Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Акция! Пропаганда России. Присоединяйся! ОКО ПЛАНЕТЫ


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » Александров. Генерал священных гармоний

» Александров. Генерал священных гармоний
15-04-2013, 08:22 | Информация НФ ОКО | разместил: Moroz50 | комментариев: (0) | просмотров: (2 806)

Сегодня, 13 апреля 2013 года исполняется 130 лет со дня рождения генерал-майора Александра Васильевича Александрова, народного артиста СССР, выдающегося русского композитора, дирижера, профессора Московской Государственной Консерватории, последнего регента Храма Христа Спасителя, одного из основателей и первого руководителя дважды Краснознаменного ансамбля советской (российской) Армии, автора "Священной войны", Гимна нашей Родины, Лауреата 2-х Сталинских премий I степени.

И замечательно, что в Москве к юбилею открыт прекрасный памятник нашему великому творцу священных гармоний. Присутствовавший на открытии памятника и знакомый с обстоятельствами его создания, военный обозреватель "Комсомолки" полковник Виктор Баранец так описывает происходившее:

"Нашли скульптора — народного художника России А.Таратынова. Нашли и архитектора (заслуженного) —  М.Корси. Они трудились стахановскими темпами, — надо было успеть выполнить работу к 130-летию со дня рождения Александрова (13 апреля 1883 года). А заодно Малев "пробил" у московских властей разрешение на место под памятник — там стояла уродивая цеметная "башня" (венчавшая старые коммуникации еще советского "покроя"). Ее аккуратно снесли, не повредив подземные трубы и кабели.  В ночь на субботу рабочие трудились в сквере до первых петухов — в полдень планировалось торжественное открытие памятника (ждали высоких гостей).

Золотого цвета покрывало загадочно скрывало фигуру великого композитора-генерала, лишь тонка дирижерская палочка прошивало его. ... При великом стечении цивильного и военного народа из соседнего переулка ... под звуки Гимна России покрывало стекло  к подножию, все собрашиеся увидели на постаменте бронзового Александрова: он был в армейских сапогах, в галифе, в гимнастерке и портупее. Поза у него была сугубо дирижерская — правая рука (с палочкой) поднята вверх, а другая — вперед, с классическим "раскладом" музыкальных пальцев. В ту минуту я подумал, что генерал продолжает дирижировать своим легендарным ансамблем, — но теперь уже в бронзе... А еще подумал, что памятник удивительно теплый и живой, он "ложится в душу", он греет и штаб-квартиру ансамбля, и весь переулок.

Шойгу выступил без бумажки — свободно и толково. Говорил он умно, с чувством, хорошо подбирая самые нужные в тот момент слова. Министр сказал и про легендарную александровскую "Священную войну", от которой у всех поколений "мурашки по коже", и про государственный Гимн, слова которого менялись три раза, а великая музыка осталась, и про

патриотичное творчество Александрова, — это нестареющее духовное оружие, которое всегда в боевом строю Российской армии...

Армия же в день рождения великого военного композитора и дирижера воздала высокие почести генералу Александрову и памятнику ему. Почетный караул, состоящий из представителей трех видов войск со знаменами, блестяще промаршировал под бравурные звуки марша, и казалось, что бронзовый генерал вот-вот, махнет дирижерской палочкой в такт своей великой музыке, в такт крепкого армейского шага. Он по-прежнему служит армии и в армии".

 

В Москве поселился бронзовый дирижер. Памятник А.В.Александрову / фото: Алексея Захарова

Примечательно, что в фундамент памятника заложена "Капсула времени" —  письмо потомкам от нынешних известных деятелей культуры и искусства. По словам одного из авторов идеи, Иосифа Кобзона, "это наше обращение к будущим поколениям".

"Что мы хотели им пожелать? Чтобы у народа остались прекрасные песни, чтобы наша Россия всегда жила и процветала. Чтобы те, кто придет после нас, берегли ее, были лучше нас",

—  сказал певец. Очень радостно за такую идею, ведь Александров один из тех, кто создал и одухотворил советскую песню. К несомненно элитарной по качеству музыке приобщил народ, сумел высокое искусство сделать и массовым и дорогим людям. Еще коллектив Александрова — это посол мира и провозвестник культуры на всех континентах, где они на протяжении многих лет триумфально гастролировали. Все это вклад Александра Васильевича в сокровищницу духа России.

О личности великого Александрова есть замечательные, ценнейшие своими подробностями, воспоминания его внука  Евгения Александрова, присутсвовавшего на церемонии, которые и приводятся ниже:

***

К ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА

...Родился Александр Васильевич в селе Плахино Рязанской области в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны в километре от церкви, где прислуживали родители. Вся родня и домочадцы, а также маленький Саня любили и часто пели русские народные песни, частушки, а нередко и духовные.

