Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Теология свободного рынка

Теология свободного рынка


31-03-2012, 12:16 | Необычные явления / Размышления о феноменах | разместил: poisk-istini | комментариев: (0) | просмотров: (2 266)

Теология свободного рынка


Ми­ха­эль ДОРФ­МАН

Бу­де­те ли вы до­ве­рять ме­ди­цин­ской про­фес­сии, если пре­по­да­ва­те­ли в ме­ди­цин­ских вузах не будут иметь опыта прак­ти­че­ско­го ле­че­ния боль­ных, но зато будут ис­пы­ты­вать неува­же­ние к прак­ти­ку­ю­щим вра­чам? Воз­рас­тёт ли ваше до­ве­рие к этой про­фес­сии, если ме­ди­цин­ские ис­сле­до­ва­ния будут иметь мало об­ще­го с во­про­са­ми, ко­то­рые важны для вра­чей, пы­та­ю­щих­ся ле­чить па­ци­ен­тов? Этими во­про­са­ми начал свою на­шу­мев­шую недав­но ста­тью об эко­но­ми­ке и эко­но­ми­стах Марк Тома. Со­вре­мен­ная сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, или как её еще на­зы­ва­ют, «нео­клас­си­че­ская эко­но­ми­ка» – об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ский культ, срод­ни «на­уч­но­му ком­му­низ­му», при­зван­ный об­слу­жи­вать мо­дель гло­баль­но­го кор­по­ра­тив­но­го ка­пи­та­лиз­ма «по-аме­ри­кан­ски».

На­уч­на ли сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­ка?

Изображение
Адам Смит пер­вым уви­дел "незри­мую руку рынка"

Об этом на­пи­са­ны столь­ко книг, что все не уме­стить биб­лио­те­ки. По­это­му ко­рот­ко огра­ни­чим­ся рас­смот­ре­ни­ем клю­че­вых по­сту­ла­тов сво­бод­но-ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. «Тео­рия ра­ци­о­наль­ных ожи­да­ний» (ТРО), ле­жа­щая в ос­но­ве со­вре­мен­ной сво­бод­но-ры­ноч­ной эко­но­ми­ки — док­три­на до­воль­но мут­ная. Если ко­рот­ко, то эта тео­рия утвер­жда­ет, что люди ведут себя на рынке со­глас­но ожи­да­ни­ям нео­клас­си­че­ской эко­но­ми­ки, тем ожи­да­ни­ям, ко­то­рые сама тео­рия счи­та­ет ра­ци­о­наль­ны­ми и ожи­да­ет их от субъ­ек­тов рынка. Такое опре­де­ле­ние через тав­то­ло­гию – общее пра­ви­ло для сво­бод­ных ры­ноч­ни­ков, и его можно найти уже у отца со­вре­мен­ной эко­но­ми­ки Адама Смита. Ниже ещё ска­жем о его «незри­мой руке рынка».
Мно­гие науки стоят на тав­то­ло­гии. Все ма­те­ма­ти­че­ские урав­не­ния, в конце кон­цов, сво­дят­ся к тав­то­ло­гии, к тому, что ноль равен нулю. Од­на­ко ма­те­ма­ти­че­ские ак­си­о­мы вы­ве­де­ны из эм­пи­ри­че­ских на­блю­де­ний, чего не ска­жешь об ак­си­о­мах эко­но­ми­че­ских. Тео­рия ра­ци­о­наль­ных ожи­да­ний… ожи­да­ет от людей ра­ци­о­наль­но­го по­ве­де­ния. Че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние все­гда на­прав­ле­но на «мак­си­ми­за­цию соб­ствен­ной поль­зы», и такое «оп­ти­маль­ное» по­ве­де­ние обес­пе­чи­ва­ет ра­ци­о­наль­ность рынка, не даёт ему стать мо­шен­ни­че­ским, не до­пус­ка­ет сверх­при­бы­лей.
