Искусственный интеллект создаст новые рабочие места
Когда в 1470-м году в
немецком городе Аугсбург начали печатать книги с иллюстрациями, гравёры
по дереву запротестовали. Беспокоясь за свои рабочие места, они
буквально останавливали прессы. Но в результате их услуги оказались даже
более востребованы, чем раньше: кто-то должен был иллюстрировать книги,
количество которых начало увеличиваться.
С тех пор опасения по поводу влияния технологий на рабочие места
появлялись периодически. Недавние тревоги подобного рода связаны с
изобретением искусственного интеллекта. И вновь благодаря технологиям
растёт спрос на услуги профессионалов. К примеру, всё больше людей
работают в интернете посредством так называемого «человеческого облака».
Вопреки предположениям, многие этим занимаются благодаря появлению
искусственного интеллекта.
По информации Всемирного банка, более 5 миллинов человек уже работают
удалённо на таких площадках как Freelancer.com и UpWork. Люди выполняют
разнообразную работу (от создания вебсайтов до написания юридических
обоснований), которая приносит им как минимум несколько долларов в час.
По данным специалистов Staffing Industry Analysts, в 2016 году подобные
организации заработали 6 миллиардов долларов. Те, кто предпочитает
работать в меньшем объёме, могут использовать сайты наподобие Mechanical
Turk, созданного компанией Amazon. На этом сайте около 500 тысяч
работников выполняют задания вроде транскрибирования аудиозаписей, и за
решение каждой требующей участия человека задачи получают несколько
центов.
Многие технологические компании (в основном, с помощью аутсорсинга)
нанимают тысячи людей для слежения за качеством выполнения собственных
услуг. В распоряжении Google находится армия из 10 тысяч «оценщиков»,
которые помимо прочего просматривают видео с YouTube или тестируют новые
функции. У Microsoft есть система Universal Human Relevance System, и
её участники каждый месяц выполняют миллионы микрозадач наподобие
проверки поисковой выдачи.
И эти цифры будут расти. Одна из причин роста – спрос на «модерацию
контента». В Германии согласно новому закону социальные медиа должны
удалять любой нелегальный контент (к примеру, отрицание Холокоста) в
течение 24-х часов, иначе будут оштрафованы. Сеть Facebook объявила о
том, что увеличит число своих модераторов с 4,5 до 7,5 тысяч.
Искусственный интеллект возьмёт часть этого цифрового труда на себя. К
примеру, компьютерные программы научились качественнее транскрибировать
аудиозаписи. И всё же благодаря искусственному интеллекту растёт спрос
на другие виды цифрового труда. «Роботы» используют большую
вычислительную мощность и оперируют изощрёнными математическими
формулами, но для достижения результатов им необходимы данные,
обработанные людьми. Чтобы научиться различать дорожные знаки и
пешеходов, алгоритмам беспилотных автомобилей нужно обработать массу
видеоматериалов. Пешеходы и знаки на этих видеозаписях должны быть
обозначены, их «маркируют» вручную. В маркировке участвуют тысячи людей.
Когда алгоритм приступает к выполнению задач, люди проверяют качество
его работы и пишут отзывы, которые помогут его улучшить.
Сервис по выполнению микрозадач CrowdFlower – это пример «человека в
контуре управления». Люди сортируют электронные письма клиентов, к
примеру, по содержанию, настроению или по другим критериям. Эти данные
обрабатывает алгоритм и в итоге «учится» правильно сортировать большую
часть писем. Но в решении сложных задач вновь принимают участие люди.
Следовало бы ожидать, что в ходе улучшения алгоритма люди покинут
этот процесс. Но по словам работника исследовательского отдела Microsoft
Мэри Грэй, вряд ли это случится в ближайшем будущем. В конечном счёте
алгоритмы могут настолько «поумнеть», что будут выполнять задания и
обучаться самостоятельно. Но потребителям и компаниям нужны ещё более
развитые девайсы с искусственным интеллектом: помощникам Alexa от Amazon
и Cortana от Microsoft предстоит научиться отвечать на более сложные
вопросы. Для обучения алгоритмов и обработки исключений всё же
понадобятся люди.
Мэри Грэй и её коллега по Microsoft Research Сиддхартх Сури считают,
что сервисы UpWork и Mechanical Turk – это только начало. По их мнению,
всё больше людей будут получать и выполнять в сети задания, объединяя
усилия с искусственным интеллектом. К примеру, туристическое агентство
может использовать искусственный интеллект для выполнения стандартных
задач (вроде заказа авиабилетов), а более сложную работу (создание
индивидуального маршрута для путешествия по городу) передавать людям.
Майкл Бернштейн и Мелисса Валентайн из Стэнфордского университета
полагают, что всё зайдёт ещё дальше. Они прогнозируют появление
временных «фирм», которые будут нанимать сотрудников через интернет, а
работу организуют с помощью искусственного интеллекта. Чтобы опробовать
идею, исследователи разработали программу для создания таких виртуальных
компаний, специализирующихся на отдельных проектах. К примеру,
программа наняла специалистов и распределила задачи с целью создать
приложение, которое позволяет из мчащейся к больнице машины скорой
помощи сообщить врачам о травмах пациента.
Работать в таких «однодневных» организациях, наверное, здорово. Но
многие опасаются, что из-за человеческого облака появится цифровой
пролетариат. Специалист Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
Сара Робертс обнаружила, что модераторы контента часто «перегорают»,
долгое время очищая социальные сети от аморального контента. Марк Грэхэм
из Оксфордского университета пришёл к выводу, что платформы для работы в
сети для многих действительно стали новым источником дохода (особенно в
бедных странах), но из-за подобных услуг начали снижаться зарплаты.
Поэтому при создании программ по цифровому труду правительству следует
действовать осторожно – так поступили в Кении, надеясь создать более 1
миллиона рабочих мест в сети.
Технологии – это не воплощение зла или добра в чистом виде. Благодаря
печатному прессу у гравёров по дереву в Аугсбурге появилась новая
работа, но она оказалась монотонной. Плюсы и минусы идут рука об руку, и
вряд ли в будущем этого удастся избежать. Источник: gearmix.ru.
Рейтинг публикации:
|