Новый коронавирус nCoV зафиксирован в Иордании, Великобритании, Германии и Франции. В Саудовской Аравии, где была зарегистрирована первая вспышка этого заболевания, прошла специальная конференция, участники которой не скрывали беспокойства. Заместитель генерального директора ВОЗ Кейджи Фукуда, выступая в Эр-Рияде, заявил: «Наличие источников болезни в различных странах все больше говорит в пользу гипотезы о том, что новый коронавирус может передаваться от человека к человеку при тесном контакте».

 

Советник министра здравоохранения Саудовской Аравии Халед Маргалани рассказал "Голосу России" о симптомах нового заболевания и о мерах, которые принимаются в королевстве для борьбы с недугом:

 

«Этот коронавирус, в результате которого в Саудовской Аравии умерли пятнадцать человек, не похож ни на один из известных вирусов. Пока против него не нашли ни эффективных прививок, ни лекарств. Кроме того, его исключительные симптомы наша медицина пока определить не может. И это самое страшное, так как мы не знаем, о каких признаках предупреждать население.


Когда пациенты поступают в клинику, все, на что они жалуются, это высокая температура и очень сильный кашель, и при обследовании всегда выявляется повреждение двух легких одновременно. Спустя некоторое время они уже нуждаются в реанимации и искусственном кислороде.


Научный совет при Минздраве Саудовской Аравии уже провел некоторые исследования и получил первичные результаты. К этому научному коллективу присоединились другие исследователи частных медицинских организаций. Кроме того, Минздрав королевства уже пригласил специалистов в области медицины из разных международных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Колумбийского университета в Нью-Йорке и других организаций. Данными командами уже проведено более 200 исследований на предмет наличия вируса в разных природных источниках. По предварительным оценкам, источником заражения, возможно, служат животные, но это не точно. Как мы надеемся, уже удалось изолировать практически зараженных, чтобы не было дальнейшего распространения вируса».


Медикам известно, что вирус исключительно опасен. По организму он распространяется всего за 48 часов после заражения, и уже через несколько дней возможен летальный исход. Он очень быстро уничтожает различные типы клеток, из-за чего иммунитет попросту не справляется, а лечение не приносит результатов. Летальный исход провоцируется разрушением легочной ткани в сочетании с почечной недостаточностью. Смертность пугающе высока – порядка 60%.

 

Единственный позитивный момент заключается в том, что пока что обязательным условием заражения является продолжительный контакт. К примеру, во Франции человек заразился после того, как довольно долгое время провел в одной больничной палате с пациентом, у которого был диагностирован коронавирус после поездки в ОАЭ.


nCoV является очень близким к вирусу атипичной пневмонии, который в 2003 году стал причиной смерти 775 человек в разных странах мира. Эту гриппоподобную болезнь назвали «САРС» (SARS – Severe Acute Respiratory Syndrome, «тяжелое острое поражение дыхательных органов»). Она затронула 37 стран и территорий, включая Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Канаду и США. Средний показатель смертности тогда был близок к 10%. Т.е. существенно ниже, чем сегодня. Однако и десять лет назад, и сейчас, среди пациентов старше 60 лет смертность превысила 50%.

 

Нынешняя вспышка уже названа «саудовским САРСом». Специалисты считают такое название не вполне корректным, но их заботит другое. Говорит доктор Грегори Хертл из отдела общественных связей Всемирной организации здравоохранения:

 

«Главная загадка - от кого и каким путем происходит заражение. Работаем, стараемся разобраться. Однако за восемь месяцев работы так ничего и не выяснили. А пока не выясним, невозможно будет и вмешаться в процесс передачи вируса от человека к человеку. Вирус очень опасен. Потому что смертность превышает 60%. А может быть, все-таки и пониже: мы ведь не брали проб крови для выявления легких случаев. Почти все известные случаи были тяжелыми. Была, однако, и парочка легких. Мы очень, очень многого еще не знаем об этом вирусе. Пока что поражены немногие. Но вирус малоизучен. Стало быть, каждый человек в опасности. Необходимо как можно скорее найти средство остановить распространение этого вируса».


Специалисты считают, что если вирус продолжит свою мутацию, его распространение может перерасти в смертельную пандемию. По их мнению, ещё сто лет назад подобное развитие ситуации было бы менее вероятным. Быстрая смерть носителя снижает скорость распространения эпидемии и повышает эффективность карантина. Однако сегодня, в эпоху глобальных информационных и транспортных коммуникаций, «саудовский САРС» способен захватить планету за несколько суток.

 

Главный научный сотрудник НИИ вирусных препаратов РАМН Юрий Гендон выделяет главную, по его мнению, причину тревоги:

 

«Скорее всего, это какая-то очень серьёзна новая разновидность вируса, которая раньше среди людей не циркулировала. Уже на протяжении многих лет пытаются создать вакцину против этих вирусов. Но, к сожалению, ничего не получается. Не только вакцины, не получается и каких-то специфических химических препаратов, которые могли бы остановить это заболевание (или, по крайней мере, его распространение). Любая вакцина требует от трёх до пяти лет для своего создания (и это при удачном стечении обстоятельств). От человека к человеку и старый вирус передавался. Но старый вирус вызывал средней опасности заболевание, при котором очень низкая смертность, хотя и бывали определённые осложнения. А этот коронавирус, передаваясь от человека к человеку, вызывает очень серьёзные заболевания, которые могут кончаться летально. Вот что важно

 

Пока медики разбираются с «саудовским САРСом», из Китая к нам подбирается другая опасность. Речь снова идет о так называемом птичьем гриппе. Но об ином штамме, нежели H5N1, который посеял панику 8 лет назад. ВОЗ сообщает, что новый штамм носит порядковый номер H7N9. Пока этот вирус не передаётся от человека к человеку. Но это вопрос времени.

 

Русская служба DW приводит мнение вирусолога Рона Фушье, проводившего эксперименты с H5N1. По его мнению, в геноме H7N9 сами собой произошли, по крайней мере, две из пяти мутаций, посредством которых H5N1 получил пандемические свойства. В частности, H7N9 легче связывается с клетками млекопитающих, чем прочие вирусы птичьего гриппа, и он способен размножаться при более низкой температуре тела организма-хозяина. Это два важных шага в крайне нежелательном для человечества направлении.

 

Впрочем, Рон Фушье не торопится с выводами. Ведь, во-первых, никто не знает, можно ли результаты экспериментов с H5N1 автоматически перенести на H7N9. А во-вторых, непонятно, как дальше будет мутировать вирус: может быть, чтобы стать массовым убийцей, ему не хватает всего одной-двух мутаций, может быть, этих мутаций должно быть гораздо больше, а может быть, что H7N9 никогда не сможет, так сказать, переступить роковую черту.

 

С другой стороны, уже есть сведения, что, по крайней мере, в трёх китайских семьях передача вируса произошла непосредственно от больного человека к здоровому без участия домашней птицы. Следовательно, вероятность пандемии многократно возросла. Проблема ещё и в том, что H7N9 очень опасен. Уже упомянутый Кэйджи Фукуда из Всемирной организации здравоохранения назвал его одним из самых смертоносных вирусов гриппа, «с которыми нам до сих пор доводилось сталкиваться».

 

Получается, что миру угрожает двойная пандемия: восточный коронавирус и китайский птичий грипп. Есть эксперты, которые находят такое совпадение не случайным. По их мнению, здесь не обошлось без злой воли человека, вернее, неких сил, имеющих глобальные экономические (а, возможно, и политические) интересы. Говорит философ и политолог Александр Дугин:

 

«Я думаю, что вполне может быть. Поскольку глобальный капитализм основан на извлечении прибыли. И для того, чтобы извлекать прибыль, любые средства хороши. Традиционно убийство людей было статьёй дохода для тех, кто развязывал войны и финансировал их. С другой стороны, современные фармацевтические компании представляют собой закрытые корпорации с доходами, превышающими подчас доход целых государств. Это превратилось в некое мировое фармацевтическое лобби. Оно способно даже менять правительство в тех или иных странах. На самом деле в сетевом обществе любая сеть имеет стратегическое, оперативное военное значение. Поэтому нет ничего удивительного, если какой-то вирус запущен искусственно. Давно, насколько известно, изобретён целый ряд лекарств, который подрывает монополию фармацевтических гигантов. Нельзя исключить, что фармацевтические компании разрабатывают те вирусы, от которых потом же собираются людей лечить. В условиях либеральной рыночной экономики они действуют безнаказанно».

 

Преподаватель из Университета национальной обороны полковник ВВС Народно-освободительной армии Китая Дай Ксу заявил, что вспышка нового птичьего гриппа – это американский заговор. По его мнению, повторяется история с атипичной пневмонией 2003 года, когда США провели биопсихологическую операцию, которая должна была отвлечь Китай от противодействия планам США по вторжению в Ирак. Дай Ксу считает, что руководство Китая не должно поддаваться на провокации и обязано спокойно разобраться с этой проблемой.

 

Надо отметить, что мнения китайского военного разделяют не все эксперты. Некоторые из них обвиняют в провоцировании пандемии сам Китай. В качестве аргумента они приводят эксперимент группы китайских учёных под руководством профессора Хуалан Чена по скрещиванию двух видов гриппа — свиного и птичьего. Вследствие этого необычного эксперимента получился, по всей вероятности, смертельный для человека вирус.

 

Занимавший ранее пост главы Королевского общества профессор Оксфордского университета Лорд Мэй подчеркнул, что китайцы руководствуются слепыми амбициями, оправдывая это желанием разработать эффективную вакцину. Британец назвал «открытие» страшно безответственным исследованием.

 

Впрочем, некоторые учёные полагают, что причины возникновения всё новых и новых смертельных заболеваний носят естественный характер. Природа, как известно, стремится к балансу. И если один из видов животных (в данном случае, человеческий вид) начинает чрезмерно превалировать на планете, она всеми возможными способами стремится сократить его численность.

 

 Так или иначе сегодня каждому из нас следует внимательно относиться к своему здоровью. Просто потому что самый безобидный насморк или еле заметная боль в спине могут оказаться первыми симптомами стремительной смертельной болезни. И хотя сегодня вероятность такого исхода минимальна, она существует, несмотря на все мыслимые или немыслимые достижения современной медицины. Это первое, что приходит на ум после поверхностного знакомства с новостями из Китая, Саудовской Аравии и менее экзотичных, с точки зрения европейца, стран.