Тем самым ра­ци­о­наль­ное че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние со­зда­ёт на рынке со­вер­шен­ное урав­не­ние ба­лан­са между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем, ко­то­рое, в свою оче­редь, и опре­де­ля­ет цены. Цены ста­но­вят­ся из­на­чаль­ным и со­вер­шен­ным ин­дек­сом для опре­де­ле­ния че­ло­ве­че­ских же­ла­ний, и их (в рам­ках ТРО) не при­ня­то под­вер­гать со­мне­нию. Раз столь­ко дают на рынке, зна­чит, товар столь­ко и стоит. Во­про­сов боль­ше не долж­но быть. Из этого сле­ду­ет, что цены на рынке все­гда иде­аль­но по­ка­зы­ва­ют «чего люди хотят» и «как долж­но быть».
По­доб­но на­уч­но­му ком­му­низ­му, сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­ка ис­хо­дит из ак­си­о­мы, что эко­но­ми­че­ское по­ве­де­ние людей ра­ци­о­наль­но. В со­вет­ских ис­точ­ни­ках поль­зо­ва­лись сло­вом «со­зна­тель­ность». Мак­си­ми­за­ция поль­зы, ле­жа­щая в ос­но­ве ТРО – сама по себе до­воль­но стран­ная док­три­на. Она пред­по­ла­га­ет, что че­ло­ве­че­ское удо­вле­тво­ре­ние имеет некую фик­си­ро­ван­ную ве­ли­чи­ну, про­из­вод­ную от ко­ли­че­ства вещей и услуг, ко­то­рые че­ло­век спо­со­бен ку­пить. Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся также, что люди спо­соб­ны опре­де­лять эту ве­ли­чи­ну, и стро­ить своё по­ве­де­ние ра­ци­о­наль­но, со­глас­но своим пред­став­ле­ни­ям об удо­вле­тво­ре­нии. Среди тео­ре­ти­ков-эко­но­ми­стов и прак­ти­ков мар­ке­тин­га не любят слов «пред­став­ле­ние» или «мне­ние». Там пред­по­чи­та­ют слово «пер­цеп­ция». В кру­гах сво­бод­но-ры­ноч­ных идео­ло­гов много го­во­рят о сво­бо­де вы­бо­ра. На прак­ти­ке же вся­че­ски ста­ра­ют­ся эту сво­бо­ду ми­ни­ми­зи­ро­вать. Там во­об­ще не верят, что че­ло­век имеет сво­бо­ду вы­бо­ра. Как и в марк­сиз­ме-ле­ни­низ­ме, «сво­бо­да – это осо­знан­ная необ­хо­ди­мость» мак­си­ми­зи­ро­вать свою поль­зу. Не так давно была такая наука — «на­уч­ный ком­му­низм». Вме­сте с «марк­сист­ско-ле­нин­ской по­лит­эко­но­ми­ей», «на­уч­ным ате­из­мом» и ещё несколь­ки­ми «об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ски­ми дис­ци­пли­на­ми» они со­став­ля­ли куль­то­вую идео­ло­гию со­вет­ско­го строя. Со­вре­мен­ная эко­но­ми­ка пред­став­ля­ет себя на­у­кой. Эко­но­ми­сты ра­бо­та­ют в уни­вер­си­те­тах, за­щи­ща­ют дис­сер­та­ции, по­лу­ча­ют на­уч­ные зва­ния, пуб­ли­ку­ют­ся в на­уч­ных жур­на­лах. Неко­то­рые даже по­лу­ча­ют Но­бе­лев­ские пре­мии (по спе­ци­аль­ной уже после Но­бе­ля утвер­ждён­ной но­ми­на­ции «эко­но­ми­ка»). Де­ла­ет ли это эко­но­ми­ку на­у­кой?

