Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » НОБЕЛЬ Людвиг Эммануилович

НОБЕЛЬ Людвиг Эммануилович


14-06-2011, 12:25 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 351)

Товарищество "Бранобель"

В начале 1873 года Людвиг командировал брата Роберта на оружейные заводы Швейцарии и Австрии, а осенью поручил провести на Кавказе поиск древесины для изготовления ружейных прикладов. Напутствуя брата, Людвиг писал: «Сам я буду поистине рад, если сие начинание увенчается успехом. Как бы ни складывались наши взаимоотношения, должен без лишней скромности сказать, что моими поступками и устремлениями всегда двигало желание поддерживать согласие и братскую любовь между нами и нашими семьями». Принципу вести дела по-семейному, окружая себя детьми, племянниками, их приятелями и земляками Людвиг был верен до конца жизни.

К покупке Робертом нефтеперегонного завода в Баку Людвиг отнесся с большим интересом. 31 октября 1875 года он писал Альфреду: «Посмотрим, как он наладит добычу и сбыт. От этого будут зависеть его дальнейшие успехи и счастье. Я со своей стороны сделал все от меня зависящее, снабдив его деньгами и техническими советами. Роберт утверждает, что придумал кое-какие усовершенствования для перегонки и очистки нефти. Меня не отпускает мысль о том, что нам, то есть тебе и мне, надо бы вдвоем съездить туда и посмотреть, не можем ли мы ему в чем-нибудь содействовать. И тебе, и мне удалось добиться независимости, надо помочь и Роберту наладить свое дело».

Кроме нефтяных участков в Сабунчах, Роберт купил завод в Черном городе, состоящий из 8 кубов по 80-85 пудов залива каждый. В 1876 году он при поддержке братьев перестроил завод и увеличил его на два куба, в Сабунчах заложил свою первую буровую скважину и совершенствовал технику бурения и очистки нефти.

В 1876 году Людвиг вместе с сыном Эммануэлем прибыл в Баку. Увидев работу предприятия Роберта и запасы, которые он разведал, Людвиг оценил перспективность разработки месторождений и вложил в дело доходы от своего механического завода. Альфред поделился доходами от динамита. Кроме того, на заводе «Людвиг Нобель» выпускаются паровые насосы и другое оборудование, необходимое для модернизации завода Роберта. В 1876 году братья вложили в развитие производства 300 тыс. рублей. Еще 150 тыс. рублей, которые были необходимы для строительства трубопровода и устройство металлических резервуаров, в дело вложил Карл Август Стандершельд. Людвиг подсчитал, что в ближайшее время понадобится еще 2 млн рублей на транспортировку нефтепродуктов.

Людвиг попросил Альфреда «помочь сведениями о производстве и эксплуатации труб и нефтяных цистерн в пенсильванском Нефтяном регионе, которых нет в нефтяном справочнике», добыть через знакомых необходимую информацию «за вознаграждение». Он продумывал вопросы конструкций хранилищ, железнодорожных цистерн, насосов и трубопроводов до того, как «развернет свое предприятие во всем его масштабе».

Людвиг прозорливо заручился поддержкой наместника на Кавказе и сообщил Альфреду, что во время аудиенции великий князь Михаил Николаевич «обещал всячески содействовать успехам предприятия и облегчить его существование, так что если будут возникать препоны со стороны властей, я не сомневаюсь, что мы можем в случае необходимости рассчитывать на его помощь».

Молодой инженер Альфред Тёрнквист вез в Америку пробы бакинской нефти для сравнения ее с пенсильванской. Роберт инструктировал его: «Прежде чем удастся разузнать все подробности про выработку осветительных и смазочных масел, не советую предпринимать каких-либо иных штудий, поскольку они могли бы вызвать подозрения и затруднить Ваши занятия. Когда это будет сделано, Вам, милостивый государь, следует углубиться в перекачивание нефти по трубам и сопутствующие предметы. Наконец, было бы желательно, чтобы Вы, не упоминая нашего имени, выяснили в крупнейших и наилучших фирмах последние цены на буровой инструмент, всевозможные трубы, паровые котлы и прочее оборудование». После выполнения задания Тёрнквист продолжил изыскания в Патентном управлении и Библиотеке Конгресса, завязал знакомства с нефтепромышленниками и ознакомился с системой торговли нефтью.34

