От редакции "РН": Автор Екатерина Юрьевна Байч — учитель истории и обществознания лицея №24 имени Героя Советского Союза А.В.Корявина Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Данный доклад "Исторический опыт и культурные традиции России в содержании современной системы образования" — это сообщение Екатерины Юрьевны на Восьмых Областных Общеобразовательных чтениях в 2012 году.
Отзывы об авторе на форуме от ее учеников: "Байч Екатерина Юрьевна. Великий учитель, впервые встречаю Преподавателя с желанием сделать нас, учеников, ЛЮДЬМИ, способными выжить в современном мире; история, обществознание, Мировая Художественная Культура — это те предметы, которые я полюбила благодаря Екатерине Юрьевне. Её уроки — Школа Жизни, та, которую никто нам больше не преподаст, та, которой нам так не хватает. Невозможно описать все положительные стороны этого Учителя; это и любовь к предмету, и своя точка зрения на жизнь, на историю нашего государства, на политику. Спасибо Вам за то, что: говорите правду в глаза;преподаёте так, что не хочется уходить на другой урок; учите учиться; в общем, за всё! Самый лучший учитель — вторая мама..."
***
"Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего", — писал еще в 1867 году К.Д.Ушинский, — "состоит... в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всегда ближе всего знаком со своим отечеством, ... а русский человек всего менее знаком именно с тем, что к нему ближе: со своей родиной и всем тем, что к ней относится". Сейчас эти слова еще более актуальны, чем прежде.
На данный момент Россия находится на перепутье, выбирая между западной и традиционной системой образования, пытаясь осознать свое национальное своеобразие. Россия отказалась от советской системы воспитания и обучения детей под лозунгом "деидеологизации" в 1990-е годы, и перед педагогами встала проблема, остающаяся актуальной и сегодня:
— с одной стороны, из содержания программ был удален самый значительный раздел воспитательной и образовательной работы — раздел нравственного, в том числе — патриотического воспитания;
— с другой стороны, следуя общемировым образовательным тенденциям, педагоги начинают прививать учащимся "общечеловеческие ценности" и воспитывать их как "граждан Вселенной" прежде, чем дети поймут, что они – русские, белорусы, украинцы и так далее и что у них есть Родина, прежде, чем будет сформировано национальное самосознание.
Получается, что в самый восприимчивый период для развития личности, когда закладываются основы нравственной позиции и целостной картины мира, когда формируется чувство сопричастности к своему народу, вопросы нравственного, трудового и патриотического воспитания отступают на второй план.
Проблема нивелируется потому, что в зарубежных программах она не существует, а отечественные авторы, адаптирующие их, не учитывают современной ситуации в России.
Раньше опасность утраты эмоциональной и духовной связи между родителями и детьми тонко чувствовали наши предки. Семейное воспитание являлось главной формой знакомства с миром и формирования духовно-нравственных ориентиров в нем. Это позволяло нашему обществу сохранять стабильность и устойчивость и выдерживать самые страшные испытания, когда само существование народа и государства оказывалось под угрозой. Подобное отношение поддерживалось самой русской культурой. Любовь к Отечеству была обязательным элементом всей воспитательной системы и лежала в основе всей духовной картины мира. Предательство и измена Родине воспринимались, как измена родным и близким и, соответственно, как одно из самых страшных преступлений. Сейчас же оказывается нарушенной не просто преемственность старшего и младшего поколения, начинается отторжение от своих корней, а значит, и от своей Родины.
Поэтому в современном образовании все более актуальной становится проблема обеспечения исторической преемственности поколений, обеспечивающая сохранение и развитие национальной культуры. Сам предмет исторической науки в целом и в школьном курсе истории России требует закрепления такой основополагающей ценности как память предков, через которую к нам приходит уважение и любовь к Отечеству.
Каждая педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит. Она выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни и ценностей, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации в глазах подрастающего поколения.
К сожалению, на протяжении последних десятилетий эти ценности почти не передаются, более того, происходит их подмена. Сегодняшнее отечественное образование можно охарактеризовать как внутренне противоречивое. В нем сохраняются пласты советской школы, наблюдаются восстанавливаемые черты образования дореволюционной России, проявляются совершенно новые тенденции в связи с социальным переустройством государства, признаки функционирования западной школы и сопутствующий всему этому субъективизм.
