Испытатели гиперзвуковых ракет столкнулись с непознанным
США провели испытание гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider, которая в ходе первого полета сумела разогнаться до скорости, в пять раз превышающей скорость звука. Почти за месяц до этого ВВС США испытали гиперзвуковой аппарат FHTV-2, скорость которого в полете превысила скорость звука в двадцать раз. Несмотря на внешнюю несхожесть двух систем, у них все же много общего. Испытания и той и другой оказались успешными лишь частично, при этом в обоих случаях операторы столкнулись с явлением, которое пока не объяснено.
Обрыв связи
Изначально первый полет X-51A был намечен на 25 мая 2010 года, однако буквально за час до вылета испытания были перенесены на сутки. Причиной этого послужил сухогруз, оказавшийся в месте предполагаемого падения гиперзвуковой ракеты в Тихом океане. На следующий день бомбардировщик B-52 Stratofortress с X-51A под крылом поднялся в воздух по расписанию. Набрав высоту в 15 тысяч метров над Тихим океаном, он сбросил ракету и вернулся на базу. В ходе полета X-51A ВВС США планировали собрать информацию с многочисленных сенсоров ракеты о тепловом воздействии на конструкцию аппарата, о поведении планера на гиперзвуковых скоростях, а также о работе двигателя и бортового оборудования. Эта информация будет учтена при втором полете гиперзвуковой ракеты, который, по предварительным данным, намечен на октябрь-ноябрь 2010 года. <!-- vrez : 986 : begin -->
X-51A под крылом B-52. Фото с сайта af.mil
<!-- vrez : 986 : end --> По данным Исследовательской лаборатории ВВС США, участвовавшей в эксперименте, разгонная ступень X-51A вывела ракету на высоту в 19,8 тысячи метров, где включился гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, разогнавший ракету до 4,8 маха (5,5 тысячи километров в час). После этого ракета поднялась на высоту в 21,3 тысячи метров и набрала скорость в пять мах. На этом успехи запуска завершились и началось непонятное. По плану, ракета должна была развить скорость в шесть мах. При этом двигатель X-51A должен был отработать на протяжении 300 секунд, после чего ракета упала бы в Тихий океан. Доставать ее оттуда никто не собирался. На самом деле двигатель ракеты работал на протяжении около 200 секунд, после чего операторы послали X-51A сигнал к самоуничтожению. Причиной этого стало аномальное поведение бортового оборудования аппарата - на 140 секунде самостоятельного полета ракеты данные телеметрии стали поступать с перебоями, причем перерывы связи становились все длиннее. Перед запуском ракеты все ее узлы и приборы были тщательным образом проверены. Любопытно, что за месяц до X-51A, разработкой которой занимается концерн Boeing, ВВС США провели испытание гиперзвукового летательного аппарата FHTV-2 (Falcon Hypersonic Technology Vehicle 2), которое также завершилось прерыванием связи. Полет аппарата состоялся 20 апреля 2010 года. <!-- vrez : 987 : begin -->
FHTV-2. Изображение с сайта darpa.mil
<!-- vrez : 987 : end --> Аппарат стартовал на борту ракеты-носителя Minotaur IV с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Согласно плану первого полета, FHTV-2 должен был пролететь 4,1 тысячи морских миль (7,6 тысячи километров) за полчаса и упасть неподалеку от Атолла Кваджалейна. В ходе полета аппарат развил скорость в 20 мах (23 тысячи километров в час). Связь с аппаратом начала прерываться еще до достижения этой скорости, а когда скорость FHTV-2 достигла 20 мах, связь с ним была утеряна полностью. Где упал аппарат, ВВС США не сообщают. Инженеры, занятые в проектах разработки X-51A и FHTV-2, пока никаких объяснений перебоям связи не дали. Сейчас ведется обработка и изучение полученной информации. Все выводы специалистов будут учтены при повторных испытаниях гиперзвуковых аппаратов.
Глобальное реагирование
Оба проекта представляют интерес для американских военных и, в первую очередь, для Пентагона, разработавшего концепцию "Быстрого глобального реагирования". FHTV-2 создается непосредственно в рамках этой концепции, а X-51A, как ожидается, присоединится к ней после того, как будут завершены шесть исследовательских испытательных запусков. Про FHTV-2 известно пока немного. Не исключено, что FHTV, оснащенный обычной боеголовкой, будет использоваться вместо баллистических ракет, поскольку запуск последних может быть расценен другими странами как ядерная угроза. ВВС США также рассматривают возможность применения аппаратов, подобных FHTV, в качестве систем разведки и наблюдения. Они могут быть использованы в этой роли в случае, если будут выведены из строя спутники-шпионы, расположенные на низких околоземных орбитах. Кроме того, FHTV планируется использовать и для оперативного вывода спутников на околоземную орбиту. <!-- vrez : 988 : begin -->
"Игла" и "Холод"
В России разработкой аппаратов, подобных X-51A и FHTV-2, занимается Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова. Первый полет ракеты "Холод" на базе зенитной ракеты С-200 состоялся в 1970-х годах. В ходе полета ракета развила скорость в 5,7 маха. В настоящее время в институте ведутся работы по созданию гиперзвукового летательного аппарата "Игла".