Место среди наук

На­уч­ность раз­ных дис­ци­плин опре­де­ля­ет­ся их свя­зя­ми с дру­ги­ми на­у­ка­ми, вза­и­мо­за­ви­си­мо­стью и про­ве­ря­е­мо­стью их ре­зуль­та­тов. Есте­ствен­но было бы пред­по­ло­жить, что эко­но­ми­ка, за­ни­ма­ю­ща­я­ся по­ве­де­ни­ем людей и об­ще­ства, долж­на быть тесно свя­за­на с дру­ги­ми об­ще­ствен­ны­ми и гу­ма­ни­тар­ны­ми на­у­ка­ми – со­цио­ло­ги­ей, пси­хо­ло­ги­ей, био­э­ти­кой, пе­да­го­ги­кой, ан­тро­по­ло­ги­ей. Нель­зя ска­зать, что до­сти­же­ния об­ще­ствен­ных и гу­ма­ни­тар­ных наук не ис­поль­зу­ют в прак­ти­ке мар­ке­тин­га. Ис­поль­зу­ют, да ещё как. Зато, как наука, сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­ка стоит в сто­роне от дру­гих наук.
Изображение
Мне­ние со­цио­ло­гов о со­вре­мен­ной нео­клас­си­че­ской эко­но­ми­ке и её при­ло­же­ни­ях весь­ма нелест­но. Ос­но­во­по­ла­га­ю­щий прин­цип «мак­си­ми­за­ции поль­зы» никак не го­дит­ся для изу­че­ния ре­аль­ных об­ще­ствен­ных яв­ле­ний. Мак­си­ми­за­ция лич­ной поль­зы и вовсе счи­та­ет­ся ан­ти­об­ще­ствен­ным по­ве­де­ни­ем, по­сколь­ку про­ти­во­ре­чит мак­си­ми­за­ции об­ще­ствен­но­го блага. Да и что такое «мак­си­ми­за­ция соб­ствен­ной поль­зы» в ме­ди­цине или в про­све­ще­нии? Клю­че­вые от­рас­ли биз­не­са (стра­хо­ва­ние, фи­нан­сы, ме­ди­ци­на и т.д.) даже близ­ко не под­пус­ка­ют к себе ос­но­во­по­ла­га­ю­щие прин­ци­пы от­кры­той ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции.
Не поль­зу­ет­ся ав­то­ри­те­том эко­но­ми­че­ская наука и в кру­гах био­э­ти­ков. Даже ан­тро­по­ло­ги, спо­соб­ные на­хо­дить вза­и­мо­по­ни­ма­ние с эк­зо­ти­че­ски­ми пле­ме­на­ми в от­да­лен­ных угол­ках пла­не­ты, не при­ни­ма­ют все­рьёз мо­де­ли и гра­фи­ки сво­бод­но-ры­ноч­ных эко­но­ми­стов. По­след­ний ин­те­рес­ный и пло­до­твор­ный диа­лог между эко­но­ми­кой и ан­тро­по­ло­ги­ей со­сто­ял­ся аж в 1941 году между Фран­ком Най­том и Мел­вил­лом Герш­ко­ви­чем. Два ан­тро­по­ло­га Крис Ханн и Кейт Харт опуб­ли­ко­ва­ли очень ин­те­рес­ную книгу «Эко­но­ми­че­ская ан­тро­по­ло­гия» В пре­ди­сло­вии ав­то­ры пишут: «Мы на­де­ем­ся убе­дить эко­но­ми­стов в за­бо­тах ре­аль­но­го мира, за­ин­те­ре­со­вать их ра­бо­той ан­тро­по­ло­гов, в их от­кры­ти­ях в об­ла­сти че­ло­ве­че­ской эко­но­ми­ки, в по­зна­нии со­вре­мен­ных тео­рий ан­тро­по­ло­гии». Ав­то­ры по­ни­ма­ют, сколь малы их шансы: «Мала на­деж­да на диа­лог и вза­и­мо­по­ни­ма­ние с теми, кто опре­де­ля­ет эко­но­ми­ку ис­клю­чи­тель­но как при­ло­же­ние ло­ги­ки ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма о мак­си­ми­за­ции соб­ствен­ной поль­зы ко всем сфе­рам об­ще­ствен­ной жизни».