Вопрос в том, какого человека общество хочет иметь и какой заказ на воспитание оно дает системе образования. В связи с этим возникает необходимость обратиться к анализу традиционных отечественных философских и педагогических взглядов на человека, исследовать связь традиций с новациями в обучении, разобраться в том, какие традиции нужно сохранять и как осуществлять их перенос в современную систему образования.
При этом важно понимать, что традиционное не следует рассматривать лишь как простое воспроизводство прошлого. Любое движение вперед, в том числе и педагогической науки, включает в себя три основных элемента: сохранение, преемственность и развитие. Никакая традиция не является навеки неизменной,
но именно благодаря традиционным ценностям сохраняется связь, т.е. остается цельным содержание.
Именно благодаря этому в каждый исторический период традиция может удовлетворять не только познавательный интерес к прошлому, но и актуальные жизненные, культурные потребности ныне живущих поколений. Традиционная культура может и должна оставаться созвучной изменившемуся психологией общественному сознанию, восприниматься этноса сегодня.
Первое отечественное философско-этическое произведение "Поучение Владимира Мономаха" было своеобразной предтечей появившейся много веков спустя педагогической науки. Затем эту эстафету подхватил "Домострой". В нем концентрировалась практически вся программа обучения и воспитания россиян XVI-XVII вв.
С определенного времени в отечественном образовании все четче вырисовываются две противоборствующие тенденции: одна — на сохранение приоритета духовности и гармонии, другая — на приоритет знаний. Все больше набирала силу вторая (училище в остроге князя А.Курбского (XVI в.), эпоха просвещения Петра I, гимназии и лицеи в царской России вплоть до октябрьского переворота). Однако были и блестящие подъемы первого направления (например, труд К.Д.Ушинского "Человек как предмет воспитания"; педагогика Л.Н.Толстого).
И возникла проблема, когда педагоги перестали замечать, что человеческое в педагогике отодвигается, уходит и постепенно заменяется технократической трансляцией знаний.
Урок труда в советской школе
Цели и задачи современной школы также определяет ее предметно-содержательная ориентация. Традиция русского гуманистического обучения сегодня еле теплится. Общим следствием этого может быть только одно — деградация человеческого в человеке, упущенная возможность воспитания человека духовного.
В этом отношении
показательна судьба цели воспитания в советской школе. Цель "всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности" внешне выглядит продолжением духовной традиции национального образования. Не случайно она была принята массовым общественным и педагогическим сознанием в нашей стране.
Однако эта цель отражала только идеологические задачи советского государства воспитания догматически зашоренной единицы общества. Коллективное в этом подходе преобладает над индивидуальным, уходит с повестки дня целый спектр важнейших вопросов — нравственность, свобода, воля, творчество, — подменяясь партийными лозунгами.
В современный период, объявляя отказ от этого подхода, не создано новой цели воспитания, отсюда погодя за модными инновациями.
Для воспитания подрастающего поколения, очевидно, должна быть найдена такая основа, которая позволяла бы опираться на достигнутое в науке и человеческой практике и гибко реагировать на новые образовательные тенденции. В основании современного образования можно включить такие элементы, основанные на историческом опыте и культурных традициях России, как:
— личностные ценности (жизнь человека, честь и достоинство личности, права человека, в том числе ребенка, физическое здоровье и т.д.);
- — семейные ценности (родители, родные, отчий дом, семейный лад, традиции семьи и т.д.);
- — государственные ценности (Родина, уважение к государственным символам, патриотизм);
- — национальные ценности (родная земля, родной язык, история народа, национальная культура, вера, святыни);
- — общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, благо и т.д.).
Для формирования указанных качеств личности мы располагаем достаточно мощным потенциалом:
- — мировой классической педагогикой, сложившейся на базе общечеловеческих ценностей;
- — отечественной философской и педагогической мыслью с устойчивой тенденцией к гармоничному (целостному) рассмотрению индивидуума;
- — опытом усилий советской школы по всестороннему развитию человека.
Источник: Россия Навсегда.рф.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: