Случайное открытие в 1928 году Александром Флемингом пенициллина, ознаменовало победу человечества над болезнетворными бактериями и вирусами. Чума, оспа и кажущийся теперь нестрашным грипп, не так давно выкашивавшие миллионы людей, отступили. Считалось, что достигнута полная победа, но «невидимый враг» готовится нанести ответный удар. Специалисты сообщают о росте числа инфекций, устойчивых к современным лекарствам. Неужели в плане страха перед вирусами мы возвращаемся в Средневековье-2.0?
Американский Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) предупреждает о появлении так называемой «супербактерии». В прошлом году ею заразилось свыше 2 миллионов жителей США. 23 тысячи из них умерли, поскольку традиционные лекарства не помогли, а организм сам не смог справиться с болезнью. Один из с трудом переболевших американцев так описывает свое негодование:
Меня не покидает ощущение, что я нахожусь не в Соединённых Штатах, а в стране третьего мира, где медицина находится на уровне начала прошлого столетия.
Любителям чувственных ощущений будет полезно узнать, что произошла опасная мутация бактерии, вызывающей гонорею. Венерическая болезнь, которая была побеждена только в середине прошлого века, стала вновь серьезной угрозой. Ученые разморозили программы по изучению казалось бы уже побежденной «срамной хвори».
Почему так происходит, легко объясняется самой природой бактерий. Они являются древнейшими обитателями нашей планеты и сохраняют все присущие им свойства – изменчивость, наследственность и способность к естественному отбору. Одной бактерии достаточно выработать устойчивость к лекарственному средству, и эта информация будет передана «потомкам» с невероятной скоростью. За сутки некоторые микроорганизмы способны дать до 72 новых поколений.
Ежедневно на планете употребляется огромное количество всевозможных антибиотиков, многие из которых продаются без рецепта. Бактерии сталкиваются с этим вызовом и постепенно приспосабливаются к нему. Результатом становится появление новых версий старых болезней, которым таблетки что горох об стену. В 2017 году в США от Klebsiella pneumoniae умерла женщина. Ей не смогли помочь 26 видов антибиотиков.
Звучит пугающе. А некоторые медики и вовсе дают предельно пессимистические прогнозы. Например, Александр Мясников, главврач столичной городской клинической больницы №71, поясняет:
Широкое применение антибиотиков вызвало повсеместную резистентность. Я думаю, что мы это изобретение медицины уже потеряли.
Если это действительно так, то антибиотики позволили нам победить лишь в битве, но не в многовековой войне с «невидимым врагом». Супербактерии теперь требуют суперантибиотиков, иначе мы в медицинском плане возвращаемся в Средневековье. Начинается «гонка вооружений», от успеха которой будут зависеть жизни миллионов людей.