В начале 1877, когда на нефть и нефтепродукты на 10 лет был отменен акциз, Людвиг и Роберт представили Альфреду проект будущего производства: добычу нефти, ее очистку, транспортировку по морю и железной дороге, хранение и сбыт. От промысла до нефтеперегонного завода нефть должна транспортироваться по трубопроводу, храниться в металлических резервуарах. Перевозиться нефтепродукты должны наливными судами или железнодорожными цистернами. В 1877 г. впервые в Баку на заводе Роберта установлены паровые насосы для накачки нефти и мазута в напорные баки, питающие перегонные кубы, а также введено охлаждение горячего мазута в перегонном кубе закачкой туда холодного мазута. Это позволило увеличить количество перегонок до 8-10 в сутки.

В 1878 году завод вновь был расширен – был сооружен большой мазутный холодильник, прозванный «Иваном Великим». Мазут в резервуаре емкостью 20000 пудов охлаждался водой. В последующие два года братья приобрели новые нефтяные участки в Балаханах, заложили еще 7 скважин и построили новый нефтеперегонный завод. Транспортировку нефти от новых участков к новому заводу было решено производить по нефтепроводу. Людвиг предложил нефтепромышленникам построить нефтепровод на паях, но их это предложение не заинтересовало.35

Людвиг обратился в компанию «Бари, Сытенко и Ко» 36, которая по проекту по проекту молодого инженера Владимира Григорьевича Шухова37взялась за строительство первого русского нефтепровода. Власти поначалу не разрешали прокладывать трубопровод по территории города, но после обращения Людвига в правительство работа началась. Возникли новые проблемы, на этот раз с перевозчиками нефти. Боясь лишиться заработка, они производили набеги на места строительства, устраивали поджоги. Пришлось призвать вооруженную охрану. Трубы закапывали на двухметровую глубину. Для защиты от коррозии они покрывалась изоляцией, приготовленной на основе олифы. Перед укладкой в грунт трубы обматывались джутовой тканью, пропитанной растворенным в олифе свинцовым суриком. В 1878 гг. нефтепровод длиной 8,5 версты с диаметром трубы 3 дюйма и пропускной способностью 80 тыс. пудов нефти в сутки был построен. Людвиг писал: «Какое значение имела эта первая железная труба... показывает тот факт, что перекачка нефти по ней обходилась менее 1 копейки за пуд, тогда как перевозка ее в арбах — до 9 копеек с пуда. Принимая во внимание, что для выделки одного пуда керосина требуется три пуда нефти, расходы заводчика уменьшились на 25 копеек с пуда». 38До конца 1878 г. нефтепроводу было прокачано 841 тыс. 150 пудов нефти, в 1879 г. - 5 млн 583 тыс. пудов. В 1876 г. фирма Нобелей вывезла из Баку 6 тыс. 248 пудов керосина, в 1879 г. - 551 тыс. 428 пудов керосина и 466 тыс. 673 пуда нефтяных остатков.39

В США к 1875 году протяженность нефтепроводов, доставляющих нефть от промысла до железнодорожных станций, составляла уже более 3000 километров. С 1879 года было начато сооружение нефтепроводов, доставляющих сырье сразу на перерабатывающие предприятия Нью-Йорка и Филадельфии, минуя железнодорожную перевозку. Это были 6-дюймовые трубопроводы протяженностью более 500 и 400 км. Вместе с более короткими трубопроводами, и также с сетью линий, собирающих нефть с промыслов, общая длина нефтепроводов США составляла более 14000 км. В это время протяженность бакинских нефтепроводов достигла 300 км. Хотя, по выражению В.Г.Шухова «эти нефтепроводы построены почти все из американских материалов и по американским образцам», в Баку для транспортировки нефтяных остатков впервые строится трубопровод с подогревом мазута паром перед поступлением его в трубу для уменьшения сопротивления при движении. Впервые в мире в начальных и конечных точках нобелевского нефтепровода были сооружены цилиндрические резервуары-нефтехранилища. Тяжелые прямоугольные американские нефтехранилища нуждались в массивном фундаменте. Шуховсоздал облегченную конструкцию резервуара с переменной толщиной стенки, основанием для которого служила специально подготовленная песчаная подушка. Стоимость шуховского нефтехранилища была на 30% меньше американского аналога той же емкости.