<!-- vrez : 988 : end --> В середине апреля 2010 года концерн Boeing объявил, что намерен разработать на основе X-51A гиперзвуковую ракету X-51A+. Ее разработка начнется через несколько лет при условии, что оригинальный X-51A успешно пройдет все испытания. При этом финансирование проекта начнется в 2011 году. На новую ракету планируется установить приборы быстрой идентификации и уничтожения целей противника в условиях активного противодействия. Предположительно, ракету можно будет оснащать обычными и ядерными боеголовками. X-51A+ также получит возможность резко менять траекторию полета, что значительно снизит шансы ее поражения средствами противовоздушной обороны противника. Гиперзвуковая ракета также научится ориентироваться в пространстве. Boeing не исключает и возможности использования усовершенствованного гиперзвукового аппарата в качестве боевого беспилотника, оснащенного высокоточным оружием. То, что перспективные аппараты, похожие на X-51A+ или FHTV-2, являются чуть ли не самым вожделенным оружием Пентагона, сомневаться не приходится. В августе 1998 года из района Аравийского моря США запустили крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, которые должны были уничтожить лагерь боевиков в Афганистане. В этом лагере, по данным разведки, находился и Осама бин Ладен. Ракеты долетели до цели менее чем за два часа. Для сравнения, у X-51A на это ушло бы около 13 минут, а у FHTV-2 - 4,5 минуты.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: pavel909 (28 мая 2010 11:10) Статус: |
Естественно, при полете по «ломанным» траекториям внутри аппарата будут возникать мощнейшие перегрузки свыше 20 g,
Такие перегрузки человеку не подсилу, хорошо, беспилотник, а как же планер это выдержит? Убирающиеся крылья и оперение на гиперзвуке? А оборудование? Возможности маневрирования ракет ПВО на скоростях порядка 5000 км/ч ограничены как раз прочностью конструкции. Плазменная оболочка снижает вздействие воздушной среды но не перегрузок.
http://www.vz.ru/society/2009/8/20/319481.html Скорость превыше всего
В России заявлено о начале создания тактических гиперзвуковых ракет
20 августа 2009, 20::27 Фото: warfare.ru Текст: Геннадий Нечаев
В ближайшем будущем в России могут быть разработаны тактические гиперзвуковые ракеты. Об этом сообщил на авиасалоне МАКС-2009 гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Он не стал раскрывать подробности проекта, но подтвердил, что работы в этом направлении ведутся, и в скором времени можно будет ожидать результатов. Газета ВЗГЛЯД попыталась проанализировать, в чем особенности разработки этого перспективного вида вооружения.
Россия близка к созданию тактических гиперзвуковых ракет, сообщил в четверг генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Подробности проекта не сообщаются, однако из сообщения ясно, что в нашей стране ведется разработка этого «модного», а главное, перспективного вида вооружений.
«Не хочу раскрывать все секреты, но мы в этом направлении много работаем, и, думаю, в ближайшем будущем результаты появятся», – сказал Обносов журналистам на авиасалоне МАКС-2009. По этой тематике в России «есть определенный задел, и не надо упускать время», отметил он, цитирует «Интерфакс».
Если следовать формальной логике, гиперзвуковые, то есть способные перемещаться со скоростью, превышающей 5 скоростей звука, ракеты существуют очень давно, и не только в нашей стране: боеголовки баллистических ракет на конечном участке траектории могут разгоняться и до 7М (7 единиц Маха, в авиации за 1М упрощенно принято считать скорость звука на данной высоте в условиях «международной стандартной атмосферы»). Более того, аэробаллистическая ракета Х-15, стоящая на вооружении стратегических бомбардировщиков, длительно развивает и поддерживает скорость, немного превышающую 5 скоростей звука на маршевом участке траектории. Однако Обносов имеет в виду оружие совершенно иного рода.
Речь идет о летательных аппаратах, способных развивать в атмосфере скорость больше 5М и маневрировать с использованием аэродинамических сил. Кроме того, такие перспективные аппараты будут оснащены гиперзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ГПВРД), а не ракетными, как большинство существующих на сегодняшний день летательных аппаратов, способных развивать такие скорости.
Скорость 5М считается нижней границей, отделяющей сверхзвуковой диапазон скоростей от гиперзвукового. Именно на этой скорости происходит резкое изменение характера обтекания летательного аппарата: начинают заметно проявляться не только физические характеристики среды (воздуха), но и электрохимические, которые в ряде случаев становятся определяющими.