Спа­сать эко­но­ми­ку от эко­но­ми­стов

Ан­тро­по­ло­ги Ханн и Харт за­клю­ча­ют книгу до­воль­но пес­си­ми­стич­но: «Эко­но­ми­че­скую науку надо спа­сать от эко­но­ми­стов». Ведь эко­но­ми­ка – не идео­ло­гия, а наука при­клад­ная. Она долж­на быть при­ме­ни­ма для ре­ше­ния кон­крет­ных про­блем. В одних слу­ча­ях це­ле­со­об­раз­на при­ва­ти­за­ция, в дру­гих — на­ци­о­на­ли­за­ция. Порой надо по­ощ­рять спрос и им­порт, порой – огра­ни­чи­вать им­порт и по­ощ­рять про­из­вод­ство. Эко­но­ми­че­ские тео­рии мо­де­ли «Ра­ци­о­наль­ные ожи­да­ния» и «Эф­фек­тив­ные рынок», о ко­то­рых мы по­го­во­рим ниже, имеют свое огра­ни­чен­ное при­ме­не­ние на рынке. Все «измы» имеют свои плюсы и про­бле­мы – со­ци­а­лизм и ка­пи­та­лизм, ли­бе­ра­лизм и мер­кан­ти­лизм, кейн­си­ан­ство и марк­сизм. За­да­ча эко­но­ми­ки – ре­шать про­бле­мы по мере по­ступ­ле­ния, брать луч­шее из того, что со­зда­ла че­ло­ве­че­ская мысль и учи­ты­вать про­шлые ошиб­ки. Ведь даже для ре­ше­ния раз­лич­ных задач ис­поль­зу­ют­ся раз­лич­ные тео­рии, не сов­па­да­ю­щие между собой, как ска­жем, кван­то­вая ме­ха­ни­ка и тео­рия от­но­си­тель­но­сти.
Изображение
К со­жа­ле­нию, не толь­ко эко­но­ми­ка может стать пред­ме­том куль­та. В культ воз­во­ди­лись науки об об­ще­стве («диа­лек­ти­че­ский ма­те­ри­а­лизм – это со­цио­ло­гия марк­сиз­ма» или по­зи­ти­визм конца XIX на­ча­ла ХХ века). Пред­ме­том спе­ку­ля­ций ста­но­ви­лась био­ло­гия (лы­сен­ков­ская ге­не­ти­ка или ра­со­вая ев­ге­ни­ка) и даже фи­зи­ка (арий­ская фи­зи­ка или борь­ба с пав­лин­гиз­мом в ста­лин­ском СССР[имени Лай­ну­са По­лин­га – отца кван­то­вой ме­ха­ни­ки]). Рынок су­ще­ство­вал до «ры­ноч­ной эко­но­ми­ки», и будет су­ще­ство­вать после, хотя се­год­ня легче пред­ста­вить конец света, чем конец ка­пи­та­лиз­ма. Про­бле­ма не с рын­ком, а со сво­бод­ным рын­ком. В при­ро­де нет такой вещи, как сво­бод­ный рынок! Любой рынок имеет стро­гие за­ко­ны. Иначе это не рынок. Во­прос все­гда в том, в чью поль­зу эти за­ко­ны на­пи­са­ны. О сво­бо­де рынка в ос­нов­ном пе­кут­ся те, кто кон­тро­ли­ру­ет рынок и не хочет ни­ка­ко­го кон­тро­ля над собой.
Идео­ло­гия сво­бод­но­го рынка во мно­гом ба­зи­ру­ет­ся на пи­са­ни­ях тех, кто не яв­лял­ся ни эко­но­ми­стом, ни уче­ным, как Мюр­рей Рот­барт или Айн Рэнд. Дру­гие, как Гарри Бек­кер или Миль­тон Фрид­ман, – были се­рьёз­ны­ми уче­ны­ми, не зря по­лу­чив­ши­ми свои Но­бе­лев­ки. Од­на­ко по­доб­но дру­гим уче­ным-идео­ло­гам, обе­щав­шим людям кол­лек­тив­ное или ин­ди­ви­ду­аль­ное из­бав­ле­ние, как Карл Маркс или Зиг­мунд Фрейд, они были ещё та­лант­ли­вы­ми пи­са­те­ля­ми и неуто­ми­мы­ми про­па­ган­ди­ста­ми своих идей. И здесь наука пре­вра­ща­лась в оче­ред­ной «изм». Ведь учё­ные, как че­ло­ве­че­ское мно­же­ство, ничем не от­ли­ча­ют­ся от дру­гих че­ло­ве­че­ских групп. Как и везде, там есть свои пра­вед­ни­ки и греш­ни­ки, свои ду­ра­ки и умные. Про­сто уни­вер­си­тет­ская наука иг­ра­ет в со­вре­мен­ном об­ще­стве те же роли, ко­то­рые иг­ра­ла ка­то­ли­че­ская цер­ковь в сред­не­ве­ко­вом об­ще­стве. Среди этих ролей – опре­де­ле­ние об­ще­ствен­ной идео­ло­гии, раз­ра­бот­ка об­ще­ствен­ных стра­те­гий и по­ли­ти­че­ско­го курса, то есть то, что по-ан­глий­ски на­зы­ва­ет­ся ёмким тер­ми­ном policymaking. В со­вре­мен­ном об­ще­стве пе­ре­ход из уни­вер­си­тет­ской науки в ко­ри­до­ры по­ли­ти­че­ской вла­сти очень лег­кий. Мно­же­ство про­фес­со­ров эко­но­ми­ки, по­ли­то­ло­гии и т. п. ста­но­ви­лось и ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ски­ми стра­те­га­ми и пра­ви­тель­ствен­ны­ми бю­ро­кра­та­ми, а мно­же­ство по­ли­ти­ков и бю­ро­кра­тов прямо пе­ре­хо­дят на ка­фед­ры уни­вер­си­те­тов и ис­сле­до­ва­тель­ских ин­сти­ту­тов. В ос­нов­ном, учё­ные по­мо­га­ют по­ли­ти­кам ре­шать про­бле­мы, од­на­ко за­ча­стую они же ста­но­вят­ся идео­ло­га­ми, а порой и слу­жи­те­ля­ми на­у­ко­об­раз­ных куль­тов. Хо­ро­ший при­мер – груп­па бле­стя­щих эко­но­ми­стов во главе с Его­ром Гай­да­ром и Ана­то­ли­ем Чу­бай­сом, сыг­рав­ши­ми (вме­сте с «маль­чи­ка­ми Сам­мер­са» – гар­вард­ски­ми аме­ри­кан­ски­ми со­вет­ни­ка­ми «Чи­каг­ской эко­но­ми­че­ской школы») зло­ве­щую роль «ель­цин­ских маль­чи­ков», ре­шив­ших, что власть долж­на об­слу­жи­вать рынок. За уско­рен­ное внед­ре­ние их идей на­ро­ды Рос­сии за­пла­ти­ли непо­мер­ную че­ло­ве­че­скую цену, срав­ни­мую лишь со ста­лин­ской мо­дер­ни­за­ци­ей. Имен­но от таких идео­ло­гов-эко­но­ми­стов и надо спа­сать эко­но­ми­че­скую науку и на­ци­о­наль­ные эко­но­ми­ки.