Основная часть керосина в бочках вывозилась из Баку по морю в Астрахань. Там происходила перегрузка на речные суда, доставляющие нефть в центральные регионы России. Из приволжских городов нефть отправлялась по железной дороге в С Петербург и балтийские порты. В середине 70-х годов пуд керосина в Баку стоил 20 коп. 25-пудовая бочка для транспортировки обходилась в 12 рублей серебром. После оплаты перевозки стоимость пуда керосина в Нижнем Новгороде достигала 1,60 руб. В Петербурге пуд бакинского керосина стоил 2 руб., в то время как американский керосин там продавался по 1,3 руб.40

Одновременно со строительством нефтепровода Людвиг заказал Мутальскому машиностроительному заводу первое в мире нефтеналивное судно из бессемеровской стали. Свен Альмквист, руководитель завода, так увлекся проектом, что вместо свадебного путешествия отправился в Петербург, где они с Людвигом разработали конструкцию наливного парохода, разделенного на отсеки, чтобы предотвратить появление волн в жидком грузе. Судно, построенное на Линдхольменской верфи в Норрчёпинге, получило имя «Зороастр». В мае 1878 года Яльмар Круссель провел пароход по Балтийскому морю, Мариинской водной системе, Волге и Каспийскому морю в Баку, где к тому времени был переоборудован причал. Там был устроен трубопровод для загрузки нефти, а для перекачки ее в баржи на судне был установлен паровой насос. Первый же сезон эксплуатации «Зороастра» показал его надежность и экономичность. Волжские судовладельцы, поначалу отнесшиеся скептически к начинанию Людвига поспешили сделать заказы Мутальскому заводу.

«Зороастр» продолжил свою службу и после списания. 14 ноября 1948 года на небольшую каменистую гряду Черные камни, в 42 км к юго-востоку от Апшеронского полуострова, был высажен десант геологов и буровиков. Были построены домик на сваях и электростанция, а 24 июня 1949 началось разведочное бурение. Через год с глубины 1100 метров забил нефтяной фонтан. Черные камни были переименованы в Нефтяные камни. На месте каменистой банки был сооружен искусственный остров площадью 7000 гектаров. Для создания основания на месте гряды были затоплены 7 списанных кораблей во главе с «Зороастром».

Ссылки

  • Официальный сайт Роснефти
  • Сайт музея нефтяной промышленности в Бубрке, Подкарпатское воеводство, Польша

Литература

  • Горюнов В.С. Семья Нобелей в Петербурге
  • Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть.- Пер. с англ. - М.: Издательство "ДеНово", 1999
  • Заблоцкий Е.М. Деятели горной службы дореволюционной России. Краткий биографический словарь. СПб.: «Гуманистика», 2004. Сетевая версия
  • Керсновский А. А. История Русской армии
  • В.Н. Косторниченко Иностранный капитал в нефтяной промышленности дореволюционной России: к разработке периодизации процесса//Труды ЦЭИ исторического факультета МГУ. Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 10. М., 2005
  • Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. Дореволюционный период. Гостоптехиздат. 1954 г.
  • Матвейчук А.А. Из истории начального периода акционерного учредительства в нефтяной промышленности России //Труды ЦЭИ исторического факультета МГУ. Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 10. М., 2005. С. 9-27
  • Матвейчук А.А. Парижский триумф русских "олеонафтов". Журнал «Нефть Росии», № 4. 1999 г.
  • Матвейчук А.А. Русский американец. Александр Бари - основатель первой российской инжиниринговой фирмы. Журнал «Нефть России», № 2. 1999 г.
  • Матвейчук А.А. Патриарх нефтехимии. «Нефть Росии», № 1. 2006 г.
  • Матвейчук А.А. Триумф русских олеонафтов. Журнал «Родина», № 10, 2008
  • Миксон И.Л. Владимир Барановский, Саратов, 1965.
  • Михайлов В.С. Очерки по истории военной промышленности
  • Осбринк Б. Империя Нобелей. М., 2003
  • Пархоменко В.Е. Д.И. Менделеев и русское нефтяное дело. М., 1957
  • Птичникова Г.А. Нобелевские городки в дореволюционной России.
  • Фукс И., Лукса А., Матишев В. Похвальное слово керосиновой лампе. Журнал «Нефть России» № 1, 1999.
  • Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. С.-Петербург. Типография товарищества «Общественная польза». 1884 г.
  • Рожен А. Любовь и керосин «Зеркало недели»" № 33 (561), 27 августа-2 сентября 2005
  • Черепанов А. Двадцать гектаров истории. Журнал «Нефть России» №11, ноябрь 2004

Цитаты

  • Русских патриотов, входящих в советы российских банков, хлебом не корми, дай уронить в чужом мнении иностранца-шведа, которого допустили сыграть важную роль в промышленном производстве. 41

  • На собственном примере могу утверждать, что получил большую пользу от неудач и что упорная борьба за достижение цели научила меня гораздо большему, чем легкие победы. 42

  • Капитал в виде наличности, которую оставляют в наследство детям, это чистый разврат. 43

  • Капитал, вложенный в промышленность, может быть хорошим оружием в борьбе за существование, однако тот, кто надеется, что его капитал будет приумножаться без упорной работы, вскоре останется ни с чем. 44

  • Российские газеты клеймили меня, называли монополистом и капиталистом, а в России это даже скорее, чем в Западной Европе, равносильно объявлению тебя преступником, который подлежит всеобщему преследованию.45

  • Я ничего не понимаю в спекуляциях и не доверяю биржевой игре, полагаясь исключительно на работу и считая, что только честным путем можно поставить компанию на ноги. 46

  • Когда ты не один, когда кругом акционеры, теряющиеся при первой неудаче, тем более важно верить в победу труда, настойчивости и предусмотрительности, поскольку пессимистов, которые все видят в черном свете, у нас хватает. 47

  • Я тут беседовал с одним недальновидным банкиром, считающим керосин вещью совершенно никчемной, и поинтересовался у того: уж не поведал ли ему какой-нибудь астроном о скором появлении нового солнца, что будет светить по ночам? 48

  • Я уже более 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого человека, который работает вместе со мной, участником в достигнутых результатах, чтобы тот, кто делит со мной труды, имел бы право делиться со мною и моими барышами. 49