Все эти проблемы делают конструирование подобных аппаратов делом чрезвычайно трудным. Недаром от первого полета самолета под управлением человека до того, как ракетоплан Bell X-1 преодолел звуковой барьер, прошло 46 лет, но до сих пор, несмотря на ускорившийся прогресс науки, ни один человек не совершил управляемый полет в нижних слоях атмосферы со скоростью, превышающей 3,4М (самолет SR-71). Экспериментальный ракетоплан North American X-15 разгонялся и до скорости 7,273 км/ч (6.70М), но на высоте более 50 км, при этом аппарат не управлялся «по самолетному», двигаясь, подобно аэробаллистической ракете. То же можно сказать и о космонавтах, включая экипажи «Шаттлов»: космические корабли достигают таких скоростей на очень больших высотах, при этом аэродинамическое управление не работает.
В общем-то, пока речь и не идет о создании пилотируемых гиперзвуковых аппаратов: их экономическая целесообразность не доказана. А вот гиперзвуковые крылатые ракеты на сегодняшний день рассматриваются как один из магистральных путей развития этого вида вооружений.
Преимущества таких ракет очевидны: высокая скорость означает малое подлетное время, а это, во-первых, затрудняет перехват ракеты средствами ПВО/ПРО, а во-вторых, оставляет противнику минимальное время на реагирование. Особенно перспективным представляется применение гиперзвуковой технологии в противокорабельных и противотанковых системах. Отдельно рассматриваются ракеты оперативно-тактического назначения, предназначенные для ударов по особо важным и особо защищенным целям.
Представителем последнего направления является разрабатываемая в США гиперзвуковая КР (ГКР) X-51 WaveRider. Разработка идет в рамках концепции «быстрого глобального удара» Global Prompt Strike, благодаря которой США планируют приобрести возможность «обезоруживающего удара» по стратегическим силам противника без использования ядерного оружия. В этом смысле ГКР подходят как нельзя лучше, поскольку благодаря высочайшей скорости могут вообще не нести боевую часть: поражение достигается за счет огромного запаса кинетической энергии. Общее количество энергии (тепловой, механической, химической), выделяемое при столкновении такой ракеты с препятствием, может быть сравнимо с энергией, выделяемой при взрыве тактического ядерного заряда, но без отрицательных последствий, сопутствующих применению ядерного оружия. В связи с этим говорят о рождении нового класса вооружений: кинетическом оружии.
Буквально несколько дней назад из США пришло сообщение о том, что WaveRider, установленный под крыло бомбардировщика В-52, проходит комплекс наземных испытаний на авиабазе «Эдвардс». Эти мероприятия предшествуют началу полномасштабных летных испытаний, намеченных на декабрь. Х-51 всего лишь «технологический демонстратор», однако Пентагон рассчитывает принять на вооружение ракеты такого типа уже к 2017 году.
Кроме того, за океаном в разработке находятся еще несколько типов гиперзвуковых летательных аппаратов. На одном из них, Х-43А, в мае 2004 года удалось достичь скорости 9,7М в течение 10 секунд. Аналогичные программы развиваются во многих странах: Франции, Индии, Великобритании. Естественно, что Россия не осталась в стороне от общих процессов.
Борис Обносов не стал «раскрывать все секреты» (фото: ИТАР-ТАСС)
Первые летающие лаборатории для изучения гиперзвуковых скоростей были созданы в нашей стране в рамках темы «Холод» на базе ракеты комплекса С-200 в середине-конце 1980 годов, а испытания состоялись уже после распада СССР, в конце 1991 года. При этом была достигнута скорость, соответствующая 6,49М. Главное, что было установлено по результатам полета: камера сгорания ГПВРД осталась работоспособной после выключения двигателя, то есть он мог быть запущен многократно.
Следует особо сказать об испытаниях гиперзвуковой техники: они возможны только в полете. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции (благодаря отсутствию движущихся частей), ГПВРД требует для надежной работы скоростей не менее 4,5М, практически недостижимых на наземном оборудовании.
Экспериментальный аппарат сначала разгоняется до таких скоростей внешними или внутренними ускорителями (химическими ракетами), а по окончании испытаний, как правило, разрушается или становится непригоден для повторного использования, что заметно удорожает цикл испытаний.
В начале 1997 года конструкторы дубнинского МКБ «Радуга» показали на авиасалоне МАКС систему нового класса: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) Х-90. На Западе его называют AS-19 Koala. Эта гиперзвуковая крылатая ракета создавалась для замены стратегической крылатой ракеты Х-55. Дальность ее полета – 3000 км. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способные поразить цели на удалении 100 км от точки разделения. Однако, по официальным данным, работа над ракетой была приостановлена в 1992 году в угоду опасениям американской стороны.
На салоне 2004 года был продемонстрирован макет гиперзвукового аппарата «Игла» («Холод-2»), испытания которого были намечены на конец 2005 года, однако вскоре после завершения МАКС-2004 все упоминания об этом аппарате из открытых документов исчезли. Точно так же, как упоминания летающих лабораторий ГЛЛ-31 и ГЛЛ-АП, макеты которых демонстрировались в разные годы.
Между тем, по некоторым сведениям, один из аппаратов был испытан в полете, как минимум, дважды.
Таким образом, очевидно, что задел по гиперзвуковой технике у нашей страны есть. Как заявил еще в 2007 году в беседе с журналистом «Ведомостей» все тот же Борис Обносов, «в 1990 гг. имел место дисбаланс в темпах развития авиационных носителей и авиационных средств поражения, эта программа и призвана его ликвидировать. Основная цель программы – чтобы к моменту создания новых боевых авиационных комплексов были готовы и новые образцы вооружения». Будем надеяться, что сегодняшнее заявление – один из результатов принимаемых мер.
Х-90 единственная гиперзвуковая крылатая ракета, стоящая навооружении, носителем может выступать ТУ-160. Да, баллистические или полубаллистические типа Х-15 ракеты достигают гиперзвуковых скоростей на конечной стадии траектории, но в статье речь...
Еще раз о гиперзвуковом оружии России
/// Недавно РИА Новости опубликовало интересные высказывания генерал-майора Анатолия Жихарева, заместителя командира 37-й воздушной армией Верховного главнокомандования стратегического назначения - http://www.izvestia.ru/news/news132874/
Для справки 37-я воздушная армия объединяет все российские стратегические бомбардировщики (Ту-95, Ту-160, Ту-22М3), которые потенциально могут долететь до территории США – основного вероятного противника России в глобальном термоядерном конфликте.
Так вот, г-н Жихарев поведал РИА Новости, что в России началась разработка «авиационного комплекса для дальней авиации, которому не будет аналогов в мире». И судя по словам славного генерала-авиатора, это будет нечто совершенно революционное:
///Говоря о возможностях нового авиационного комплекса, заместитель командующего пояснил, что "это будет совершенно новый самолет, отличающийся от существующих в настоящее время".
По его словам, самолет будет способен взлетать с различных типов аэродромов, даже грунтовых и укороченных взлетно-посадочных полос, способен нести обычное и специальное высокоточное оружие (ракетное и бомбовое), преодолевать любые системы противовоздушной обороны, действовать на любых театрах военных действий (сухопутных и морских), в любых погодных и климатических условиях.
По мнению Жихарева, при производстве нового самолета будут широко применяться технологии "стелс", понижающие эффективную отражающую поверхность////
Действительно, представьте себе стратегический бомбардировщик, способный взлетать с грунтовых аэродромов районного значения, неуязвимый для средств ПВО, и способный долететь до любого района земного шара, успешно выполнив любую поставленную перед ним задачу.
Если подобный проект будет реализован, то бредовым планам заокеанской империи зла по уничтожению первым ударом русских стратегических сил ядерного сдерживания придет конец. Уничтожить одним ударом стратегические бомбардировщики, подобные описанным генералом Жихаревым, которые могут быть рассредоточены по десяткам второразрядных аэродромов, невозможно даже теоретически. А эти бомбардировщики, малоуязвимые для вражеской ПВО, нанесут такой ответный удар ядерными крылатыми ракетами, что заокеанский ядерный блицкриг теряет всякий смысл.
Впрочем, возникает законный вопрос – не запускает ли генерал Жихарев «дезу», анонсируя супербомбардировщик, который пока просто не может быть создан при существующем уровне технологий?
Автор этих строк уверен, что нет. Новый русский супербомбардировщик будет создан с применением так называемых «плазменных технологий», о которых ваш покорный слуга писал несколько месяцев назад в статье «Прогноз развития плазменного оружия» - http://www.ap7.ru/paradoksi/prognoz_razvitija_plazmennogo_oruzhija.html
И хотя в телепередаче из цикла «Ударная сила», на основании которой и была создана статья «Прогноз развития плазменного оружия», говорилось об использовании плазменных технологий в процессе создания истребителя 5-го поколения, видно очередь дошла и до стратегических бомбардировщиков.
Кратко о том, что будет представлять собой будущий русский стратегический авиационный «терминатор».
У него будет две двигательных установки – жидкостно-реактивная для разгона и создания плазменного облака вокруг планера, при возникновении которого произойдет переход к гиперзвуковым скоростям (4000-5000 м/сек), и маршевый ПВРД. Применение подобной сдвоенной двигательной установки обеспечит возможность взлета с любых аэродромов и достижение любого заданного района земного шара.
Стоит добавить, что плазменное облако, которое будет окружать новый супербомбардировщик, будет так же играть роль создания эффекта «радионевидимости», гораздо лучше существующей технологии «стелс».
Кроме того, при реализации вышеупомянутого проекта нового русского супербомбардировщика ВВС России могут получить качество глобальных. То есть, получат возможность достигать за очень короткое время любого заданного участка земного шара и использовать там обыкновенное (неядерное) высокоточное оружие, что во многом нивелирует превосходство заокеанской империи зла в авианосном флоте////
Недавно в одной из передач цикла «Ударная сила» кое-что сумели пояснить - за счет каких же технологий будут созданы многоразовые гиперзвуковые летательные аппараты?
Но для начала стоит объяснить – какие инженерные и конструктивные решения позволили отечественным конструкторам оставить далеко позади своих заокеанских конкурентов в создании гиперзвукового летательного аппарата (ГЭЛА) Х-90, который и есть прототип гиперзвуковой крылатой ракеты (см. статью Литовкина и мою публикацию «Новое оружие Путина»)
Создатели Х-90 столкнулись с несколькими основными проблемами:
1.Чрезмерный нагрев корпуса гиперзвукового летательного аппарата (ГЭЛА) вследствие высокой скорости и нагрева от сопротивления воздуха, что вело к разрушению аппарата или приводило в нерабочее состояние механизмы и аппаратуры внутри корпуса;
2.Для достижения гиперзвуковых скоростей требовалось, чтобы топливом для прямоточного реактивного двигателя был водород, или, хотя бы, это топливо состояло из значительной части водорода. А это было достаточно сложно осуществить технически – так как газообразный водород имеет крайне малую плотность, а хранение жидкого водорода создавала другие непреодолимые технические сложности;
3.Вокруг ГЭЛА при гиперзвуковом полете возникало плазменное облако, которое сжигало радиоантенны, что приводило к потери управляемости аппаратом.
Примечательно, что проблему охлаждения корпуса Х-90 и проблему водородного топлива удалось решить комплексно. То есть, корпус охлаждала смесь керосина и воды, которая после нагрева подавалась в специальный каталитический миниреактор, в котором осуществлялась эндотермическая реакция каталитической конверсии керосина и воды в водородное топливо:
&a mp;n bsp; CnHn + H2O = NH2 + CO2
Иначе говоря, кроме получения водорода, за счет эндотермической реакции конверсии керосина и воды шло достаточно сильное охлаждение корпуса аппарата – так как реакция конверсии керосина и воды идет с большим поглощением теплоты (эндотермическая реакция).
Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн ГЭЛА – в качестве антенны стало использоваться само плазменное облако.
Развивая технологию ГЭЛА, его создатели наткнулись на многие другие доселе неизвестные эффекты.
Оказывается, возникающее вокруг ГЭЛА плазменное облако позволяет аппарату двигаться в атмосфере Земли со скоростью 4-5 км/сек, при этом двигаться не по законам аэродинамики или баллистической траектории – а буквально по «ломанным» траекториям. При этом плазменное облако может поглощать излучение радиолокаторов подобно радиопоглощающему покрытию технологий «Стелс», активно сейчас применяемых в США.
То есть, может быть создан летательный аппарат, который не сможет догнать или перехватить никакой самолет или ракета, и который практически невозможно будет засечь при помощи радиолокаторов.
Уничтожить подобный гиперзвуковой летательный аппарат будет даже проблематично при помощи лазеров – так как для наведения лазерной «пушки» потребуется прицелится в летящий аппарат, который может изменить траекторию полета чуть ли на 90 градусов, и луч лазера наверняка пройдет мимо.
Естественно, при полете по «ломанным» траекториям внутри аппарата будут возникать мощнейшие перегрузки свыше 20 g, поэтому гиперзвуковые летательные аппараты, скорее всего, будут относиться к категории БПЛА (беспилотные летательные аппараты).
И, скорее всего, именно эти аппараты будут относиться к так называемому – шестому поколению. А наша страна сумеет опередить своих зарубежных конкурентов, перепрыгнув через пятое поколение летательных аппаратов, в разработке которых США пока вырвалось вперед.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Такие перегрузки человеку не подсилу, хорошо, беспилотник, а как же планер это выдержит? Убирающиеся крылья и оперение на гиперзвуке? А оборудование? Возможности маневрирования ракет ПВО на скоростях порядка 5000 км/ч ограничены как раз прочностью конструкции. Плазменная оболочка снижает вздействие воздушной среды но не перегрузок.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Скорость превыше всего
Фото: warfare.ru
Текст: Геннадий Нечаев
В ближайшем будущем в России могут быть разработаны тактические гиперзвуковые ракеты. Об этом сообщил на авиасалоне МАКС-2009 гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Он не стал раскрывать подробности проекта, но подтвердил, что работы в этом направлении ведутся, и в скором времени можно будет ожидать результатов. Газета ВЗГЛЯД попыталась проанализировать, в чем особенности разработки этого перспективного вида вооружения.
Россия близка к созданию тактических гиперзвуковых ракет, сообщил в четверг генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Подробности проекта не сообщаются, однако из сообщения ясно, что в нашей стране ведется разработка этого «модного», а главное, перспективного вида вооружений.
«Не хочу раскрывать все секреты, но мы в этом направлении много работаем, и, думаю, в ближайшем будущем результаты появятся», – сказал Обносов журналистам на авиасалоне МАКС-2009. По этой тематике в России «есть определенный задел, и не надо упускать время», отметил он, цитирует «Интерфакс».
Если следовать формальной логике, гиперзвуковые, то есть способные перемещаться со скоростью, превышающей 5 скоростей звука, ракеты существуют очень давно, и не только в нашей стране: боеголовки баллистических ракет на конечном участке траектории могут разгоняться и до 7М (7 единиц Маха, в авиации за 1М упрощенно принято считать скорость звука на данной высоте в условиях «международной стандартной атмосферы»). Более того, аэробаллистическая ракета Х-15, стоящая на вооружении стратегических бомбардировщиков, длительно развивает и поддерживает скорость, немного превышающую 5 скоростей звука на маршевом участке траектории. Однако Обносов имеет в виду оружие совершенно иного рода.
Речь идет о летательных аппаратах, способных развивать в атмосфере скорость больше 5М и маневрировать с использованием аэродинамических сил. Кроме того, такие перспективные аппараты будут оснащены гиперзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ГПВРД), а не ракетными, как большинство существующих на сегодняшний день летательных аппаратов, способных развивать такие скорости.
Скорость 5М считается нижней границей, отделяющей сверхзвуковой диапазон скоростей от гиперзвукового. Именно на этой скорости происходит резкое изменение характера обтекания летательного аппарата: начинают заметно проявляться не только физические характеристики среды (воздуха), но и электрохимические, которые в ряде случаев становятся определяющими.
Все эти проблемы делают конструирование подобных аппаратов делом чрезвычайно трудным. Недаром от первого полета самолета под управлением человека до того, как ракетоплан Bell X-1 преодолел звуковой барьер, прошло 46 лет, но до сих пор, несмотря на ускорившийся прогресс науки, ни один человек не совершил управляемый полет в нижних слоях атмосферы со скоростью, превышающей 3,4М (самолет SR-71). Экспериментальный ракетоплан North American X-15 разгонялся и до скорости 7,273 км/ч (6.70М), но на высоте более 50 км, при этом аппарат не управлялся «по самолетному», двигаясь, подобно аэробаллистической ракете. То же можно сказать и о космонавтах, включая экипажи «Шаттлов»: космические корабли достигают таких скоростей на очень больших высотах, при этом аэродинамическое управление не работает.
В общем-то, пока речь и не идет о создании пилотируемых гиперзвуковых аппаратов: их экономическая целесообразность не доказана. А вот гиперзвуковые крылатые ракеты на сегодняшний день рассматриваются как один из магистральных путей развития этого вида вооружений.
Преимущества таких ракет очевидны: высокая скорость означает малое подлетное время, а это, во-первых, затрудняет перехват ракеты средствами ПВО/ПРО, а во-вторых, оставляет противнику минимальное время на реагирование. Особенно перспективным представляется применение гиперзвуковой технологии в противокорабельных и противотанковых системах. Отдельно рассматриваются ракеты оперативно-тактического назначения, предназначенные для ударов по особо важным и особо защищенным целям.
Представителем последнего направления является разрабатываемая в США гиперзвуковая КР (ГКР) X-51 WaveRider. Разработка идет в рамках концепции «быстрого глобального удара» Global Prompt Strike, благодаря которой США планируют приобрести возможность «обезоруживающего удара» по стратегическим силам противника без использования ядерного оружия. В этом смысле ГКР подходят как нельзя лучше, поскольку благодаря высочайшей скорости могут вообще не нести боевую часть: поражение достигается за счет огромного запаса кинетической энергии. Общее количество энергии (тепловой, механической, химической), выделяемое при столкновении такой ракеты с препятствием, может быть сравнимо с энергией, выделяемой при взрыве тактического ядерного заряда, но без отрицательных последствий, сопутствующих применению ядерного оружия. В связи с этим говорят о рождении нового класса вооружений: кинетическом оружии.
Буквально несколько дней назад из США пришло сообщение о том, что WaveRider, установленный под крыло бомбардировщика В-52, проходит комплекс наземных испытаний на авиабазе «Эдвардс». Эти мероприятия предшествуют началу полномасштабных летных испытаний, намеченных на декабрь. Х-51 всего лишь «технологический демонстратор», однако Пентагон рассчитывает принять на вооружение ракеты такого типа уже к 2017 году.
Кроме того, за океаном в разработке находятся еще несколько типов гиперзвуковых летательных аппаратов. На одном из них, Х-43А, в мае 2004 года удалось достичь скорости 9,7М в течение 10 секунд. Аналогичные программы развиваются во многих странах: Франции, Индии, Великобритании. Естественно, что Россия не осталась в стороне от общих процессов.
Борис Обносов не стал «раскрывать все секреты» (фото: ИТАР-ТАСС)
Следует особо сказать об испытаниях гиперзвуковой техники: они возможны только в полете. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции (благодаря отсутствию движущихся частей), ГПВРД требует для надежной работы скоростей не менее 4,5М, практически недостижимых на наземном оборудовании.
Экспериментальный аппарат сначала разгоняется до таких скоростей внешними или внутренними ускорителями (химическими ракетами), а по окончании испытаний, как правило, разрушается или становится непригоден для повторного использования, что заметно удорожает цикл испытаний.
В начале 1997 года конструкторы дубнинского МКБ «Радуга» показали на авиасалоне МАКС систему нового класса: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) Х-90. На Западе его называют AS-19 Koala. Эта гиперзвуковая крылатая ракета создавалась для замены стратегической крылатой ракеты Х-55. Дальность ее полета – 3000 км. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способные поразить цели на удалении 100 км от точки разделения. Однако, по официальным данным, работа над ракетой была приостановлена в 1992 году в угоду опасениям американской стороны.
На салоне 2004 года был продемонстрирован макет гиперзвукового аппарата «Игла» («Холод-2»), испытания которого были намечены на конец 2005 года, однако вскоре после завершения МАКС-2004 все упоминания об этом аппарате из открытых документов исчезли. Точно так же, как упоминания летающих лабораторий ГЛЛ-31 и ГЛЛ-АП, макеты которых демонстрировались в разные годы.
Между тем, по некоторым сведениям, один из аппаратов был испытан в полете, как минимум, дважды.
Таким образом, очевидно, что задел по гиперзвуковой технике у нашей страны есть. Как заявил еще в 2007 году в беседе с журналистом «Ведомостей» все тот же Борис Обносов, «в 1990 гг. имел место дисбаланс в темпах развития авиационных носителей и авиационных средств поражения, эта программа и призвана его ликвидировать. Основная цель программы – чтобы к моменту создания новых боевых авиационных комплексов были готовы и новые образцы вооружения». Будем надеяться, что сегодняшнее заявление – один из результатов принимаемых мер.
Еще раз о гиперзвуковом оружии России
/// Недавно РИА Новости опубликовало интересные высказывания генерал-майора Анатолия Жихарева, заместителя командира 37-й воздушной армией Верховного главнокомандования стратегического назначения - http://www.izvestia.ru/news/news132874/
Для справки 37-я воздушная армия объединяет все российские стратегические бомбардировщики (Ту-95, Ту-160, Ту-22М3), которые потенциально могут долететь до территории США – основного вероятного противника России в глобальном термоядерном конфликте.
Так вот, г-н Жихарев поведал РИА Новости, что в России началась разработка «авиационного комплекса для дальней авиации, которому не будет аналогов в мире». И судя по словам славного генерала-авиатора, это будет нечто совершенно революционное:
///Говоря о возможностях нового авиационного комплекса, заместитель командующего пояснил, что "это будет совершенно новый самолет, отличающийся от существующих в настоящее время".
По его словам, самолет будет способен взлетать с различных типов аэродромов, даже грунтовых и укороченных взлетно-посадочных полос, способен нести обычное и специальное высокоточное оружие (ракетное и бомбовое), преодолевать любые системы противовоздушной обороны, действовать на любых театрах военных действий (сухопутных и морских), в любых погодных и климатических условиях.
По мнению Жихарева, при производстве нового самолета будут широко применяться технологии "стелс", понижающие эффективную отражающую поверхность////
Действительно, представьте себе стратегический бомбардировщик, способный взлетать с грунтовых аэродромов районного значения, неуязвимый для средств ПВО, и способный долететь до любого района земного шара, успешно выполнив любую поставленную перед ним задачу.
Если подобный проект будет реализован, то бредовым планам заокеанской империи зла по уничтожению первым ударом русских стратегических сил ядерного сдерживания придет конец. Уничтожить одним ударом стратегические бомбардировщики, подобные описанным генералом Жихаревым, которые могут быть рассредоточены по десяткам второразрядных аэродромов, невозможно даже теоретически. А эти бомбардировщики, малоуязвимые для вражеской ПВО, нанесут такой ответный удар ядерными крылатыми ракетами, что заокеанский ядерный блицкриг теряет всякий смысл.
Впрочем, возникает законный вопрос – не запускает ли генерал Жихарев «дезу», анонсируя супербомбардировщик, который пока просто не может быть создан при существующем уровне технологий?
Автор этих строк уверен, что нет. Новый русский супербомбардировщик будет создан с применением так называемых «плазменных технологий», о которых ваш покорный слуга писал несколько месяцев назад в статье «Прогноз развития плазменного оружия» - http://www.ap7.ru/paradoksi/prognoz_razvitija_plazmennogo_oruzhija.html
И хотя в телепередаче из цикла «Ударная сила», на основании которой и была создана статья «Прогноз развития плазменного оружия», говорилось об использовании плазменных технологий в процессе создания истребителя 5-го поколения, видно очередь дошла и до стратегических бомбардировщиков.
