Специально для mixstuff – Olga_Vesna
Большинство из нас, скорее всего, были бы в восторге, узнав, что инопланетяне существуют, неважно, разумные они или нет.
Когда в прошлом октябре загадочный межзвёздный объект Оумуамуа пронёсся через нашу солнечную систему, стали появляться захватывающие дух новостные сюжеты, задающиеся одним и тем же вопросом: а вдруг это космический корабль? Не было абсолютно никаких поводов так думать, однако многие люди всё же надеялись.
На протяжении всей нашей истории большинство новых странных космических явлений заставляло нас задуматься: возможно, это именно тот самый момент, когда мы впервые столкнёмся с инопланетной жизнью? Эти ожидания могут быть вовсе не безосновательными. Многие учёные приводят развёрнутые, основанные на доказательствах, аргументы в пользу того, что в конечном итоге мы откроем жизнь за пределами нашей планеты. Для тех, кто действительно в это верит, самый неясный вопрос – могут ли такие новости вызвать глобальную панику. А зависит это от того, как наше сознание, на которое огромное влияние оказывают земная среда и общество, воспримет потенциальную угрозу со стороны чего-то совершенно вне нашего привычного окружения.
— У очень большого количества людей есть такое ощущение, что правительство будет хранить в секрете открытие разумной инопланетной жизни, в противном случае все просто сойдут с ума, — говорит астроном института SETI Сет Шостак. А ведь возможно, нашему мозгу, настроенному за миллионы лет эволюции с опаской относиться к хищникам, будет полезно потрясение от прибытия в наш мир невероятно могущественных инопланетных существ из далёкой неизвестности.
Однако пока ситуация не дошла до «инопланетного вторжения», и звездолёты недоброжелателей не направляются к Земле, а мы уже читаем новости об открытии внеземных цивилизаций. Как же нам реагировать? Психологи из Университета штата Аризона в США использовали специализированное программное обеспечение, чтобы оценить чувства, вызванные прочтением 15 статей о прошлых открытиях, которые могут быть расценены как сообщения об инопланетной жизни.
Статьи охватывают такие темы, как новые планеты, похожие на Землю, таинственные астрофизические явления и возможная жизнь на Марсе. В исследовании, опубликованном в январе в журнале Frontiers in Psychology, говорится, что в статьях использовалось больше позитивных, чем негативных слов. И, хотя об этом не писали в газетах, позже команда исследователей обнаружила, что статьи об Оумуамуа тоже полны позитива. Эти результаты они озвучат в субботу в Остине, штат Техас, на ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки.
«Думаю, как правило, мы положительно расположены к новому, если у нас нет серьёзной причины подозревать, что оно может навредить нам, — говорит психолог Майкл Варнум. – Конечно, я не говорю о том, что если бы мы получили новости о множестве огромных военных кораблей, направляющихся к Земле под управлением инопланетян, мы были бы счастливы».
Марсианские микробы
По словам Варнума и многих астробиологов, поскольку простые, одноклеточные виды жизни, вероятно, гораздо более распространены в космосе, чем межзвёздные цивилизации, то, скорее всего, у нас больше шансов однажды открыть инопланетные микробы, чем кого-то, с кем можно поговорить. Для своего следующего блока экспериментов он попросил около 500 американских жителей написать их мысли о том, как они, и общество в целом, отреагируют на новость о таком открытии.
Затем он попросил отдельную группу людей численностью около 250 человек прочитать и выразить своё мнение о статье, опубликованной в 1996 году в газете New York Times , в которой говорилось о потенциальном обнаружении застывших микробов в метеорите с планеты Марс. Он сравнил отклики этой группы с откликами других 250 человек, читавших статью 2010 года о первой синтетической форме жизни, созданной в лаборатории. Обе истории были предоставлены без даты опубликования, как если бы они были свежими (хотя некоторые участники эксперимента, очевидно, поняли, что это не так).
