Несмотря на существующие международные соглашения, которые регламентируют деятельность в области биологических исследований, США придерживаются здесь, как и в вопросе о химическом оружии, двойных стандартов. Достоверно не известно, где и какие исследования, особенно связанные со смертоносными вирусами, проводятся американскими военными.
После терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. биологическая угроза была использована как пугало для Америки. Инцидент с рассылкой писем, в которые был вложен порошок со спорами сибирской язвы, был раздут до масштабов общественной истерии. Это произошло примерно через неделю после атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, что позволило создать иллюзию взаимосвязи двух событий, объединенных темой угрозы «исламского фундаментализма». (1) Десять лет спустя, в 2011 году, рассекреченные документы ФБР показали, что споры сибирской язвы были созданы в Институте медицинских исследований инфекционных заболеваний армии США. (2)
За десять лет количество американских лабораторий, которые по официальной версии занимаются разработкой способов защиты от биотерроризма, возросло с 20 до 400. Закрытые биологические центры появились в Африке, Латинской Америке. Биологические лаборатории неизвестного назначения открыты на Украине и в Грузии. На 2015 год запланировано открытие биологического центра в Казахстане. Большинство этих работ курирует Пентагон.
Соглашение США - Грузия «О сотрудничестве в области технологий и патогенов, связанных с созданием биологического оружия и нераспространения информации в данной сфере» стороны подписали в 2002 г. В 2004 году было принято решение построить «Реферальную лабораторию общественного здравоохранения» в поселке Алексеевка близ Тбилиси. В официальной церемонии открытия, состоявшейся 18 марта 2011 г., принял участие заместитель министра обороны США по вопросам ядерной, химической и биологической обороны Эндрю Вебер.
Особый интерес для американских военных с точки зрения развёртывания биологических исследований представляет Украина. Сразу после победы первой цветной революции между Министерством здравоохранения Украины и Министерством обороны США было подписано пакетное соглашение о переоснащении биологических объектов на Украине. В 2008 г. появился план предоставления американской помощи Минздраву Украины, а в октябре 2009 г. была представлена Концепция развития «Проекта сокращения биологической угрозы».
Первый биологический центр на Украине при поддержке США открылся 15 июня 2010 года на базе Научно-исследовательского противочумного института им. И.И. Мечникова в Одессе в присутствии американского посла Джона Теффта. Одесскому центру присвоен уровень, допускающий работы со штаммами, которые используются при создании биологического оружия. На Украине практикуется децентрализованное хранение опасных патогенов. В связи с этим возникает вопрос: могла ли существовать какая-то связь между работами, проводимыми в этом центре, и массовым убийством людей в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года? Ряд местных активистов и СМИ заявляли, что в тот день в целях массового поражения людей применили неизвестное вещество.
Только за один 2013 год на Украине при поддержке США были открыты биолаборатории в Виннице, Тернополе, Ужгороде, Киеве, Днепропетровске, Симферополе, Херсоне, Львове (в этом городе - сразу три лаборатории!), Луганске…
На сегодняшний день биолаборатории Пентагона окружают Россию полукольцом. В 2012 году при поддержке США была завершена модернизация биолаборатории в Азербайджане. В планах США по созданию аналогичных центров фигурируют Узбекистан и Кыргызстан. Имеются данные, что биологический центр в Казахстане может возглавить Канатжан Алибеков - бывший советский военный микробиолог, ныне гражданин США, эмигрировавший в Америку в начале 1990-х гг. и передавший американцам секретные сведения о военно-биологической программе СССР. Вернувшись в 2010 г. в Казахстан, Алибеков возглавил кафедру в «Назарбаев-Университете»; одновременно он является председателем правления АО «Национальный медицинский холдинг».
О направленности действий США по созданию в соседних с Россией государствах биологических центров говорит следующий факт. В 2010 г. под руководством Финско-Российской биотехнологической лаборатории (JBL) в Турку был подготовлен проект TECDOBA - Трансъевропейского центра определения агентов биологической опасности (Trans-European Centre for the Detection of Biothreat Agents). В отличие от Грузии и Украины работа Центра планировалась с участием России, проект был одобрен в правительстве Финляндии. Однако вскоре без объяснения причин проект закрыли. Из частных источников стало известно, что это произошло по прямому указанию из Вашингтона в том момент, когда США готовились к открытию биолаборатории в Грузии.
В скрытой биологической войне, которая пока не вышла за рамки лабораторий, участвуют не только Пентагон и специальные ведомства, но и корпорации, объединенные в Альянс за биобезопасность. В эту группу компаний входят Bavarian Nordic, Cangene Corporation, DOR BioPharma, Inc., DynPort Vaccine Company LLC, Elusys Therapeutics, Inc., Emergent BioSolutions, Hematech, Inc., Human Genome Sciences, Inc., NanoViricides, Inc., Pfizer Inc., PharmAthene, Siga Technologies, Inc., Unither Virology LLC. Все они являются частью так называемой «Большой Аптеки» (Big Pharma). Этим термином обозначают разветвлённую структуру, в которой переплелись интересы американских конгрессменов с интересами фармацевтической и военной промышленности США.(3)