Примечания

  1. Записка Снессорева В память о покойном Л.Э.Нобель
  2. Русское техническое общество (РТО) основано в 1866 в Санкт-Петербурге. В 1868 создана Постоянная комиссия по техническому образованию. РТО открывало учебные заведения, в которых дети обучались за низкую плату или бесплатно. Учебные заведения РТО в 1876 были включены в систему народного образования, с 1882 - в министерство народного просвещения, непосредственное руководство ими возлагалось на Постоянную комиссию. К 1917 было свыше 60 учебных заведений РТО, которые окончили более 137000 чел. Финансирование учебных заведений осуществлялось за счёт РТО, других ведомств, земств, городов, казны и частных пожертвований (Н.А. Варгунин, К. фон Мекк, Л. Нобель, И.С. Мальцов). Постоянная комиссия участвовала в определении политики правительства в области образования, инициировала совершенствование фабричного законодательства, регулирующего труд и обучение детей и подростков. Издания РТО: "Записки РТО" (с 1867), "Труды Постоянной комиссии по техническому образованию" (1869-98), журналы "Техническое образование", "Электричество", "Железнодорожное дело", учебная и научно-популярная литература. За учебники для профшкол учреждены премии Государственного совета России (1890). После 1917 деятельность РТО была перестроена. В 1929 РТО прекратило деятельность.
  3. Показательны воспоминания участника Бухарского похода: «Всю Бухарскую кампанию 1868 года с отрядами ходили еще те блаженной памяти светлые бронзовые гладкоствольные тяжелые пушки, на светло-зеленых деревянных неуклюжих лафетах, которые назывались тогда «батарейной батареей», которые стреляли круглым сплошным ядром, бросавшимся при наибольшем угле возвышения не далее 1,7 версты, стреляли при помощи запальной трубки с чашечкой, воспламеняемой пеньковым «пальником» (фитилем). Пехота и кавалерия была вооружена шестилинейной пистонной винтовкой. (Эта самая винтовка была переделана в скорострелку «крынку» для армии, но туркестанцы крынки не знали.), которая заряжалась по-старинному «скуси патрон» (так звучала команда устава К.П.); из бумажной гильзы, у которой зубами отрывали завернутый хвост, порох осторожно высыпался в ствол; потом пуля с чашечкой аккуратно вставлялась в дуло; вынимался шомпол (на нем была ужасно неудобная деревянная втулка, чтобы не портить ствол при заряжании), и им пуля загонялась до отказу; шомпол втыкался на место; затем вынимался из особой сумочки большой пистон с растопыренными краями и надевался на капсюль. Только тогда ружье было готово. Заряжать было долго, хлопотно, неудобно, на ходу в особенности, в цепи лежа еще хуже, так как требовалось поднимать дуло кверху, иначе порох не мог спуститься в казенник. После нескольких спешных выстрелов сплошь и рядом отрывался венчик от пули и оставался в стволе; следующая пуля уже доходила только до половины ствола, упираясь в застрявший венчик, и всего чаще тоже срывалась, так что ружье для стрельбы уже не годилось. Нужно было или насильно заколачивать шомполом венчики вниз, или искать другое ружье у раненого, или просто ждать молча случая... За 20-м выстрелом нагар делался так велик, что пуля не лезла, и требовалось протирать ствол — это было еще хлопотливее. Дальность боя винтовок для линейных рот была 800 шагов и только для стрелковых 1200: выше и прицелов не было! Хороший выстрел возможен был на 500 — 600 шагов. Вот какое «усовершенствованное скорострельное» оружие было в руках туркестанцев. Иванов Д.Л. Из воспоминаний туркестанца. Исторический вестник, № 6. 1896.
  4. В 1867 году на смену переделанным пистонным ружьям были введены игольчатые винтовки Карле того же 6-линейного калибра со скользящим затвором и бумажным патроном. Однако в скором времени выяснилось преимущество металлической гильзы — и уже в 1869 году значительная часть армии была перевооружена винтовкой Крнка с откидным затвором и никуда негодным экстрактором. Оба этих образца — Карле и Крнка — били на 2000 шагов, но дальность эта совершенно не была использована, прицелы были нарезаны лишь на 600 шагов в линейных ротах и на 1200 у унтер-офицеров и в стрелковых ротах. Радецкому на Шипке пришлось приказывать «целить в верхушки деревьев»! Эта враждебность к огню на дальние расстояния чрезвычайно характерна для нашей армии. Керсновский А.А. История русской армии. Керсновский А.А. История русской армии.
  5. Турецкое название болгарского города Русе, принятое в литературе о русско-турецкой войне
  6. С 1876 года началось перевооружение армии превосходными 4-линейными винтовками Бердана: № 1 — с прицелом на 2100 и № 2 — на 2400 шагов. Однако к началу войны их получила едва треть войск — как раз те дивизии, что не были назначены в действующую армию. Дальность полезного огня нашей пехоты в кампанию 1877 года была той же, что под Севастополем! Из 48 пехотных дивизий ружья Бердана имели 16, Крнка — 26, Карле — 6. Бердана имели гвардия, гренадеры, стрелковые бригады и 9 пехотных дивизий, Карле — пехотные дивизии Кавказского военного округа и все линейные батальоны. Остальные войска имели Крнку. В кавалерии обе шеренги драгун имели карабины Крнки, у гусар и улан — только вторая шеренга (первая имела пики). В период 1878 — 1879 годов все войска получили винтовку Бердана № 2. Керсновский А.А. История русской армии.
