Кто из нас не помнит прочитанную в детстве повесть В. Волкова «Волшебник Изумрудного города», где правитель города Гудвин (Великий и Ужасный) на самом деле оказался самым обычным человеком, волею судьбы попавшим в Изумрудный город и свою исключительность и могущество приобретший с помощью масок? А столь же легендарный Фантомас, в которого, наверное, играли все без исключения советские мальчишки 60-х годов прошлого века?
Да и кого из нас не волновала тайна маски, будь то «железная маска» или «маска Зорро»? Что в ней такого, что притягивает взгляд, завораживает и заставляет пристально всматриваться в ее непроницаемость и пытаться понять, что там за ней? Согласитесь, каждого. Всем известно, что именно маска скрывает человеческое лицо, кому-то она помогает почувствовать себя незакомплексованным, помогает раскрыть себя с другой стороны, со стороны, известной только хозяину маски. Маска способна изменить поведение хозяина, а может быть, и всю его судьбу... Как знать, как знать…
Шлем «Кросби Гаррет», названный так в честь деревни, где он был обнаружен при помощи миноискателя. На сегодня это один из самых необычных артефактов римского периода истории Британии. По мнению специалистов, шлем был изготовлен не для военных целей, а предназначался для спортивных состязаний. Артефакт датируется I-III веками н.э. и был изготовлен из медного сплава. На отдельных участках шлема были обнаружены следы белого металла, что дает основание сделать вывод о том, что он был посеребрен. Считается, что это часть типичного церемониального доспеха, применявшегося во время турниров «хиппика гимнасия». Его лицевая часть изображает юношу, одетого во фригийский колпак. В его верхней части помещена фигурка грифона, что является необычным атрибутом для подобных шлемов. Есть предположение, что шлем изображает бога Митру, популярного в римской армии в первые века нашей эры.
Оказывается, гораздо раньше того, как наши предки стали использовать маски, они уже могли изменять свой облик с помощью краски! Это была самая обычная краска из глины всевозможных цветов, мела или сажи, которую растирали с животным жиром и намазывали себе на лицо и на тело. В результате внешность менялась до неузнаваемости. А делалось все это только потому, что наши пращуры (и современная этнография это только подтверждает) обитали в мире духов, верили в их силу и могущество. Но ведь духи могли не только помогать людям, но и навредить, помешать в чем-то. Потому-то первобытные охотники, рыболовы, земледельцы и старались изменить свою внешность так, чтобы духи не могли отыскать их в своем естественном обличье. А чтобы дух животного, убитого на охоте, на тебя не сердился, у охотников был обычай «мириться» с ним. При этом старая раскраска стиралась и наносилась новая и дух тебя в новых узорах узнать уже не мог! Вот какими хитроумными были наши предки. Умели обманывать даже всемогущих духов!
По-видимому, очень хлопотно было первобытным людям раскрашивать себя. Поэтому, когда люди научились более тонкой работе руками, они стали делать маски из кожи, бересты, а также вырезать их из дерева. Охотиться и ловить рыбу в таких масках, конечно, было неудобно, но вот совершать колдовские обряды и даже танцевать … почему бы и нет?!
Тогда же люди и оценили и еще одно важное качество маски. Защищенность — вот что она давала. Человек чувствовал себя в ней в безопасности, защищенным, неузнаваемым, ведь маска давала прекрасную возможность не быть узнанным. Получалось, что хозяин маски как бы приобретал новое обличье. В Древней Руси маски так и назывались «личины». Под такой «личиной» было скрыто истинное лицо хозяина, а это значит, что он получал возможность вести себя совсем иначе, как какой-то другой человек, или, например, тот же дух!
Индейцы племени хопи, например, до сих пор искренне верят, что, надев маску качина (в переводе «уважаемого духа»), они сами превращаются в духов. Известно и приблизительное количество качина — более четырехсот. Не так уж и мало для индейского племени. Процесс изготовления масок требовал внимания мастера, ведь маски которые они делали из самых разных материалов и украшавшиеся орнаментом или аппликацией, должны были строго следовать канону. Каждый символ-образ был строго определен и изготовитель, даже если бы захотел внести что-то свое, не мог бы этого сделать. Заметим, что изготовление костюмов и масок в племени хопи традиция очень древняя, но не единственная — маски встречались и встречаются до сих пор и у других племен.