«Ко­рысть – это хо­ро­шо»

Изображение
Ос­но­во­по­лож­ник Чи­каг­ской школы Миль­тон Фрид­ман

Ра­ци­о­наль­но ли по­треб­ле­ние? Стоят ли мои «фир­мен­ные» джин­сы ре­аль­но на­столь­ко боль­ше, чем пара джин­сов без эти­кет­ки? Стоит ли дом в до­ро­гом рай­оне боль­ше, чем в де­шё­вом? Стоит ли па­тен­то­ван­ная ба­ноч­ка по­ли­ви­та­ми­нов Centrum ре­аль­но до­ро­же ана­ло­гич­ной ба­ноч­ки по­ли­ви­та­ми­нов без име­ни-брен­да. По­след­нее точно нет. Как-то при­ш­лось на­блю­дать, как одни те же таб­лет­ки, по­лу­чен­ные оптом от Centrum, па­ко­ва­лись в два вида бу­ты­ло­чек – одни с фир­мен­ным име­нем, дру­гие — с име­нем сети су­пер­мар­ке­тов, ко­то­рые сто­и­ли в три раза мень­ше фир­мен­ных. Здесь тео­ре­ти­ки-эко­но­ми­сты рас­хо­дят­ся со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, прак­ти­ка­ми мар­ке­тин­га. Из­вест­но, что по­тре­би­тель да­лё­ко не все­гда ведет себя ра­ци­о­наль­но. За­ча­стую по­тре­би­тель­ское по­ве­де­ние опре­де­ля­ет­ся модой, то есть «груп­по­вой пер­цеп­ци­ей». По­про­сту го­во­ря, люди ведут себя со­глас­но тому, что ожи­да­ет от них груп­па, к ко­то­рой они при­над­ле­жат, либо хо­те­ли бы при­над­ле­жать. Мар­ке­тинг и кор­по­ра­ции не про­сто знают это, но и из­вле­ка­ют из этого нема­лые ба­ры­ши, охот­но ис­поль­зу­ют для того, чтобы взвин­тить цены опре­де­лён­ных то­ва­ров, «рас­кру­тить брен­ды».
Эко­но­ми­сты могут воз­ра­зить, мол, все равно по­тре­би­тель дей­ству­ет ра­ци­о­наль­но, по­сколь­ку пла­тит за «со­ци­аль­ную са­мо­оцен­ку». По­ку­пая брен­ды, по­тре­би­тель якобы при­об­ре­та­ет «со­ци­аль­ный ка­пи­тал», и это то, что рынок ему про­да­ёт на самом деле. Такая по­ста­нов­ка во­про­са вы­да­ёт фун­да­мен­таль­ное ис­ка­же­ние че­ло­ве­че­ской пси­хо­ло­гии. Ра­зу­ме­ет­ся, мно­гие из нас иден­ти­фи­ци­ру­ет себя с груп­пой, и по­ку­па­ют мод­ные и пре­стиж­ные в груп­пе вещи, или, го­во­ря про­фес­си­о­наль­ным язы­ком, «по­треб­ля­ют через груп­по­вую иден­ти­фи­ка­цию». Од­на­ко это глу­бо­ко эмо­ци­о­наль­ное дей­ствие. Труд­но себе пред­ста­вить, что при виде до­ро­гой шубки, мод­ная де­вуш­ка рас­су­доч­но и ци­нич­но рас­счи­ты­ва­ет, на­сколь­ко при­об­ре­те­ние про­дук­та уве­ли­чи­ва­ет её «со­ци­аль­ный ка­пи­тал». Об­ще­ствен­ные пер­цеп­ции и моды, ко­то­ры­ми тор­гу­ет со­вре­мен­ный мар­ке­тинг – это ир­ра­ци­о­наль­ные ре­ак­ции в ответ на опре­де­лен­ные сти­му­лы. Тор­гов­цы и мар­ке­то­ло­ги знают, что это никак не ра­ци­о­наль­ные ре­ше­ния, по мень­шей мере, лет сто.
На­гляд­ный при­мер – это лоп­нув­ший «жи­лищ­ный пу­зырь», за­пу­стив­ший все­мир­ный фи­нан­со­вый кри­зис в 2008 году. Людей убе­ди­ли вкла­ды­вать день­ги в жильё не толь­ко для того, чтобы иметь дом, и даже не для того, чтобы из­влечь доход, но по­то­му, что «обя­за­тель­но надо» иметь свой дом, «те­перь и ты тоже мо­жешь», что без дома че­ло­век не часть на­ци­о­наль­ной иден­ти­фи­ка­ции «аме­ри­кан­ской мечты», не оправ­ды­ва­ет ожи­да­ний «об­ще­ства соб­ствен­ни­ков». По­доб­ный мар­ке­тинг при­ме­нял­ся по­всю­ду, где росли жи­лищ­ные пу­зы­ри – в Ис­па­нии, Из­ра­и­ле, Ир­лан­дии. Фаб­ри­ка­ция по­доб­ных ожи­да­ний не толь­ко неотъ­ем­ле­мая часть любых спе­ку­ля­тив­ных пу­зы­рей, но и ин­те­граль­ная часть любой «ры­ноч­ной ак­тив­но­сти». При­ме­ров можно при­ве­сти мно­же­ство, и во всех сфе­рах, где якобы при­ло­жи­ма Тео­рия ра­ци­о­наль­ных ожи­да­ний – от ре­ше­ний вкла­ды­вать день­ги до по­куп­ки цен­ных бумаг – всё это ир­ра­ци­о­наль­ные им­пуль­сы, ко­то­ры­ми часто ма­ни­пу­ли­ру­ют учре­жде­ния и кор­по­ра­ции в эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских целях. Стоит лишь по­смот­реть, какое огром­ное ко­ли­че­ство де­я­те­лей на ниве эко­но­ми­ки и по­ли­ти­ки пы­та­ет­ся из­влечь барыш из наших так на­зы­ва­е­мых ин­фля­ци­он­ных ожи­да­ний.
Изображение
То, что необ­хо­ди­мо свя­зать по­тре­би­те­ля с брен­дом не толь­ко через груп­по­вую моду, но и через обе­ща­ние сек­су­аль­но­го удо­вле­тво­ре­ния, се­год­ня уже клас­си­ка мар­ке­тин­га

То, что необ­хо­ди­мо свя­зать по­тре­би­те­ля с брен­дом не толь­ко через груп­по­вую
моду, но и через обе­ща­ние сек­су­аль­но­го удо­вле­тво­ре­ния, се­год­ня уже клас­си­ка мар­ке­тин­га. По­нят­но, по­че­му по­лу­го­лые кра­сот­ки те­перь ре­кла­ми­ру­ют не толь­ко ав­то­мо­би­ли, муж­скую одеж­ду, кос­ме­ти­ку, но и трак­то­ры, и ра­бо­чие ин­стру­мен­ты. Сек­су­аль­ный при­зыв обес­пе­чи­ва­ет, что по­тре­би­тель будет по­ку­пать боль­ше и будет нуж­дать­ся в то­ва­ре чаще. На­зы­вать такое по­ве­де­ние ра­ци­о­наль­ным – это из­де­вать­ся над рус­ским язы­ком. Те, кто экс­плу­а­ти­ру­ет по­доб­ные при­выч­ки, лучше дру­гих знают, на­сколь­ко они нера­ци­о­наль­ны. Глав­ное здесь то, что все участ­ни­ки рынка – по­тре­би­те­ли, про­из­во­ди­те­ли, ин­ве­сто­ры и про­гно­зи­сты часто дей­ству­ют со­вер­шен­но нера­ци­о­наль­но. Будь их дей­ствия ра­ци­о­наль­ны, они бы не под­да­лись бес­счет­но­му числу ма­ни­пу­ля­ций, ко­то­рые знает ис­то­рия эко­но­ми­ки. Тезис о стрем­ле­нии к соб­ствен­ной поль­зе хо­ро­шо под­дер­жи­ва­ет сво­бод­но-ры­ноч­ную идео­ло­гию. Фраза из филь­ма «Уо­лл-Стрит» «ко­рысть – это хо­ро­шо», к удив­ле­нию его со­зда­те­лей, стала неофи­ци­аль­ным ло­зун­гом в тех кру­гах фи­нан­со­вых дель­цов, ко­то­рых фильм кри­ти­ко­вал. Быв­шие смерт­ные грехи объ­яв­ле­ны по­зи­тив­ны­ми цен­но­стя­ми – алч­ность, ко­ры­сто­лю­бие, среб­ро­лю­бие, ли­хо­им­ство, лю­бо­с­тя­жа­ние.

Где же здесь тео­ло­гия?