  7. Ахал-тэкинская экспедиция генерала Скобелева в 1880–1881 гг. С приложением карты и плана. Из воспоминаний д-ра А. В. Щербака. Гл. IX
  8. Русское название болгарского города Плевен
  9. В.И.Немирович-Данченко. Скобелев
  10. После расставания с Нобелем В.С.Барановский продолжал работать над своей 2,5-дюймовой пушкой для конной артиллерии и создал на ее основе горную пушку, в конструкции которой были учтены условия транспортировки и использования в сложных условиях местности. В 1877 двухорудийная конная батарея участвовала в сражениях на Балканах. В сравнительных испытаниях с 3-дюймовой пушкой, которую Крупп предложил русскому правительству, горная пушка Барановского показала преимущества и была рекомендована для вооружения русской армии. Для морской десантной пушки В.С.Барановский изменил конструкцию унитарного патрона, спрятав капсюль в особое гнездо, завинчивающееся крышкой, что повысило безопасность перевозки снарядов. Для станка шлюпки разработал гидравлический тормоз отката и пружинный накатник, но не успел изготовить их, его идеи претворил в жизнь двоюродный брат П.В.Барановский, с которым он в 1878 году основал завод. Для конструкции семейства пушек Барановского характерны следующие новации: поршневой затвор с самовзводящимся ударником, который срабатывал при закрывании затвора. При неплотно закрытом затворе предохранитель предотвращал выстрел. Для наводки использовались быстродействующие поворотные винтовые и подъемные механизмы. Экстрактор автоматически срабатывал при открывании затвора и выбрасывал гильзы в сторону, не мешая прислуге. Кроме кремальерного прицела для конной пушки использовался оптический конструкции С.К.Каминского. 19 марта 1879 года в возрасте 33 лет В.С. Барановский погиб при испытании снарядов.
  11. Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. Гостоптехиздат. 1954 г.
  12. Крепостное право в Азербайджане и Армении было отменено в 1870 году, на Северном Кавказе – в 1871 г.
  13. Главными работниками и мастерами при рытье колодцев на Балаханской площади являлись балаханские же поселяне, которые приобрели в этом деле опытность и практику, рыли колодцы для откупщиков и очищали их. Балаханские поселяне задолго до крестьянской реформы в Закавказском крае были приписаны к Балаханскому нефтяному промыслу. Вследствие этого разработка нефти сделалась их исключительным занятием. Мало-помалу у них сосредотачивались все предания разработки нефти: они указывали откупщику места для рытья новых колодцев, они же устраивали их, и их же именами названы почти все колодцы. Нефть добывалась из этих колодцев бурдюками и живой силой. На Апшеронском полуострове первая буровая была заложена в 1871 году.Виктор Рагозин.Нефть и нефтяная промышленность. С.-Петербург. Типография товарищества «Общественная польза». 1884 г.
  14. Биографические словари описывают жизнь Виктора Ивановича Рагозина по частям – в одних он фигурирует в разделе «Деятели революционного движения в России», в других освещается его исследовательская и производственная деятельность.Самый полный биографический очерк: Матвейчук А. Триумф русских олеонафтов. Журнал «Родина», № 10, 2008 г.
  15. Виктор Рагозин. Нефть и нефтяная промышленность. 1884 г.
  16. Вот что писали они о своих злоключениях: «Мы подали полковнику Принцу объяснение, в котором, изложив кратко начало наших трудов в усовершенствовании способа очищения черной натуральной нефти в белую, в обучении тому ремеслу армян и других русских людей, в распространении того занятия здесь на Кавказе и в вывозе сего материала в течение 20 лет многими тысячами пудов во внутрь России… просили (Принца) для усиления деятельности нашей дозволить нам попользоваться из казенных источников в течение пяти лет черною нефтью ежегодно до 60 бочек безденежно, или исходатайствовать нам помощь выдачей из казны 7000 рублей серебром на 10 лет без процентов. А что действительно мы первые завели в Моздоке очищение нефти, обучали других людей и такое производство распространяем с 1823 года, в том представили письменные свидетельства тамошнего местного начальства и городских жителей... Его превосходительство г. Начальник Кавказской области генерал-лейтенант Гурко сам спросил у нас, какие нужны средства или пособия по предмету развития нефтяного промысла; напоследок же в предписании полковнику Принцу дал знать во всем противное, что по состоянию нефтяных источников Кавказского линейного казачьего войска он разрешить не может отпуска из них безденежно нефти, а об оказании нам денежного пособия от казны не может ходатайствовать, потому что не уверен, чтобы Правительство на оное согласилось...»
  17. Александр Рожен. Любовь и керосин «Зеркало недели»" № 33 (561), 27 августа-2 сентября 2005
  18. И. Фукс, А. Лукса, В. Матишев . Похвальное слово керосиновой лампе. Журнал «Нефть России» № 1, 1999
