказов, литературных произведений, фильмов, мультфильмов, видео и компьютерных игр и их общественного восприятия авторы делают следующий вывод, миф о сверхчеловеке, о супергерое является одним из ключевых, если не стержневым мифом американского воображения. Политические доктрины, равно как и образы, запомнившиеся нам по американским кинофильмам суть одни из форм его воплощений. Авторы используют термин «мономиф», введенный Джозефом Кэмпбеллом (другим американским автором) для корректного описания американского мифа о супергерое. Они противопоставляют классический мономиф, как его понимает Кэмпбелл и мономиф американский. В классическом мономифе, примерами которого могут быть миф об Энее или «Одиссея», или широко распространенный во многих культурах миф об убийстве дракона героем, человек выпадает из обычного круговорота жизни, терпит лишения, проходит определенное испытание, совершает героический поступок, после которого, так или иначе, реинтегрируется в общество. Очень часто, мы можем заметить это в наших сказках, локальные версии такого мифа заканчиваются свадьбой, обретением власти. Реинтеграция, соответствующая женитьбе или осуществлению властных функций, равна обретению полноценного человеческого статуса, вот почему Кэмпбелл соотнес такой мономиф с представлением об инициации, целью которой и является обретение полноценного человеческого статуса в архаическом обществе. Американский мономиф, хотя и похож на классический, сущностно инаков. Его главной особенностью является отсутствие финальной реинтеграции, супергерой является всегда внешним по отношению к обществу, одиноким, спасая мир бессчетное количество раз, он остается иным, приобретая даже черты божества». Повествование об американском супергерое отличается от легенд и эпосов об одиноких рыцарях и героях-путешественниках, свойственных европейской традиции, крайним максимализмом. Эней, Одиссей и подобные им персонажи, проходя через испытания, приносили избавление определенному народу, определенной стране. Американский герой спасает все человечество. Отличается методологическая база, на которую опираются персонажи американских, и, например, европейских мифов. Фильм «Крутой Уокер: правосудие по-техасски» мог появиться только в США. В названии картины (показанной в 37 странах мира) — двойной символизм. Крутой Уокер, как еще одна форма экранизированного воплощения лихого героя, в одиночку борющегося со всем окружением, и т. н. «техасское правосудие», отличающееся от общепринятых юридических норм, но априори получившее общественную легитимацию благодаря способностям режиссеров и автора сценария. Опора исключительно на свое понимание справедливости, отвержение или отказ в легитимности иным формам юридического права при их столкновении с «правосудием по-американски», вера в миссию Соединенных Штатов, как страны-чуда, страны-одиночки, страны-супергероя, спасающего человечество — таковы базисные установки коллективного бессознательного американского общества. В этом — истоки предельно наступательных политических доктрин Вашингтона (доктрина Монро в 1823 г., доктрина Рейгана в 1985 г., доктрина Буша в 2002 г.), позиционирование интересов США (супергерой) выше интересов окружающих (враги супергероя и трусливая серая масса, стоящая ниже его на ступени нравственного и физического развития). Происходит наложение крайне индивидуалистического нарратива о герое-одиночке на все американское общество и восприятие этого общества, как коллективного супергероя. Американцы — это некий коллективный шериф, наводящий ужас на окрестных хулиганов, который их всегда найдет и уничтожит (Саддам Хуссейн, Слободан Милошевич, Муаммар Каддафи). Идеал американской исключительности является составной частью не только военно-политического и конфессионального, но и социального аспекта. Расхожее выражение «американская мечта», упомянутое Джеймсом Адамсом в «Эпосе Америки» в тяжелый период Великой депрессии в 1931 г., словно отказывает другим в праве на существование собственных грез. Нет шведской, французской, бельгийской мечты, потому что нет эсхатологического осмысления собственной культурно-политической исключительности, свойственной англосаксам. Мудрый Вольтер, схваченный в Лондоне толпою разъяренных горожан, собиравшихся его казнить в разгар очередного англо-французского конфликта, искусно вышел из затруднения, произнеся: «Разве я не достаточно наказан Богом, что не родился англичанином?». Толпа понесла его на руках. Американский психолог норвежско-датского происхождения Карен Хорни, эмигрировав в 1930‑х гг. в США и продолжая заниматься психотерапевтическими исследованиями, отмечала особый культурный климат американского общества, где отношения между людьми и неврозы во многом отличаются от европейских. Быть причастным «американской мечте» означает почитание традиционных для всех американцев символов и героев, т. е. принятие мифа о супергерое и вживление в него. Интересно бы было узнать мнения психологов и психоаналитиков по поводу перманентного насилия в американских школах и вузах, где с кошмарной периодичностью маньяки-одиночки расстреливают учащихся. Что это: крайняя форма стресса под влиянием напряженного жизненного графика, свойственного капиталистическим странам или же своеобразная попытка утвердиться в роли супергероя, расхаживая с пистолетами по этажам и видя, как толпы безоружных людей зависят целиком и полностью от твоего расположения духа? И почему подобные инциденты происходят так часто и именно в такой форме как раз в Соединенных Штатах? Оружия на руках полно и в других англосаксонских странах — Новой Зеландии, Великобритании, Австралии, но только в США им пользуются регулярно в учебных заведениях и универмагах. Позволю себе в очередной раз процитировать уже упомянутого нами Александра Бовдунова: «Интересно, что не обращавшийся ни к мифологическим основаниям американской внешней политики, ни к проблемам культуры и культурного кода как к основным, знаменитый социолог Чарльз Райт Миллс, вскрывает схожее отношение к миру в целом как одной из скреп, объединяющих правящий класс США, еще в 60‑х годах описав в качестве одной из неотъемлемых характеристик американской властной элиты «военную метафизику», восприятие реальности в целом в духе войны, стремление найти врага и вступить с ним в конфронтацию. Модель «супергероя» — это не только смешные комиксы, это гораздо более страшная реальность, с которой человечество вынуждено сталкиваться, несмотря ни на какие заявления из Белого Дома. Последний пример с лауреатом Нобелевской премии мира, втянувшим Америку в новую войну — еще одно тому подтверждение». Расширение мифологических границ, когда супергерой приобретает исключительные и неподражаемые характеристики, подсознательно побуждает к расширению границ политических, внутренне обосновывая распространение американского влияния на всю планету. Вспомним знаменитую фразу Джорджа Буша-мл. «Бог сказал мне: «Ударь по Ираку!» или регулярные выпады американских политиков в адрес России, Ирана, Ливии, Сирии. В них, как и во многих других действиях Вашингтона, читается явная отсылка к подсознательному мифу о супербойце-одиночке, готовом вершить свое субъективное «правосудие по-техасски».



Источник: chaspik.info.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map