Сво­бод­но-ры­ноч­ная, нео­клас­си­че­ская эко­но­ми­ка ис­хо­дит из прин­ци­па, что люди дей­ству­ют на рынке, об­ла­дая пол­ной и объ­ек­тив­ной ин­фор­ма­ци­ей. Эко­но­ми­сты на­зы­ва­ет это про­гно­зи­ро­ва­ни­ем, хотя с тем же успе­хом могли бы на­звать га­да­ни­ем на ко­фей­ной гуще. Невоз­мож­но за­яв­лять, что все люди в любое время на рынке про­гно­зи­ру­ют пра­виль­но. Они лишь по­ла­га­ют, что если слу­ча­ют­ся ошиб­ки, то это ин­фор­ма­ци­он­ные ано­ма­лии, ко­то­ры­ми можно пре­не­бречь. Вот что пишут в одном аме­ри­кан­ском уни­вер­си­тет­ском учеб­ни­ке по эко­но­ми­ке: «Ра­ци­о­наль­ные ожи­да­ния озна­ча­ют, что эко­но­ми­че­ские фак­то­ры под­вер­га­ют­ся воз­дей­ствию ин­фор­ма­ции и ре­ше­ний, что сво­дит к ми­ни­му­му ошиб­ки про­гно­зи­ро­ва­ния. Это не озна­ча­ет, что не бы­ва­ет оши­бок про­гно­зи­ро­ва­ния, а про­сто зна­чит, что по­доб­ные ошиб­ки не могут быть си­стем­ны­ми и не имеют се­ри­аль­ной кор­ре­ля­ции».
Изображение
Сек­су­аль­ный при­зыв обес­пе­чи­ва­ет, что по­тре­би­тель будет по­ку­пать боль­ше и будет нуж­дать­ся в то­ва­ре чаще

Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что все участ­ни­ки ры­ноч­но­го про­цес­са об­ла­да­ют ис­чер­пы­ва­ю­щим зна­ни­ем всех эко­но­ми­че­ских пе­ре­мен­ных (цены, ин­фля­ция и т. д.). Да не толь­ко в на­сто­я­щем вре­ме­ни, но из про­шло­го и даже бу­ду­ще­го. Имен­но этот смысл, по всей ви­ди­мо­сти, имеет фраза «под­вер­га­ют­ся воз­дей­ствию ин­фор­ма­ции и ре­ше­ний». Иначе как же они могут не де­лать оши­бок? Если же участ­ни­ки ры­ноч­но­го про­цес­са не об­ла­да­ют всей пол­но­той ин­фор­ма­ции, то во­лей-нево­лей им при­хо­дит­ся в ка­кой-то мере по­ла­гать­ся на ин­ту­и­цию, на чув­ства и эмо­ции. Это уже про­ти­во­ре­чит догме Сво­бод­но­го Рынка. Более того, сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­ка по­ла­га­ет, что и по­тре­би­тель все­зна­ю­щий и все­мо­гу­щий. По край­ней мере, если он ведёт себя «нор­маль­но». Ведь если по­тре­би­тель не все­зна­ю­щий, то и ожи­да­ния его не ос­но­вы­ва­ют­ся на ра­ци­о­наль­ных со­об­ра­же­ни­ях. И это опять во­пре­ки догме. Здесь про­яв­ля­ет­ся тео­ло­ги­че­ская при­ро­да сво­бод­но-ры­ноч­ной эко­но­ми­ки.
Ир­ланд­ский эко­но­мист (и быв­ший ка­то­ли­че­ский тео­лог) Фи­липп Пи­кин­тон пишет, что в боль­шин­стве тео­ло­гий лишь бог (или боги) об­ла­да­ют со­вер­шен­ством, все­зна­ни­ем и все­мо­гу­ще­ством. Един­ствен­ный путь к этим зна­ни­ям и ка­че­ствам для че­ло­ве­ка – в тео­ло­ги­че­ском, а ещё боль­ше, мо­лит­вен­ном об­ще­нии с бо­же­ством. Сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­ка не может от­ри­цать оче­вид­ное, что че­ло­век де­ла­ет ошиб­ки на рынке. Ин­фор­ма­ци­он­ной ошиб­ке в тео­ло­гии со­от­вет­ству­ет по­ня­тие греха. И лишь в тео­ло­гии грех не может быть си­стем­ным. Ведь каж­дый че­ло­век может ис­ку­пить грех и спо­до­бить­ся спа­се­ния. Пока че­ло­век дей­ству­ет в рам­ках тео­рии-дог­мы (ко­то­рая пред­опре­де­ле­на), то грех оста­ёт­ся ин­ди­ви­ду­аль­ным актом, ми­ни­ми­зи­ру­ет­ся, а жизнь про­дол­жа­ет­ся в рам­ках со­вер­шен­но­го зна­ния. Иуда­изм вы­ра­жа­ет эту идею, утвер­ждая, что «нет боль­шей сво­бо­ды, чем сле­до­ва­ние путём Торы». На­уч­ный ком­му­низм опре­де­лял ту же самую идею сво­бо­ды как вы­нуж­ден­ную необ­хо­ди­мость. Есте­ство, об­ла­да­ю­щее со­вер­шен­ным зна­ни­ем – это Бог. В на­уч­ном ком­му­низ­ме его на­зы­ва­ли Об­ще­ствен­ным Про­грес­сом. В сво­бод­но-ры­ноч­ной эко­но­ми­ке Бога зовут Рынок. Та самая «незри­мая рука рынка» Адама Смита. Идея Бога почти нераз­ли­чи­ма от сво­бод­но-ры­ноч­ной кон­цеп­ции Рынка. Оба уста­нав­ли­ваю по­ря­док, в ко­то­ром про­те­ка­ет наша жизнь. Оба опре­де­ля­ют сле­до­вать своим за­ко­нам в жизни, несмот­ря на вся­че­ские из­вра­ще­ния и де­ви­а­ции (грехи). И оба яв­ля­ют­ся со­вер­шен­ны­ми про­цес­со­ра­ми ин­фор­ма­ции, не толь­ко на­сто­я­щей, но и об­ла­да­ют зна­ни­ем про­шло­го и бу­ду­ще­го.
Изображение
Фраза из филь­ма «Уо­лл-Стрит» «ко­рысть – это хо­ро­шо», к удив­ле­нию его со­зда­те­лей, стала неофи­ци­аль­ным ло­зун­гом в кру­гах фи­нан­со­вых дель­цов

