Противовирусный препарат Виталанг-2. Приобрести.

Загрузка...

Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география

» » » У динозавра с Мадагаскара обнаружили двухмесячный цикл смены зубов

» У динозавра с Мадагаскара обнаружили двухмесячный цикл смены зубов
30-11-2019, 12:27 | Необычные явления / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (478)

D’Emic et al. / PLOS One, 2019

Ученые обнаружили, что хищный динозавр, обитавший на Мадагаскаре, сменял зубы каждые два месяца. По сравнению с его ближайшими родственниками, это очень быстро, разница составляет от 2 до 14 раз. Судя по всему, это связано с тем, что он много грыз кости жертв, из-за чего зубы быстро изнашивались. Работа опубликована в журнале PLoS One.

Скорость смены зубов связана со множеством факторов — начиная от типа питания и рациона и заканчивая местом обитания и размерами животного. Известно, например, что у динозавров скорость образования зубов и скорость их смены была обратно пропорциональна их размеру, то есть чем меньше был зуб, тем дольше он рос. Это означает, судя по всему, что скорость роста зависела в первую очередь не от размера зуба или самого динозавра, а от каких-то внутренних причин.

Такой причиной могла бы быть скорость изнашивания эмали, которая напрямую зависит от рациона. Считается, что у травоядных динозавров зубы стирались быстрее, чем у хищных, и поэтому сменялись чаще. С тех пор, как появилась эта гипотеза, прошло уже двадцать лет, за которые ученые открыли множество новых ископаемых видов и собрали множество новых образцов.

Ученые под руководством Эрика Лунда (Eric Lund) из Университета Огайо решили воспользоваться новыми данными и проследить эволюционные стратегии для скорости роста зубов. Они просканировали 52 зуба майюнгазавра — маленького хищного динозавра с Мадагаскара, а также его относительно близких родственников — аллозавра и цератозавра. Затем некоторые зубы исследователи разрезали, чтобы определить толщину линий роста на зубной эмали — вещества в ней откладываются регулярно, как слои годичных колец в деревьях, но не ежегодно, а ежедневно.

Толщина линий роста у всех динозавров оказалась приблизительно одинаковой — 14-23 микрометра, а вот количество линий в одном зубе различалось. Сопоставив длину и возраст зубов, исследователи вывели среднее время смены — у майюнгазавра оно составило всего 56 дней, в то время как у его родственников — 104 и 107.

Затем ученые сопоставили эту скорость роста с уже известными скоростями для других динозавров с разным типом питания. Они обнаружили, что для хищного животного майюнгазавр сменял зубы неожиданно быстро: у его ближайших родственников поколение зубов жило в два раза дольше, а у чуть более далекого тираннозавра — в целых 14 раз дольше, 777 дней.

Сверху: эволюционное древо динозавров и время жизни одного поколения зубов. Красный - самое короткое, зеленый - промежуточное, синий - самое долгое. Снизу: распределение скорости смены зубов в зависимости от размера и типа питания: голубой - хищные, желтый - травоядные динозавры.

D’Emic et al. / PLOS One, 2019

Скорость смены зубов у майюнгазавра оказалась сравнима с травоядными динозаврами. Исследователи объясняют это тем, что майюнгазавр, судя по всему, питался среди прочего костями и костным мозгом, что изнашивало его зубы сильнее, чем мясо. Тираннозавр, впрочем, тоже, видимо, был остеофагом, но избрал для себя другую стратегию — его зубы были больше и крепче.

Таким образом, гипотеза о том, что тип питания определяет скорость смены зубов, подтвердилась и дополнилась исключениями и уточнениями. А вот никакой зависимости от массы тела исследователи, как и их предшественники, не обнаружили.

Недавно ученые подробно разобрались в том, как сменяются зубы у других рекордсменов в этой дисциплине — пираньевых рыб. А также нашли динозавра с радужным оперением в Китае и «божественного ящера» в Японии. Кроме того, в желудке еще одного китайского динозавра, микрораптора, нашли ящерицу нового рода и вида.

Полина Лосева