  19. Джордж Биссел оперативно добрался до Тайтусвиля. Он потратил сотни тысяч долларов, скупая и беря в аренду фермы поблизости от Ойл Крик. Биссел разбогател, его имя не сходило с языка у всех нефтяников от одного края континента до другого. Джеймсу Таунсенду, банкиру, который взял на себя огромный финансовый риск, было отказано в том уважении, которое, по его мнению, он заслуживал. «Весь план был предложен мной, и выполнялись мои предложения, – с горечью писал он позднее. – Я находил деньги и отправлял их. Я говорю это не из эгоистических соображений, а просто констатирую правду, что если бы я не сделал того, что я сделал для разработки нефти, то в это время ее не разрабатывали бы совсем». И добавлял: «Ни за какие богатства я не захотел бы испытать такие страдания и неприятности еще раз». Дрейк, пробуривший первую нефтяную скважину в Америке, к 1866 году растерял все свои деньги, неудачно вкладывая их, заболел и жил в нищете до 1873 года, когда власти штата Пенсильвания назначили ему небольшую пожизненную пенсию.Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть.
  20. Корнплэнтер (Cornplanter) (ок. 1750 – 18 февраля 1836), вождь индейцев племени сенека. Сын индеанки сенека и голландца Джона Абеля. Воспитан матерью. Во время войны за независимость был на стороне англичан, после победы американских колонистов принял их сторону и был посредником между ними и индейскими племенами. В 1790 г. подписал мирный договор с Дж. Вашингтоном. Дети племени, как и его собственные, обучались квакерами. Американское правительство предоставило его племени земли на западном берегу р. Аллегени. Во время войны с Великобританией 1812 года предложил помощь американцам, т.к. индейцы Канады образовали военный союз с франко- и англоканадцами. Американское правительство отвергло его предложение. В конце жизни вернулся к своим обычаям, сжег военную форму, сломал шпагу, уничтожил американские медали и закрыл квакерские школы.William N. Hoover. Kinzua: From Cornplanter to the Corps
  21. Сырая нефть и продукты переработки в настоящее время транспортируются танкерами, трубопроводами, баржами и автоцистернами. В Европе нефть официально измеряют метрическими тоннами, а в Японии – килолитрами. Но в США и Канаде, и у нефтяников всего мира, основной единицей измерения остается "баррель", хотя вряд ли сейчас найдется нефтяник, который видел старую нефтяную бочку где нибудь, кроме музея. Когда впервые началась добыча нефти в западной Пенсильвании в шестидесятые годы девятнадцатого столетия, отчаявшиеся нефтяники обшаривали фермы, конюшни, подвалы, склады и свалки в поисках хоть каких нибудь бочек: из под патоки, пива, виски, сидра, скипидара, соли, рыбы – что попадется. Но когда бондари начали изготавливать бочки специально для нефти, появился один стандартный размер, и этот размер остался нормой до сегодняшнего дня. Это 42 галлона. Цифра была позаимствована из Англии, когда указом короля Эдуарда IV в 1482 году был установлен стандартный размер 42 галлона для бочек сельди, с тем, чтобы положить конец надувательству и "рыбацким уловкам" при укладке рыбы. В то время промысел селедки был крупнейшим бизнесом в Северном море. К 1866 году, семь лет спустя после того, как полковник Дрейк пробурил первую скважину, нефтедобытчики в Пенсильвании утвердили бочку в 42 галлона в качестве своего стандарта, в отличие от винной бочки в 31 с половиной галлона или лондонской бочки с элем в 32 галлона, лондонской пивной бочки в 36 галлонов. Бочка в 42 галлона до сих пор используется как стандартная мера, пусть и не как физическая тара, в самом крупном бизнесе в Северном море, которым уже стала не селедка, а нефть.Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть, стр. 596
  22. Официальный сайт Роснефти
  23. Халфин Н. А. Политика России в Средней Азии (1857-1868).М. Издательство восточной литературы, 1960.
  24. В течение полувека тормозилось развитие нефтяной промышленности разными правительственными мероприятиями и колебаниями, и что всего страннее, с возвратом вновь к отброшенному способу. Чем, как ни отсутствием руководящей системы и домоганиями частных интересов можно объяснить это маятникообразное движение между откупом и казенными управлением. То откупщику хорошо – чиновникам недурно, то чиновники кормятся одни, а время идет, и пока по причине взаимных одолжений Россия выручает дохода из своей нефти 47000 рублей, Америка делает почти миллиард и овладевает всеми рынками мира. Главная причина успеха американского нефтяного дела кроется в полной свободе промышленности.Рагозин В.И.Нефть и нефтяная промышленность. 1884 г. , стр. 243
  25. Иван Александрович Штейнман (1820-1894), известный организатор российского горного дела, тайный советник. Окончил в 1842 г. Петербургский горный институт. С 1860 г. - начальник Екатеринбургского горного округа. В 1866-1885 гг. возглавлял горное управление на Кавказе и в Закавказье, внес значительный вклад в становление и развитие отечественной нефтяной промышленности. М.Штейнман - инициатор составления геологических карт этого региона
  26. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. 1884 г.
  27. Матвейчук А.А. Из истории начального периода акционерного учредительства в нефтяной промышленности России (1874–1879 гг.)
  28. Так как до уничтожения нефтяного откупа нефти добывалось мало, и цена ее была высокая, то ее охраняли весьма заботливо. Для этого строили большие амбары или бассейны, выложенные каменною кладкою на известковом растворе и оштукатуренные особым цементом… из известки в смеси с золою от верблюжьего или ослиного помета, виноградной патокой, яйцами и козьей шерстью. Когда добыча нефти стала увеличиваться и вместе с тем падать ее цена, понятно, что о постройке таких дорогих резервуаров не могло быть и речи. Рагозин, стр. 302.
  29. Нефть вытекала с такою силою и в таком количестве, что в короткое время залила всю окрестность на громадном пространстве, образовав несколько больших озер. На одном из этих нефтяных озер к приезду в Баку Его Императорского Высочества Михаила Николаевича была приготовлена лодка для катания по озеру, но по случаю дурной погоды оно не состоялось. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. 1884 г. стр. 271
  30. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. 1884 г.
  31. Александр Иванович Нейдгарт (1784—1845) —генерал-адъютант, генерал от инфантерии, в 1842-1844 гг. командир Отдельного кавказского корпуса.
  32. Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности
  33. Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности
  34. Осбринк Б. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 31
  35. Братья Нобель предложили заводчикам сообща устроить нефтепровод. Но заводчики к мысли братьев Нобель отнеслись с полным недоверием и даже смеялись над ними. Нобель начал в 1877 году строить нефтепровод на свой счет. В Балаханах рядом с группой нефтяных источников построена главная нефтепроводная станция с железным резервуаром, вмещающим 108000 пудов сырой нефти. С этой станции насос, приводимый в действие 37-сильной паровой машиной, проталкивает нефть по трубам, связывающим станцию с заводом Нобеля в Черном городе на 9,5 верст. Для питания главного резервуара в Балаханах на промыслах, откуда собирается нефть, поставлены небольшие насосы, которые гонят нефть от промыслов к главной станции. Затем на приемной станции нефть поступает в большие железные резервуары, и уже из них она распределяется на все нужды. От главного нефтепровода были проведены особые ветви к нескольким фотогеновым заводам, потому что заводчики, увидав текущую нефть, опомнились, и нефть поступает туда действием того же главного балаханского насоса. В настоящее время Нобель ставит 8-й нефтепровод. За эти насосы заводчики платили г. Нобелю в течение нескольких лет по 5 копеек с пуда. Теперь нефтепроводов несколько, и цена упала до 1,5 копеек. От завода Нобеля к его же пристани проведены тоже трубы, так что его наливные суда наливаются нефтью или остатками непосредственно действием насоса. С легкой руки Нобеля нефтепроводы начали строить и другие. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. 1884 г.,стр. 305-306
  36. А.Матвейчук. Русский американец. Александр Бари - основатель первой российской инжиниринговой фирмы. "Нефть России", 1999, №2
  37. Фонд "Шуховская башня"
  38. Т.П. Виноградова об инженере Шухове
  39. Матвейчук А.А Сумма технологий Людвига Нобеля Журнал «Нефть Росии», №7, 2006
  40. В 1873 году судовладельцы братья Николай Иванович и Дмитрий Иванович Артемьевы, занимающиеся перевозкой нефти по Каспию, установили на небольшой парусной шхуне «Александр» цистерну для перевозки нефтяных остатков. Погрузка и разгрузка осуществлялась с помощью ручного насоса. На следующий год, переделав весь свой флот, состоящий из 7 шхун, под перевозку наливом, отправили первый груз нефти в Нижний Новгород. В 1878 году ручной насос был заменен паровым.
  41. письмо к Альфреду 25 июля 1886; цитируется по Б. Осбринк. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 114
  42. письмо к Альфреду от 3 июня 1886; цитируется по Б. Осбринк. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 111
  43. письмо к Альфреду от 3 июня 1886; цитируется по Б. Осбринк. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 112
  44. письмо к Альфреду от 3 июня 1886; цитируется по Б. Осбринк. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 112
  45. письмо к Альфреду, лето 1886; цитируется по Б. Осбринк. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 114
  46. там же, 115.
  47. там же, 115
  48. письмо к Альфреду от 2 сентября 1886; цитируется по Б. Осбринк. Империя Нобелей. М., Текст.2003, стр. 121
  49. Из выступления в Императорском Русском техническом обществе с сообщением «О положении нефтяной промышленности в России»)
Назад Вперед


Источник: vokrugsveta.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0




Комментарий от VP:

вот так. Сравните с Альфредом - какая большая разница. один - созидатель, другой - кроме динамита и Нобелевской премии...= просто сравните биографии.


Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map