Яв­ле­ние бо­же­ствен­но­сти рынка

Тео­рия (или ги­по­те­за) эф­фек­тив­но­го рынка (ЕМН), гла­сит, что вся су­ще­ствен­ная ин­фор­ма­ция немед­лен­но и в пол­ной мере от­ра­жа­ет­ся на ры­ноч­ной кур­со­вой сто­и­мо­сти цен­ных бумаг. Дру­ги­ми сло­ва­ми, в рынок уже встро­е­на вся ин­фор­ма­ция, что и поз­во­ля­ет рынку ра­бо­тать пре­вос­ход­но и в со­от­вет­ствии с тем, что от него ожи­да­ет сво­бод­но-ры­ноч­ная эко­но­ми­че­ская наука (т. е. спрос и пред­ло­же­ние опре­де­ля­ют функ­ци­о­ни­ро­ва­ние рынка, а цена яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным от­ра­же­ни­ем этого фе­но­ме­на). От­но­ше­ние к рынку и рань­ше было почти ре­ли­ги­оз­ным. Од­на­ко имен­но в ЕМН и на­блю­да­ет­ся яв­ле­ние на­ро­ду бо­же­ства по имени Сво­бод­ный Рынок. Тео­рия эф­фек­тив­но­го рынка тол­ку­ет о том, что на рынке дей­ству­ют те же самые ра­ци­о­наль­ные силы, что и в Тео­рии ра­ци­о­наль­ных ожи­да­ний. И эти силы дей­ству­ют гар­мо­нич­но и пред­ска­зу­е­мо, в сумме до­сти­га­ют со­вер­шен­ства в об­ра­бот­ке ин­фор­ма­ции. Здесь можно дис­ку­ти­ро­вать, что было пер­вич­ным – дог­мат ра­ци­о­наль­ной при­ро­ды рынка или идея о ра­ци­о­наль­но­сти участ­ни­ков рынка. В любом слу­чае Рынок, как и вся­кое со­вре­мен­ное бо­же­ство, су­ще­ству­ет неяв­но и про­яв­ля­ет­ся перед ве­ру­ю­щи­ми лишь в ре­зуль­та­тах своих дей­ствий, зато об­ла­да­ет силой, спо­соб­ной управ­лять по­ве­де­ни­ем от­дель­ных людей и кол­лек­ти­вов. Ив Смит, автор за­ме­ча­тель­ной книги ECONned, по­ка­зы­ва­ет, как Тео­рия эф­фек­тив­но­го рынка ис­поль­зу­ет­ся в по­ли­ти­че­ских целях — для оправ­да­ния раз­ре­гу­ли­ро­ва­ния фи­нан­со­во­го рынка. По­ли­ти­ка поз­во­ли­ла Рынку дей­ство­вать безо вся­ких пре­град. И это, по мне­нию мно­гих, при­ве­ло к по­след­не­му кри­зи­су все­мир­ной фи­нан­со­вой си­сте­мы, по сути, к на­ча­лу конца мо­де­ли сво­бод­но-ры­ноч­но­го кор­по­ра­тив­но­го ка­пи­та­лиз­ма. Сво­бод­ный рынок не вы­пол­нил обе­ща­ний сво­е­го соб­ствен­но­го куль­та, а по­то­му Бог Сво­бод­но­го рынка умер. Что про­ис­хо­дит со смер­тью богов – это в сле­ду­ю­щей ста­тье цикла.



Источник: sensusnovus.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map