Слухи о возможной отставке главы Республики Дагестан Магомедсалама Магомедова, распространявшиеся последние несколько дней, полностью подтвердились. Магомедов ушел со своего поста по собственному желанию и указом Владимира Путина назначен замглавы администрации президента. Временно исполняющим обязанности руководителя Дагестана назначен 66-летний депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов, чья кандидатура называлась многими СМИ как наиболее вероятная.
Политическая карьера Магомедсалама Магомедова была тесно связана с родной республикой. До своего назначения главой республики он трижды был депутатом местного парламента. Карьерный взлет был предопределен: сын Магомедали Магомедова, который в разных должностях руководил республикой с 1983 по 2006 годы, с молодых лет обладал в Дагестане серьезным влиянием. Когда в регионе была учреждена должность президента, Магомедали Магомедов подал в отставку, а главным в республике стал Муху Алиев. Но всего через четыре года и он покинул свой пост, уступив место сыну прежнего руководителя Магомедсаламу Магомедову. Но и он пробыл в своей должности недолгое время, чуть менее трех лет.
Главной причиной нынешней отставки Магомедова многие эксперты называют его неспособность победить клановость и коррупцию в республике, преодолеть экономическую отсталость региона и покончить с вооруженным террористическим подпольем.
Карьера назначенного вр.и.о. главы Дагестана аварца Рамазана Абдулатипова в последние годы больше была связана с федеральной политикой. За последние 20 лет он успел побыть министром по делам национальностей, зампредом правительства, депутатом Госдумы, членом Совета Федерации от Саратовской области.
Как считает дагестанский политолог Руслан Гереев, перед новым руководителем будет стоять много серьезных проблем, но справиться с ними ему под силу:
– Никакого раскола дагестанского общества назначение Абдулатипова не вызовет. Большего раскола, чем сейчас есть, Дагестан просто уже не выдержит. Опасения, что будет хуже, тоже не оправданы: республика сейчас абсолютно социально неактивна и находится на самых крайних рубежах всей политической системы российского государства. Жители региона, наоборот, воспринимают новое назначение как некий шанс к исправлению ситуации. К тому же, Рамазан Гаджимурадович – это человек не из той среды межклановых противостояний, что сформировалась сейчас в Дагестане. Он больше приближен к московским государственным структурам. Абдулатипов уже доказал, что он – политический деятель, который может вокруг себя консолидировать общественность. Сегодня республика нуждается в экономических и политических реформах.
В первые же дни своей работы он столкнется с большим числом насущных проблем. Необходимо экономически поднять республику. Надо решить проблемы жителей анклавных сел на территории Азербайджана Храхоба и Урьяноба, которые сейчас никак не устроены. Это же касается аварцев, которые выдавливаются из Грузии, и переселенцев из Новолакского района. Необходимо поставить точку в этих конфликтогенных ситуациях, которые в случае продолжения могут серьезно осложнить взаимоотношения между муниципалитетами и даже народами.
В государственном аппарате необходимо провести тотальные чистки от коррупционеров. Народ устал от такого правления, ему нужно процветание. Дагестан не требует чего-то сверхъестественного, это – самодостаточный регион. Надо только правильно определить направления реформ. Власть должна делать ставку не только на крупный капитал и олигархов, а на средний класс, бизнесменов и предпринимателей. Я убежден, что Рамазан Абдулатипов – это умнейший политик, и он не оставит социальный сектор без внимания.
«СП»: – Сможет ли измениться в республике кардинальным образом система управления?
– Сегодня бюджеты районов формируются непонятным образом. Бюджет второго по значимости в республике города Дербента сегодня самый маленький из всех городов региона и в четыре раза меньше соседнего Избербаша, у которого население вдвое меньше. Это простой пример работы схем, действующих вне государства. Нам нужны генераторы новых идей, новые методы управления. Думаю, что ставка сейчас будет сделана на молодые умы. Сейчас у нас жуткая миграция из региона. Необходимо заняться возвращением людей.
Конечно же, нельзя оставить без внимания проблему вооруженного подполья. Компетентные ведомства показали свой полный непрофессионализм. Нужно заняться вопросами не силой, а методом изучения религиозных аспектов проблемы. Сейчас этим занимаются все кому угодно, но только не специалисты. Если подойти к вопросу вдумчиво, то все будет нормально, – говоритРуслан Гереев.
Рамазан Абдулатипов уже сказал, что намерен бороться с коррупцией, безработицей и проблемами безопасности в Дагестане. «Я намерен бороться с безработицей и коррупцией, предпринять все усилия для обеспечения безопасности в регионе. При этом мое кредо — честность и чистоплотность», – цитирует и.о. главы Дагестана издание «Кавказский узел» со ссылкой на агентство ИТАР-ТАСС.
В то же время, заведующая сектором Кавказа Института стратегических исследований Яна Амелина настроена не так оптимистично:
– Ни Абдулатипов, ни любой другой человек, назначенный таким образом, не справится перед проблемами, которые стоят перед Дагестаном. Современная система власти в республике уже неоднократно доказала свою полную нежизнеспособность в современных условиях, свое неумение решать проблемы. Абдулатипов вряд ли станет исключением. Проблемы Дагестана должен решать совершенно новый для республики человек, условно говоря, русский генерал-губернатор. Это был бы лучший вариант не только для Дагестана, но для многих национальных республик. В Дагестане необходимо обуздать исламистское подполье, и без силовых методов не обойтись. Абдулатипов вряд ли это сможет сделать, это под силу только силовикам. Но силовики подчиняются Москве, значит, нужен русский генерал-губернатор.
«СП»: – Возможно ли в современном Дагестане сформировать у жителей мотивацию к развитию?
– В советское время с этим не было никаких проблем. Людям надо показать, что на дворе XXI век, что клановые связи как система управления не актуальны. Не надо никого насильно никуда тянуть, просто необходимо показать людям, что у них не будет будущего, если они, к примеру, не будут учиться. Но для этого надо обуздать воровство и в Центральной России, поменьше проталкивать людей на разные должности за деньги. В Дагестане это тоже реально сделать, если употребить власть и закончить творящийся в республике беспорядок.
Справка «СП». Население Дагестана составляет почти 3 миллиона человек, более половины проживают в сельской местности. Демографическая обстановка характеризуется увеличивающимся год от года большим естественным приростом. По данным всероссийской переписи 2010 года, доля людей трудоспособного возраста с высшим образованием (19%) ниже среднероссийской (24%) . При этом доля граждан моложе трудоспособного возраста (27,3%) значительно выше, чем в среднем по стране (16,2%). Официальный уровень безработицы в республике составляет 13%. Уровень дотационности регионального бюджета в 2011 году составил 72,8%. По доходам на душу населения Дагестан входит в число самых отстающих регионов. В настоящее время республика в числе регионов с самым высоким уровнем терроризма. Сообщения о взрывах, убийствах и покушениях на жизнь приходят из региона почти каждый день.