После анализа эмоционального тона откликов, учёные пришли к выводу, что при описании как внеземной, так и синтетической жизней, участники в целом больше использовали положительных слов, чем отрицательных. Тенденция увеличения количества положительных слов сильнее проявилась в откликах на статью о внеземной жизни, что может свидетельствовать о том, что данные не были искажены, например, возможной склонностью человека писать или реагировать позитивно.
Обычно участники говорили, что их реакция будет более позитивной, чем реакция общества в целом. Варнум считает, что это обусловлено психологической тенденцией, называемой «иллюзорным превосходством», то есть когда человеку кажется, что он лучше остальных.
Однако Шостак отмечает, что сама методология эксперимента могла настраивать участников на более позитивные отзывы. Даже если это не так, он уверяет, что выводы не стали для него сюрпризом.
«Если бы мы завтра объявили, что нашли микробы на Марсе, люди не стали бы устраивать радостные демонстрации на улице, — говорит он. – И мне не кажется, что кто-то думает иначе. А если бы марсиане приземлились в Силиконовой долине, я бы накупил кучу замороженных пицц и дал бы дёру, как и многие другие».
Неведомые инопланетяне
А если открытие будет где-то между такими крайностями, как инопланетные микробы или хищные, враждебные чужаки, осаждающие Землю? Будут ли люди, в зависимости от эпохи или общества, в котором они живут, реагировать на такие новости по-разному?
Наш мозг с древних времён натренирован на защиту от хищников. Однако поскольку мы перемещаемся по миру, ещё и опыт может влиять на то, что мы принимаем, а чего боимся, и насколько мы открыты новому. Это исследование касалось только жителей США, но неврологи считают, что результаты по всему миру могут сильно отличатся.
«Если взять менее открытое и более подверженное ксенофобии общество, оно может воспринять обнаружение внеземной цивилизации гораздо более негативно и тревожно, — говорит профессор психиатрии, психологии и неврологии университета Мичигана Израиль Либерзон».
«Культура может быть сильным детерминантом того, как мы относимся ко всему новому, — считает нейробиолог Европейской молекулярно-биологической лаборатории в Риме Корнелиус Гросс, изучающий нейронные сети страха. — Люди пришли в Америку в поисках нового, мы выбрали этот путь и продолжили культивировать его, поставив новшества во главу угла».
«Кроме того, — говорит Шостак, — религиозные убеждения человека могут играть не последнюю роль в формировании его реакции на известие о том, что человечество на самом деле не так универсально, как многие традиции».
«На реакцию в подобной ситуации может влиять даже то, какие фильмы про вторжение инопланетян люди смотрели или какие научно-фантастические книги читали. Если вы смотрели много фильмов про НЛО, в которых инопланетяне всегда оказывались положительными героями, вы должны понимать, что этот материал повлияет на кору вашего головного мозга, — говорит Гросс, – и вы постараетесь подстроить ваши ощущения под будущие новые опыты».
«Но в целом, — замечает Либерзон, — ключевым моментом является контекст. Индивидуально или коллективно, но люди будут реагировать очень по-разному на наблюдение за львом в зоопарке и на встречу с ним в африканской саванне, точно так же по-разному мы отреагируем на чтение про инопланетян в научной фантастике и на встречу с ними в реальной жизни».
Если учёные откроют что-то новое непосредственно в нашем окружающем мире, но мы не сможем сравнить это с чем-то, что мы уже знаем, бесполезно и даже глупо делать прогнозы о том, как человечество может отреагировать на это. Гросс считает, что мы сначала будем пытаться понять – реакция, которую можно интерпретировать, как ещё одну древнюю, вылепленную эволюцией систему обороны, нацеленную на установление контроля над новой ситуацией.
Вероятно, будут и позитивные и негативные реакции, но все они будут основаны на человеческой необходимости контролировать окружающую среду и быть уверенным, что ему ничто не угрожает, — говорит Гросс».
«Когда мы думаем о том, какие формы жизни могут ещё существовать, мы действительно ограничены тем фактом, что знаем лишь об эволюции жизни до сегодняшнего дня, — говорит Варнум. – Но я подозреваю, что чем страннее будет эта новая форма жизни, тем более взволнованы этим будут люди».
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста: