Американский ученый Джозеф Дуайер из Технологического института штата Флориды обнародовал новые данные о так называемых «темных молниях». Выступая на съезде Европейского геофизического союза в Вене, ученый заявил, что данный вид грозовых электрических разрядов, представляющий собой поток гамма-лучей и заряженных частиц, представляет серьезную опасность как для электронных приборов самолетов, так и для самих пассажиров и экипажа воздушного судна.
Особую опасность «темные молнии» представляют потому, что они практически невидимы — невооруженным глазом эти молнии, напоминающие пурпурно-голубые светящиеся области в грозовых облаках, почти незаметны. При этом их размеры могут достигать километра.
Увидеть «темные молнии» ученым удалось благодаря снимкам космических спутников. Именно их приборы смогли уловить в этих светящихся облачных областях вспышки гамма-излучения.
Именно эти излучения и представляют опасность для пассажиров и экипажа авиалайнеров. По словам специалиста, если самолет попадет в зону «темных молний», люди на борту получат дозу облучения, аналогичную той, что получают пациенты при полной томографии тела.
Впоследствии также выяснилось, что помимо гамма-лучей «темные молнии» испускают еще и потоки электронов и позитронов. Они могут вывести из строя электрооборудование самолета. В связи с этим ученые предлагают оснащать самолеты специальной системой оповещения о приближении к зонам «темных молний», чтобы пилоты могли их избегать.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Magesh (13 апреля 2013 11:56) Статус: |
Насколько опасны для пассажиров авиалайнеров вспышки гамма-излучения, возникающие в грозовых облаках? О существовании таких вспышек ученым известно уже около десяти лет. Краткие, но мощные выбросы гамма-излучения вполне способны ослепить детекторы на борту космических аппаратов, находящихся на расстоянии сотен километров. Высоты, на которых пролегают маршруты коммерческих авиалайнеров, попадают в зону риска. Поэтому ученые неоднократно пытались оценить возможный ущерб здоровью людей, поневоле оказавшихся вблизи от очага такой вспышки. Их прогнозы колебались от настораживающих до совсем устрашающих результатов.
Однако эти оценки носили весьма приближенный характер, поскольку никто не мог толком объяснить, как именно генерируются гамма-лучи в грозовом облаке. Эту задачу решает новая модель, предложенная исследователями из Флориды. По их мнению, вместо обычной молнии в облаке возникает весьма экзотический вид электрического пробоя, в котором задействованы не только электроны, но и позитроны, взаимодействие между которыми приводит к взрывному росту числа высокоэнергетических частиц. Этот процесс сопровождается мощным выбросом гамма-излучения и «разряжает» тучу даже быстрее, чем обычная молния. При этом производится весьма малое количество видимого излучения, благодаря чему явление называют «темной молнией» (dark lightning).
Модель объясняет многие свойства атмосферных вспышек гамма-излучения и позволяет рассчитать дозу радиации, полученную пассажирами самолета, оказавшегося в неподходящем месте в неподходящее время. Если авиалайнер будет находиться у вершины грозового облака, в котором произошла вспышка, его пассажиры получат дозу, в 10 раз превышающую норму для рентгенографии грудной клетки (с природным фоновым излучением человек получит такую дозу за год). Ближе к очагу вспышки эта доза может возрастать, но все равно не превысит ту, которую получают пациенты при компьютерной томографии всего тела –то есть никогда не достигнет по-настоящему опасного уровня, о котором шла речь в некоторых более ранних прогнозах.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 204
Рейтинг поста:
О существовании таких вспышек ученым известно уже около десяти лет. Краткие, но мощные выбросы гамма-излучения вполне способны ослепить детекторы на борту космических аппаратов, находящихся на расстоянии сотен километров. Высоты, на которых пролегают маршруты коммерческих авиалайнеров, попадают в зону риска. Поэтому ученые неоднократно пытались оценить возможный ущерб здоровью людей, поневоле оказавшихся вблизи от очага такой вспышки. Их прогнозы колебались от настораживающих до совсем устрашающих результатов.
Однако эти оценки носили весьма приближенный характер, поскольку никто не мог толком объяснить, как именно генерируются гамма-лучи в грозовом облаке. Эту задачу решает новая модель, предложенная исследователями из Флориды. По их мнению, вместо обычной молнии в облаке возникает весьма экзотический вид электрического пробоя, в котором задействованы не только электроны, но и позитроны, взаимодействие между которыми приводит к взрывному росту числа высокоэнергетических частиц. Этот процесс сопровождается мощным выбросом гамма-излучения и «разряжает» тучу даже быстрее, чем обычная молния. При этом производится весьма малое количество видимого излучения, благодаря чему явление называют «темной молнией» (dark lightning).
Модель объясняет многие свойства атмосферных вспышек гамма-излучения и позволяет рассчитать дозу радиации, полученную пассажирами самолета, оказавшегося в неподходящем месте в неподходящее время. Если авиалайнер будет находиться у вершины грозового облака, в котором произошла вспышка, его пассажиры получат дозу, в 10 раз превышающую норму для рентгенографии грудной клетки (с природным фоновым излучением человек получит такую дозу за год). Ближе к очагу вспышки эта доза может возрастать, но все равно не превысит ту, которую получают пациенты при компьютерной томографии всего тела –то есть никогда не достигнет по-настоящему опасного уровня, о котором шла речь в некоторых более ранних прогнозах.
NASA