Специально для mixstuff – Игорь Абрамов
Насколько важно принимать во внимание генетический профиль романтического партнера перед тем, как принимать решение о браке? Этим вопросом задался психолог Ричард Матсон из университета Нью-Йорка и его коллеги.
Логично предположить, что генетические факторы могут лежать в основе многих черт характера, уже используемых сайтами знакомств – таких как тип личности и эмпатия – которые, как многие полагают, могут способствовать первоначальной «химии» и долгосрочному потенциалу пары. Так что, вероятно, нет ничего удивительного в том, что сейчас появились сайты, сочетающие поиск партнеров с генетическим тестированием.
Однако, является ли совместимость интимных партнеров на основе определенных генов научно обоснованной? Исследования показали, что генетически идентичные близнецы, воспитанные в разных условиях, одинаково оценивают обще качество своих браков, что предполагает некоторый устойчивый вклад генетической структуры в семейную жизнь. Однако, какие именно гены влияют на брак, и почему, остается загадкой.
Таким образом, прогнозирование совместимости людей в браке на основе конкретных комбинаций генетических профилей опирается на слабую научную основу. В настоящее время исследователи только начинают идентифицировать гены, которые могут быть как-то связаны с семейным счастьем, а также выяснять, какие процессы это определяют.
Зачем нужно изучать влияние генов на брак?
Как ученый и психолог, я давно интересуюсь факторами, способствующими счастливому браку, например, разрешению конфликтов в супружеских парах. Однако, интерес к изучению генетических детерминант брака возник у меня совсем недавно.
Гены – это сегменты ДНК, которые кодируют определенную особенность. Ген может принимать различные формы, называемые аллелями, и комбинация двух аллелей, унаследованных от обоих родителей, представляет собой генотип. Различия генотипов соответствуют наблюдаемым различиям черт характера у разных людей.
Хотя гены лежат в основе индивидуальных различий в широком спектре характеристик, которые, как принято считать, имеют отношения к браку, меня особенно интересует ген рецептора окситоцина (OXTR). Окситоцин, который иногда называют гормоном любви, играет важную роль в эмоциональной привязанности. Например, окситоцин переполняет мать при рождении ребенка, и его концентрация резко возрастает во время секса.
Поэтому я рассуждал, что ген OXTR, который регулирует количество окситоцина, может быть хорошим объектом для изучения в контексте брака, поскольку он часто влияет на то, как мы привязываемся к другим людям. Кроме того, OXTR связан с рядом явлений, имеющих отношение к социальному поведению людей, включая доверие и общительность.
Наибольший интерес вызывает тот факт, что ген OXTR связан с физиологическими реакциями на социальную поддержку и признаками, которые, как принято считать, имеют решающее значение для таких процессов, как эмпатия. Наряду с выводами о том, что качество социальной поддержки является одним из основных факторов, определяющих общее качество брака, данные свидетельствуют о том, что вариации гена OXTR могут быть связаны с долгосрочностью брака, влияя на то, как партнеры поддерживают друг друга. Чтобы проверить эту гипотезу, я собрал многопрофильную группу ученых, в которую вошли психологи с дополнительными знаниями в области семейных исследований, генетик и нейроэндокринолог, специализирующийся на окситоцине.
Наша команда привлекла к участию в исследовании 79 разнополых супружеских пар. Затем мы попросили каждого из партнеров определить важную личную проблему, не связанную с браком, которую предстояло обсудить с супругом в течение 10 минут.
Эти обсуждения были записаны, а затем закодированы в соответствии с тем, как каждый партнер запрашивал и оказывал «позитивную» поддержку, оценивая такие элементы, как решение проблем и активное слушание. Пары ответили отдельно на несколько анкет, в том числе и на вопросы о качестве поддержки, которую они получили во время своего взаимодействия с супругом. Каждый человек также предоставил образцы слюны, которые наша команда проанализировала, чтобы определить, какие два аллеля гена OXTR имеет каждый человек.
Генетические вариации и качество брака
Основываясь на предварительных данных, мы сосредоточили свое внимание на двух конкретных участках гена OXTR: rs1042778 и rs4686302. Как и ожидалось, более качественная социальная поддержка была связана с качеством брака. Кроме того, генетические вариации OXTR как для мужей, так и для жен, были связаны с тем, как партнеры вели себя в ходе дискуссий.
Тем не менее, люди не выглядели более или менее удовлетворенными поддержкой, которую они получили, на основании различий в позитивных навыках, которые их партнеры использовали в ходе взаимодействия. Вместо этого мы обнаружили, что мужья с двумя копиями аллеля Т в определенном участке гена OXTR (rs1042778) чувствовали, что их партнеры оказывают поддержку низкого качества. Причем, независимо от того, были ли навыки поддержки у этого партнера сильными или слабыми.
Для нас это означало, что мужьям с генотипом ТТ было труднее интерпретировать поведение их жен как поддерживающее. Это согласуется с другими данными, связывающими этот же генотип с социально-когнитивным дефицитом, а также с аутизмом.
Примечательно, что муж и жена в таких супружеских парах также сообщали, что они в целом менее удовлетворены своим браком, по сравнению с теми, у которых разные комбинации аллелей. Это говорит о том, что пары, в которых у мужа были две копии аллеля Т, находились в худшем положении, отчасти из-за того, что у этих мужчин имеются проблемы с восприятием поведения жены как поддерживающего. Эта закономерность была подтверждена в конечном итоге и статистическим анализом.
Практические последствия
Есть ли у нас доказательства, необходимые для того, чтобы начать обследование потенциальных мужей для выявления конкретных комбинаций генов, которые представляются вредными для брака?
Я бы не рекомендовал поступать таким образом по нескольким причинам. Прежде всего, гены могут влиять на широкий спектр характеристик, которые в каких-то отношениях могут быть вредны для брака, а в других – полезны. Хотя мы обнаружили, что наличие двух копий аллеля Т, по-видимому является проблемой в контексте социальной поддержки, предварительный анализ показал, что эта комбинация также оказывает определенное позитивное влияние на брак. Точный механизм пока выявить не удалось, но мы предполагаем, что меньшая чувствительность к социальным нюансам может быть защитным фактором в других сферах брака, например, притупляя враждебность во время разногласий.
Более того, предполагать, что один ген может заключить или разорвать брак, значит недооценивать сложность генетики и брака. Возможно, определенные гены могут быть более или менее вредными в зависимости от остальной части генетического профиля партнера. Тем не менее, в настоящее время отсутствуют опубликованные данные, на которые можно было бы опереться. Таким образом, исключение потенциальных мужей из-за генетических различий не имеет особого смысла.
Тем не менее, у полученных выводов имеется область практического применения. Исследования показали, что социальная поддержка со стороны интимных партнеров может сдерживать вредное воздействие стресса на психическое и физическое здоровье. В той степени, в которой определенные гены ухудшают способность человека чувствовать поддержку, этот человек может быть более восприимчивым к воздействию стресса. Таким образом скрининг мужчин на генотип ТТ в гене OXTR может помочь в выявлении лиц, подверженных повышенному риску возникновения проблем, связанных со стрессом. Кроме того, будущие исследования могут выявить, как адаптировать оказание социальной поддержки таким образом, чтобы оно могло принести пользу таким людям.
Есть также несколько других потенциально важных участков OXTR и других генов, которые могут влиять на семейную жизнь. Наше исследование предоставляет образец для подхода к изучению семейной генетики в будущем.