В «комплекте» с маской полагалось носить белые хлопчатобумажные юбки до колен, которые украшались ручной вышивкой в цвете, который был характерен для одежды только в их племени: черном, зеленом и красном. Дополняли такой наряд лисий мех, накинутый на плечи, или накидка. К другим «аксессуарам» относились лук, погремушки, сделанные из сушенных плодов тыквы, крошечные стрелы, панцирь черепахи, молитвенный посох и вечнозеленая ветвь — своеобразные символы родины хопи, богатой лесами, плодородной и изобильной.
Кукла качина в характерной маске. Экспонат из индейской коллекции, музей Пибоди, Гарвардский Университет, Кембридж, Массачусетс, США
Все маски хопи можно разделить на два главных вида. Самые древние маски, являющиеся племенной собственностью относятся к первому виду. Они считались наиболее опасными, поскольку изображали богов качина высокого ранга. Их держали в запечатанных глиняных кувшинах. Наследственными хранителями таких масок были владельцы домов, в которых эти кувшины хранились. Так вот прежде чем надеть такую маску, соблюдался определенный ритуал: требовалось установить молитвенные трости, совершить жертвоприношение духам предков. Ко второй категории относились маски, которые были личной собственностью хозяина. Это были маски — персональные фетиши, и они были уже не так опасны, как маски племенные.
Маски послужили людям и как надежное средство для защиты лица. Например, македонские шлемы имели лицевые маски, выполнявшие функцию забрала, и при этом они имели прочеканенные брови, усы и бороду. Римские всадники тоже не обошли своим вниманием шлемы с масками, и применяли их повсеместно, особенно во время участия в состязаниях хиппика гимнасия. Суть состязаний состояла в том, что две команды всадников, забрасывали друг друга поочередно дротиками с деревянными наконечниками. Поэтому обойтись без масок было никак нельзя. Кстати, в этих состязаниях команды имели маски с мужскими лицами и женскими. Причем, у одной команды были только мужские, а у другой − только женские. Мужские маски имели портретное сходством с Александром Македонским. А всадники, носившие женские маски, скорее всего, играли роль амазонок.
Лицевая маска римского шлема. Музей Валкхоф, Ниджмеген, Нидерланды
Самый знаменитый шлем Британии — «Шлем из Саттон-Ху». На нем тоже была маска с накладными чеканными бровями и усами. Но самое интересное в том, что рот в ней хотя и был намечен, однако прорезан не был. Из-за этого голос из-под него слышится не совсем отчетливо, но громкий крик, глухо доносившийся из-за металла, психологически воздействовал на противника.
Шлем из Саттон-Ху. Британский музей, Лондон
Король Иерусалимского королевства Балдуин IV Прокаженный, будучи больным проказой, тоже носил маску, но другую, серебряную. И не из суеверия, а по причине маскировки обезображенного болезнью лица.
В средние века существовали «гротескные шлемы». Они имели забрала в виде человеческих лиц, самого устрашающего вида да к тому же еще и с металлическими усами! У самураев Японии тоже были маски-забрала мэмпо, и они также были усатыми. Делались они из металла в стиле масок театра Но, но в отличие от европейских к шлему не прикреплялись, так что их можно было носить от него отдельно. Юноши, как правило, выбирали маски стариков, а старики — юношей! Маски различных устрашающих демонов и женские маски оказались весьма популярными в театре Но. Лица европейцев — «южных варваров», кои приплывали в Японию с юга, также были востребованы. Очень популярными были маски усатого демона тэнгу с длинным красным носом и лисицы-оборотня цунэ.
