Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » Высоцкий. Энциклопедия и драйвер союзной идентичности

Высоцкий. Энциклопедия и драйвер союзной идентичности


28-01-2013, 08:39 | Информация НФ ОКО | разместил: Moroz50 | комментариев: (2) | просмотров: (1 451)
Семён Уралов

В моем ремесле, которое интегрировано с политикой в сфере идей, часто приходится иметь дело с обманом, фейком и другими фальшивками. Постсоветская политика в основе своей деградировала до шоу-политики, и поэтому от деятельности там осталось очень мало. А если в основании шоу-политики изначально лежит иллюзия, то понятно, какие и правила жизни в кабаре. 

И вот за много лет профессиональных контактов с очень разными людьми от журналистов до парламентариев и членов кабмина у меня выработалось внутреннее «правило Высоцкого».

Дело в том, что творчество Владимира Высоцкого давно уже стало фольклором. 

И если ты встречаешь человека, который уместно интегрирует выдержки из текстов Высоцкого, — значит, с высокой долей вероятности перед тобой человек порядочный на базовом уровне.

Конечно же, это сугубо личная социология, неправильная и антинаучная — но она работает.

В прошлом году мне посчастливилось побывать на открытии памятника Владимиру Высоцкому в Одессе. Могу сказать, что за годы профессиональной деятельности такой добровольной явки на культурное мероприятия не видел никогда. Это тоже антинаучное и сугубо личное наблюдение, но факт остается фактом: на открытиях памятника другим личностям, в основном наблюдается массовка из студентов, дворников и официальных делегаций.

Весь Высоцкий — о союзной идентичности

Филологи считают, что феномен Высоцкого так или иначе раскрыт: особенность его творчества в образности языка, которая доступна любому носителю русского языка с неполным средним образованием. Но при этом тексты по литературным канонам безупречны с точки зрения метафор и символов, изящности слога и сложности рифмы. Поэтому Высоцкий интересен своими образами и академикам.

То есть мы имеем дело с таким феноменом, как «народный поэт» – человек, чьи тексты понятны всему обществу. Если ты понимаешь образы Высоцкого — значит, ты так или иначе являешься носителем союзной идентичности. Союзной идентичности — того, с помощью чего советские люди чувствовали себя единым народом и отличали себя от остального мира. При этом оставаясь русскими, узбеками, татарами и белорусами.

Итак, главный ресурс Владимира Высоцкого — в понятности его образов. И в формате их донесения.

По творчеству Высоцкого можно составить каталог самых востребованных профессий и ремёсел в советском обществе — начиная от шахтёров, которые ищут «чёрное надёжное золото», до конькобежцев, ставших боксёрами.

Можно до печёнок прочувствовать, каково оно – вращать Землю и остаться одному во фронтовой землянке.

Можно узнать о быте советских алкоголиков на выходных перед телевизором или как относились научные сотрудники к обязательной командировке на картошку.

Что представители советской негласной жизни — зэка, шпана и шалавы — выступают лирическими героями, сохраняет также представление и о непубличных типажах.

Высоцкий, одним словом – энциклопедия союзной жизни.

Практическая ценность Высоцкого – в наборе нравственных установок союзной идентичности, рассказанных доступным языком и сочными образами. Поэтому понять Высоцкого способен даже современный школьник.

Инвестирование в идентичность

С точки зрения современной союзной идентичности, образы Пушкина, например, современными школьниками воспринимаются, как герои из «Властелина Колец», где взрослые дядьки в компьютерном гриме стреляются из луков. Они, конечно, кладутся в общую культурную копилку идентичности, но КПД от Пушкина значительно меньше, чем 100 лет назад.

Образы же Высоцкого практически не надо разъяснять — потому что они раскрыты современным языком на относительно современных примерах. Все, что необходимо, — ввести образы Высоцкого в общественную повестку.

Сфера общественных коммуникаций подчиняется таким же законам, как и другие технологичные сферы. Разве что в ней нет точных формул. Итак, на самом деле перед нами стоит простейшая задача.

Дано: творчество Высоцкого общедоступно и понятно. Образы союзной идентичности вполне подходят и годятся для воспитания современного гражданина.

Задача: максимально растиражировать образы из творчества Высоцкого

Жизненный уклад постсоветского общества не настолько кардинально изменился. К тому же перемены коснулись в основном сферы справедливости — поэтому будет полезно немного мифологизировать союзную идентичность, напомнив что в её основании лежал именно этот принцип.

И дело не в любви или нелюбви к Высоцкому. Просто ещё через одно поколение жизненный уклад изменится настолько, что образы Высоцкого будут восприниматься как сегодня образы, например, Сергея Есенина. Там, где про любовь, кабак и страдания русской души, — там понятно. А там, где про дореволюционную и революционную идентичность, — вообще ничего не понятно. Что такое – «задрав штаны бежать за комсомолом»? Как объяснить современнику, почему гармонист должен лечить спиртом сифилис, который получил в киргизских степях?

Образы вековой давности годятся для прививания культурной составляющей союзной идентичности. Но к гражданским реалиям союзной идентичности не адаптированы.