Кратко о том, что будет представлять собой будущий русский стратегический авиационный «терминатор».
У него будет две двигательных установки – жидкостно-реактивная для разгона и создания плазменного облака вокруг планера, при возникновении которого произойдет переход к гиперзвуковым скоростям (4000-5000 м/сек), и маршевый ПВРД. Применение подобной сдвоенной двигательной установки обеспечит возможность взлета с любых аэродромов и достижение любого заданного района земного шара.
Стоит добавить, что плазменное облако, которое будет окружать новый супербомбардировщик, будет так же играть роль создания эффекта «радионевидимости», гораздо лучше существующей технологии «стелс».
Кроме того, при реализации вышеупомянутого проекта нового русского супербомбардировщика ВВС России могут получить качество глобальных. То есть, получат возможность достигать за очень короткое время любого заданного участка земного шара и использовать там обыкновенное (неядерное) высокоточное оружие, что во многом нивелирует превосходство заокеанской империи зла в авианосном флоте////
Недавно в одной из передач цикла «Ударная сила» кое-что сумели пояснить - за счет каких же технологий будут созданы многоразовые гиперзвуковые летательные аппараты?
Но для начала стоит объяснить – какие инженерные и конструктивные решения позволили отечественным конструкторам оставить далеко позади своих заокеанских конкурентов в создании гиперзвукового летательного аппарата (ГЭЛА) Х-90, который и есть прототип гиперзвуковой крылатой ракеты (см. статью Литовкина и мою публикацию «Новое оружие Путина»)
Создатели Х-90 столкнулись с несколькими основными проблемами:
1. Чрезмерный нагрев корпуса гиперзвукового летательного аппарата (ГЭЛА) вследствие высокой скорости и нагрева от сопротивления воздуха, что вело к разрушению аппарата или приводило в нерабочее состояние механизмы и аппаратуры внутри корпуса;
2. Для достижения гиперзвуковых скоростей требовалось, чтобы топливом для прямоточного реактивного двигателя был водород, или, хотя бы, это топливо состояло из значительной части водорода. А это было достаточно сложно осуществить технически – так как газообразный водород имеет крайне малую плотность, а хранение жидкого водорода создавала другие непреодолимые технические сложности;
3. Вокруг ГЭЛА при гиперзвуковом полете возникало плазменное облако, которое сжигало радиоантенны, что приводило к потери управляемости аппаратом.
Примечательно, что проблему охлаждения корпуса Х-90 и проблему водородного топлива удалось решить комплексно. То есть, корпус охлаждала смесь керосина и воды, которая после нагрева подавалась в специальный каталитический миниреактор, в котором осуществлялась эндотермическая реакция каталитической конверсии керосина и воды в водородное топливо:
&a
mp;n
bsp; CnHn + H2O = NH2 + CO2
Иначе говоря, кроме получения водорода, за счет эндотермической реакции конверсии керосина и воды шло достаточно сильное охлаждение корпуса аппарата – так как реакция конверсии керосина и воды идет с большим поглощением теплоты (эндотермическая реакция).
Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн ГЭЛА – в качестве антенны стало использоваться само плазменное облако.
Развивая технологию ГЭЛА, его создатели наткнулись на многие другие доселе неизвестные эффекты.
Оказывается, возникающее вокруг ГЭЛА плазменное облако позволяет аппарату двигаться в атмосфере Земли со скоростью 4-5 км/сек, при этом двигаться не по законам аэродинамики или баллистической траектории – а буквально по «ломанным» траекториям. При этом плазменное облако может поглощать излучение радиолокаторов подобно радиопоглощающему покрытию технологий «Стелс», активно сейчас применяемых в США.
То есть, может быть создан летательный аппарат, который не сможет догнать или перехватить никакой самолет или ракета, и который практически невозможно будет засечь при помощи радиолокаторов.
Уничтожить подобный гиперзвуковой летательный аппарат будет даже проблематично при помощи лазеров – так как для наведения лазерной «пушки» потребуется прицелится в летящий аппарат, который может изменить траекторию полета чуть ли на 90 градусов, и луч лазера наверняка пройдет мимо.
Естественно, при полете по «ломанным» траекториям внутри аппарата будут возникать мощнейшие перегрузки свыше 20 g, поэтому гиперзвуковые летательные аппараты, скорее всего, будут относиться к категории БПЛА (беспилотные летательные аппараты).
И, скорее всего, именно эти аппараты будут относиться к так называемому – шестому поколению. А наша страна сумеет опередить своих зарубежных конкурентов, перепрыгнув через пятое поколение летательных аппаратов, в разработке которых США пока вырвалось вперед.