Маска сомэн. Токийский национальный музей
Чтобы защитить лицо и глаза от осколков пуль, первые английские танкисты носили свои, специальные маски, а летчики — особые маски из кожи, спасающие лица от обморожения.
Осадный шлем с пуленепробиваемой маской 1650—1700 гг. Франция, вес 10,17 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Однако истории известно использование масок не только как средства защиты от разного рода напастей, но и как средства наказания. Например, «маски позора», применявшиеся в Средневековье в Западной Европе. На провинившихся граждан надевались такие маски, а сами они ставились к позорному столбу. Одна из этих масок содержала следующую надпись: WER NICHT WILL STROH FINDEN DER MUSS ALLEN VERWENDEN — ТОТ, КТО НЕ ХОЧЕТ СТАТЬ ПОСМЕШИЩЕМ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОКОРНЫМ. Надпись была сделана на старонемецком языке, сохранилась не полностью, часть слов оказалась утраченной, но смысл сохранившейся части оказался вполне понятен. Когда же пытки с членовредительством почему-либо были нежелательны, пользовались «маской голода». Эта маска имела отверстия для дыхания и для глаз, но безо рта. Сначала человека просто не кормили, а затем одевали на него эту маску и сажали за стол, уставленный всевозможными яствами. Эффективный способ заставить человека говорить, не так ли?
Маска скрывала лицо ее владельца и от служителей закона. Человек-паук, тот же Фантомас, великолепный Зорро, Железная Маска, Бэтмен — словом практически все супергерои, известные нам из кино и увлекательных книг, прочитанных в детстве, все имели в своем «арсенале» одну или несколько масок. Однако «маска героя V», или «Маска вендетта», по своей популярности обошла их всех. Второе название маски − «Маска Гая Фокса» — организатора знаменитого «порохового заговора» против британского парламента, носившего это имя. В первый раз эта маска появилась в комиксе «V — значит вендетта». Действие комикса происходит в альтернативной Великобритании. Свободы слова в этой стране больше не существует, поскольку там победил фашизм. Всех, кто был иной национальности, сексуальной ориентации или вероисповедания подвергают преследованию и бросают в концентрационные лагеря. С ненавистным режимом борется некто в маске — V. Сюжет так и не раскрывает его тайну. Поначалу «Маска» не была широко известна и не пользовалась популярностью. Но после выхода фильма все изменилось…
По данным газеты «Thе Nеw York Timеs», скоро после этого 100 тысяч масок «V» было продано в США, и 16 тысяч — в Великобритании. И это всего лишь за один год. Причем «Маска V» оставила далеко позади маску Бэтмена и Гарри Поттера. В лидерах осталась лишь маска Дарта Вейдера, она всё ещё занимает первую позицию. Но, как говорят прогнозы аналитиков книжного и кинорынков, и она вот-вот уступит свое место маске Гая Фокса. Самым ходовым товаром во время протестных выступлений в 2011 году стала именно она, маска V. Дэвид Ллойд, создатель маски, отзывается о её популярности крайне положительно. По его словам, она — символ борьбы против современного истеблишмента. Знаменитая фотография Че Гевары, долгое время бывшая символом бунтарей, также понемногу уступает ей место. Посетив акцию «Оккупируй Уолл-Стрит», Дэвид Ллойд смог лично убедиться в популярности «его» маски, что вызвало в Ллойде несомненное чувство гордости за такую огромную популярность его «детища».
Шлем армэ из Нюрнберга или Инсбрука 1520-1525 гг. Вес 3,234 кг. Метраполитен-музей, Нью-Йорк.
Сегодня «волшебные маски» все еще в ходу, однако «протестные маски» и защитные популярны куда больше. Например, те же «балаклавы», ставшие, можно сказать, визитной карточкой войны в Украине, и которые носят там даже в жару. А дальше, в связи с развитием средств наблюдения и видеоконтроля люди будут прибегать к маскам ещё чаще и это тоже будет «магия», но только магия ХХI века, направленная на то, чтобы всемогущий глаз видеокамеры тебе не нашел, а компьютер, аналог «Великого духа», не вычислил!