Поэтому мы должны понимать, что ресурс у «народного поэта» Владимира Высоцкого для  союзной идентичности — огромен. Но при всей огромности ресурса наследия Высоцкого — его необходимо срочно переводить в разряд безусловных символов. Кстати, как и Гагарина.

Задача, скажем прямо не новая. И не особо сложная.

Пушкин и другие: передовой опыт

Перед нашими предками в XIX веке стоял очень похожий вызов. Как мы помним, Александр Пушкин погиб в 1837 году. Спустя поколение после его смерти до правящих элит стало доходить, что «народный поэт», понятный равно и крепостным, и дворянам, который искренне любит Россию и готов в своем патриотичном порыве даже идти против императора, — это отличный образ для раскрытия идентичности. К тому же выгодное происхождение от арапа Петра Великого показывало и государственническую преемственность.

Современникам Пушкина не надо было рекламировать Пушкина. А вот поколению, которое родилось уже после его смерти, бренд «поэт Пушкин» ни о чём не говорил. Во второй половине XIX века были свои поэты, как раз начинало зарождаться декадентство.

Обратите внимание, когда появились памятники Пушкину в трёх крупнейших городах Российской империи: Москва (1880), Санкт-Петербург (1884), Одесса (1889) — спустя 50 лет после смерти Поэта. Как раз когда на авансцену вышло поколение рождённых после смерти Пушкина — которое уже нуждалось в Пушкине как в безусловном символе. 

Памятники в ту эпоху выполняли немного другую общественную функцию чем сегодня. Когда в империи появляется памятник Поэту — всем в империи всё становится понятно: от школьного учителя, который будет заставлять гимназистов зубрить «Евгения Онегина», до кухарки, которая назначает свидание в Москве «возле Пушкина». 
Язык образов того времени говорил: Империя задаёт образец русской идентичности. Всем – равнение на Пушкина. И каждый уже делает свои выводы.

Как вы понимаете, во второй половине XIX века были свои диссиденты, свои навальные и собчаки, которые яростно протестовали против идеализации бабника и дуэлянта, который поливал грязью Запад, ни разу не выехав за пределы России. Во второй половине XIX века общественный диалог был ещё тот по накалу страстей.

Но наши предки справились с вызовом и сохранили творчество Пушкина с пользой для русской идентичности.

***

Вопрос в том, справимся ли мы с аналогичной задачей. Причём на самом деле ничего сверхъестественного перед нами не стоит. По большому счёту, надо лишь вызвать интерес у постсоветских поколений к личности и творчеству Высоцкого. Послушав один раз — втянутся. Как это было, например, с моим поколением.

И ничего сложного в том, чтобы вызвать общественный интерес к образам Высоцкого нет. Брендирование, массированная реклама, ремиксы песен Высоцкого, постоянное присутствие на ФМ-радиостанциях, пара фильмов и сериалов, коррекция школьной программы, проведение фестивалей в региональных центрах — и бренд «Высоцкий» можно выпускать на рынок массовой коммуникации. Гражданин будет воспринимать его с таким же интересом, как он сегодня воспринимает российские бренды «Смешарики» или «Би-лайн».

К тому же примеры создания успешных, позитивных брендов, работающих на пользу сохранения союзной идентичности много. Бренды «Путин», «Газпром», «Союзное государство» – созданы уже в постсоветское время.

Но ведь согласитесь: «Высоцкий» – лучше и надёжнее.



Источник: Однако.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: virginiya100 (5 февраля 2013 13:17)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Редактор VP
    Имя Сталин в веках будет жить,
    Будет реять оно над землёй,
    Имя Сталин нам будет светить
    Вечным солнцем и вечной звездой

    А потом мальчик вырос. fellow

       
     


  2. » #1 написал: VP (5 февраля 2013 09:36)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Своё первое стихотворение «Моя клятва» Владимир Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, 8 марта 1953 года. Оно посвящено памяти Иосифа Сталина. Сохранилось стихотворение благодаря тому, что мама Володи, Нина Максимовна, напечатала его в стенгазете учреждения, где она работала.

    Опоясана трауром лент,
    Погрузилась в молчанье Москва,
    Глубока её скорбь о вожде,
    Сердце болью сжимает тоска.

    Я иду средь потока людей,
    Горе сердце сковало моё,
    Я иду, чтоб взглянуть поскорей
    На вождя дорогого чело...

    Жжёт глаза мои страшный огонь,
    И не верю я чёрной беде,
    Давит грудь несмолкаемый стон,
    Плачет сердце о мудром вожде.

    Разливается траурный марш,
    Стонут скрипки и стонут сердца,
    Я у гроба клянусь не забыть
    Дорогого вождя и отца.

    Я клянусь: буду в ногу идти
    С дружной, крепкой и братской семьёй,
    Буду светлое знамя нести,
    Что вручил ты нам, Сталин родной.

    В эти скорбно-тяжёлые дни
    Поклянусь у могилы твоей
    Не щадить молодых своих сил
    Для великой Отчизны моей.

    Имя Сталин в веках будет жить,
    Будет реять оно над землёй,
    Имя Сталин нам будет светить
    Вечным солнцем и вечной звездой.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map