У мальчика оказался абсолютный слух, чудный голос, он быстро схватывал и запоминал мелодии и тексты песен. Его не раз приглашали петь в местный церковный хор, а также на свадьбы и народные гуляния.

В 1889 г. в село приехал земляк Заливухин П.А., солист Петербургского церковного хора. Услышав маленького Сашу, он уговорил родителей отпустить его в столицу для обучения. Отец Александра понимал, что это единственная возможность дать сыну образование, а также это освобождало семью от лишнего рта, так как жили бедно, и в семье было еще пятеро братьев и сестер.

Юный Александр во времена учебы в регентских классах Петербургской придворной певческой капеллы

Окончив регентские классы в Петербургской придворной певческой капелле, Александр Васильевич поступает в Петербургскую консерваторию, где учится у Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и А.К. Лядова.

Александр Александров — студент Консерватории

Но после двух лет учебы, вследствие болезни и тяжелого материального положения, он прерывает учебу и уезжает в Бологое, где работает регентом соборного хора и преподает в железнодорожном и техническом училищах хоровое искусство.

В 1902 г. он знакомится с хористкой соборного хора Ксенией Морозовой, которая становится в 1904 г. его женой. Там же в 1905 г. у них родился первенец Борис, ставший впоследствии блестящим продолжателем дела отца.

С 1908 г. Александр Васильевич — вновь студент Консерватории, но уже Московской. В 1913 г. он заканчивает Консерваторию, получив большую серебряную медаль по двум специальностям: композиции (класс С.Н. Василенко) и пения (класс профессора Умберто Мазетти). Причем по окончании Московской Консерватории, его приглашали солистом Большого Театра.

В 1918 г. Александр Васильевич был приглашен Патриархом Тихоном регентом в Храм Христа Спасителя, где он и проработал до 1922 года. Также с 1918 г. А.В. Александров — преподаватель Московской Консерватории, где спустя четыре года, он утверждается в звании профессора.

Александру Васильевичу было уже сорок пять лет, когда ему предложили возглавить Ансамбль Красноармейской песни, организуемый при Центральном Доме Красной Армии. Идея создания ансамбля возникла у талантливого организатора культурно-художественной работы Ф.Н. Даниловича. Был приглашен театральный режиссер П.И. Ильин.

12 октября 1928 г. в ЦДКА состоялся общественный просмотр первой программы коллектива — "22-я Краснодарская". Этот день считается днем рождения Ансамбля.

Первый состав Ансамбля Красноармейской песни

Надо сказать, что все Александровы отдали свою жизнь и таланты служению Армии, Родине, Ансамблю. Это и три сына Александрова: старший Борис с 1946 г. возглавил после смерти отца Краснознаменный ансамбль, до этого работая его заместителем; средний Владимир, родившийся в 1910 г., с 1942 г. руководил оркестром ансамбля; младший сын Александр, родившийся в 1912 г., с 1938 г. по 1942 г. руководил оркестром ансамбля, в 1942 г. он погиб. Внуки Юрий и Олег также работали в ансамбле. Юрий Александрович работал концертмейстером и хормейстером ансамбля, Олег Борисович работал в оркестре музыкантом.

Сейчас я работаю в качестве директора Музея Ансамбля.

Краснознаменный Ансамбль Красноармейской песни и пляски Союза ССР во главе со своим руководителем А.В. Александровым

В 1939 г. у Александра Васильевича родился сын Юрий от гражданской жены балерины Людмилы Лавровой.

Я вспоминаю, как часто мы с мамой ходили к деду в гости в "дом на набережной". Мы дружили с Юрой. Дед играл с нами, часто выписывал кинопередвижку, показывал нам фильмы, и, поиграв с нами, шел в кабинет к роялю. Таким я его хорошо запомнил: все время работающим.

Семья Александровых. Нижний ряд, слева направо: Александр Васильевич Александров, старший сын Борис, средний сын Владимир. Верхний ряд, слева направо: жена Александра Васильевича — Ксения Павловна, жена Бориса — Ольга, младший сын Александра Васильевича — Александр (погиб в 1942 г.)

Надо сказать, что с первых шагов Ансамбля в его жизни прямое участие принимали такие военачальники, как К.Е. Ворошилов, М.С. Буденный (он консультировал 2-ой монтаж ансамбля "1-ая конная в боях"), Е.А. Щаденко.

В 1933 г. впервые услышал ансамбль И.В. Сталин. С тех пор ни один правительственный концерт не обходился без выступления Ансамбля. Сталин очень благоволил Александру Васильевичу, звонил нам домой, приглашал деда на обед или завтрак. Отец рассказывал, как однажды ночью раздался звонок по телефону:

— Позовите Александра Васильевича!

— Кто говорит?

— Скажите, Сталин…

У нас такой переполох поднялся, дед бежал к телефону, одеваясь на ходу. Так и разговаривал: в одной руке трубка, а другой, поддерживая брюки.

А оказалось, что Сталин просто пожелал услышать на правительственном концерте русскую народную песню "Калинушка", но не ту знаменитую "Калинку". Срочно разыскали солдат, которые исполняли ее когда-то, записали слова, мелодию, и, собрав ночью ансамбль, Александр Васильевич разучил эту песню с исполнителями. Услышав на следующий день на концерте эту песню, Сталин сидел, попыхивая трубкой, и усмехался в усы — очень уж ему понравилась эта оперативность и мастерство ансамбля с его руководителем.

В 1939 г. Александр Васильевич написал "Песню Партии Большевиков" на слова Лебедева-Кумача.

Александр Васильевич во время работы над Гимном Партии Большевиков

Услышав ее на концерте, Сталин попросил Александра Васильевича исполнить ее еще раз, но только медленнее, величаво, словно огромный сильный корабль мчится по океану, разрезая могучие волны. Песня зазвучала совершенно по-новому, и Сталин удовлетворенно сказал: "Вот так хорошо, назовем ее "Гимном партии большевиков". Впоследствии эта музыка была взята за основу Гимна Советского Союза на новые слова Эль-Регистана и С. Михалкова.

Когда началась война, руководство ансамбля переехало жить в Ц.Д.К.А.

1941 г. У ЦДКА

1941 г. Слева — Александр Васильевич, справа - невестка Александра Васильевича (моя мать), в центре — адъютант Толстов, на руках у которого слева — Юра, сын Александра Васильевича, а слева я — Евгений Владимирович, его внук

Однажды утром во время завтрака к А.В. Александрову подошел политработник с газетой в руках: "Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача". Прочитав стихи, дед тут же взял газету и уехал домой. К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля, дед разлиновал на доске мелом ноты, написал стихи, и к утру, песня была выучена.

Уже утром следующего дня "Священная война" начала выполнять свой солдатский долг. Ансамбль исполнил ее для солдат, уходящих на фронт на Белорусском вокзале. Причем солдаты все встали и молча стоя слушали песню.

После окончания стояла гробовая тишина. Дед и Борис переглянулись, думали — провал, но вдруг раздался шквал аплодисментов, бойцы требовали повторять и повторять ее. Это был концерт одной песни, она звучала семь или восемь раз, и солдаты садились в "теплушки", исполняя песню наизусть. С этого памятного дня и началась ее большая жизнь.

8 декабря 2000 г. Дума проголосовала за государственный гимн России, вернув к жизни музыку А.В. Александрова. В этот день в моей семье родился праправнук Александра Васильевича — Владимир.

В 1935 г. Ансамбль был награжден Красным Знаменем с орденом Красной звезды на нем и стал называться "Краснознаменный Ансамбль Красноармейской песни и пляски Союза ССР". Александр Васильевич получил первую награду — Орден Красной Звезды.

Вручение А.В. Александрову ордена Красной Звезды

В 1937 г. ему было присвоено звание Народного артиста СССР. В 1939 г. Александр Васильевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1942 г. Александрову присуждается Сталинская премия первой степени, весь гонорар которой он отдал в фонд обороны страны. Этот поступок характеризует Александра Васильевича как патриота, гражданина своей страны.

В 1943 г. в связи с 60-летием и 40-летием творческой деятельности, Александров награждается орденом Ленина, ему присваивается звание генерал-майора (до этого он был комбригом).

В 1945 г. после поездки в Финляндию у Александра Васильевича случился инфаркт. Врачи запретили ему даже дирижировать. К.Е. Ворошилов писал деду: "Александр Васильевич, берегите себя. Генералов в Красной Армии много, а Александров у нас один". Но Александр Васильевич был страшный трудоголик, он даже дирижировать никому не давал, все сам, сам. Уже на следующих гастролях в Польше и Чехословакии он пренебрег советам врачей и проводил концерты сам.

1946 г. На гастролях в Чехословакии

Находясь рядом с Германией, Александр Васильевич решил посмотреть на поверженный рейхстаг, Берлин и поехал туда на машине. В результате сердце не выдержало — второй обширный инфаркт и смерть. После смерти Александрова были учреждены стипендии его имени на Хоровых факультетах Московской и Ленинградской Консерваторий. Его имя присвоено Ансамблю. В 1980 г. на дом, где жил Александров, установлена мемориальная доска.

В 1970 г. были учреждены Золотая и серебряная медали имени А.В. Александрова. Учредители — Министерство Культуры СССР, Союз Композиторов, Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского флота. Ими награждались композиторы, внесшие вклад в развитие армейского искусства и создание военно-патриотической музыки.

Золотую медаль №1 получил Борис Александрович Александров, сын и достойный продолжатель дела отца.

В связи со 120-летним юбилеем со дня рождения, в апреле 2003 г. на родине А.В. Александрова в селе Плахино Рязанской области был торжественно открыт бюст великому русскому композитору, музею средней общеобразовательной школы села Плахино присвоено имя Александрова.

В октябре 2005 г. Министерством обороны Российской Федерации учреждена Вручается за "большой личный вклад в создание и пропаганду военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры".

7 октября 2005 г. в Ансамбле открылись концертный зал "Александровский" и музей Академического Ансамбля Российской Армии и семьи Александровых, директором и хранителем которого я и являюсь в данный момент.

Евгений Александров, внук А.В. Александрова

Источник

*** 

Что тут можно добавить. Александров внес колоссальный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, в особенности жанра массовой песни, и вообще мировой хоровой культуры — и как композитор и как педагог и организатор. В самые безбожные времена гонений на веру он не ожесточился, а в доступных, единственно возможных формах служил Родине. Он поднял, одухотворил советскую массовую песню до уровня духовных песнопений. Можно сказать, что во времена разрушений храмов он восстанавливал храм в внешне светской форме.

Александров привлёк к работе и воспитал целую плеяду талантливых вокалистов, сам писал музыку. Воспитал и смену себе, что немаловажно — и коллектив его и до теперь одна из визитных карточек нашей страны. Также Александр Васильевич, в частности, инициатор создания и детского коллектива, известного впоследствии как ансамбль песни и танца имени Локтева. А по типу созданного им ансамбля красноармейской песни организованы и работают многие иные творческие коллективы — как в России, так и за рубежом.

Среди наиболее талантливых композиторских работ в период до создания Ансамбля красноармейской песни — исполняемые до сих пор концерт для хора в четырёх частях, поэма "Христос воскресе" для хора, оркестра, органа и солистов, соната для скрипки и фортепиано, ряд духовных песнопений, а также симфоническая поэма "Смерть и жизнь", опера "Русалка", симфония в 3 частях, обработки народных песен "Утушка луговая", "Ночуй, Дунюшка", "Вниз по матушке по Волге" и других.

В первые дни Великой Отечественной Краснознамённый ансамбль был разделён на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии.

Нередко труппа гастролировала и в полном составе, а всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио.

В 1941-45 гг. Александров написал лучшие песни, постоянно звучащие и по сей день: "Священная война", "Поэма об Украине", "25 лет РККА" ("Несокрушимая и легендарная"). В 1943 году на основе музыки "Гимна партии большевиков" (авторское название "Песня о партии", 1938) композитор создаёт Гимн Советского Союза, мелодия которого утверждена в качестве главной и в постсоветской России. Не оставляет Александр Васильевич и активную педагогическую деятельность. Вскоре после победы перенёс тяжелейший инфаркт. Характерно,  что дважды планировались гастрольные поездки и в Северную Америку. Однако в первый раз их пришлось отменить из- за начала мировой войны, а во второй, после её окончания, президент США Трумэн поставил условие, чтобы гвардейцы Александрова выступали в его стране в гражданском, на что Александров не пошел.

Все-таки удивительный жизненный путь:  в 1918-22 годах – регент Храма Христа Спасителя, работу в котором продолжал вплоть до закрытия, главный регент Русской Православной церкви, в 30-е хормейстер в Камерном театре и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, руководитель Московской государственной академической капеллы. А далее народный артист СССР (1937), лауреат Сталинских премий (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), генерал- майор (1943). Удостоен ордена Ленина, множества советских и иностранных наград.

И главное, что с нами живет его святая музыка, его песни, его ансамбль — его творящие душу и сердце гармонии!!!

***

 

 

 

 

***

***



Источник: РоссияНавсегда.рф.

Рейтинг публикации:

Не нравится +6 Нравится





Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...







» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Как по вашему мнению Украина изменится при президенте Зеленском?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Готовим дома, Единая Россия, Импортозамещение, ИнфоФронт, Калита-Финанс, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Лекарственные растения, Любимая Россия, Наука России, Неизвестный Путин, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Простонародный лечебник, Россия, Сделано в России, Сильные землетрясения, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2019 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map