Автор: Странник57
Ещё, примерно, в середине 90-х гг. известный православный преподаватель-миссионер профессор МДА А.Осипов на вопрос из зала о неоязычниках пожал плечами и сказал, что это явление пока себя не раскрыло и слишком мало, чтобы, вообще, как-то конкретно и внятно можно было его определить.
С тех пор это движение окрепло и "политизировалось", т.е. высказывается по поводу своих политических не столько даже пристрастий, сколько несогласий и негодований. При этом, уже не раз говорилось, что само движение не родилось в народной стихии, а привнесено извне как инструмент воздействия.
Подавляющее число религиозных новых движений появляются и существуют за счёт отрицания и критики существующих традиционных. Это скороспелки, поэтому их положительное учение малоразработано и обосновано. Мало понятно: к чему оно ведёт, какие цели ставит, каким образом они достигаются?
Опасность же движения неоязычества в том, что их настоящий пафос - не религиозное учение (это не сильная их сторона), а протест, основанный на конспирологических декларациях. Примерно так: мы великие и древние, а нас обманывали и обманывают, все на борьбу за правду!.. Дальше вариации на тему воинов света против тьмы.
Для своего продвижения неоязычество оперирует рядом мифов, не имеющих под собой фактических исторических оснований. Одним из таких мифов является миф о якобы "кровавости" крещения Руси. Этой статьей постараемся развенчать такую категорично-фанатичную позицию, опираясь на реальные исторические материалы и источники.
Обычно крещением Руси называют актовое событие в 988 г. (+/- несколько лет с точки зрения ряда историков) на Днепре. Этим фактом вся Русь объявлялась христианской, но очевидно, что был ещё целый период миссионерства, чтобы это стало реальностью.
Единой структурированной языческой системы, как, скажем, в Древней Греции с её богами Олимпа, на Руси не было.
В это время антропоморфные истуканы были у руссов в Тмутаракани, в Новгороде и Киеве (культ Перуна), во многих же иных областях той Руси ещё был, видимо, переходный период от т.н. зоолатрии (почитание животных), отсюда до сих пор сохранившиеся "петушки" в орнаментах, конские головы в деревянных строениях и под.) к антропоморфизму. Причем последний был ещё не устойчив и не определён ни по набору присущих функций, ни по форме, археологические находки истуканов очень грубы.
Люди жили ещё в основном волостными общинами, не утративших племенных и кровных связей. Поэтому и "культы" носили отпечаток семейственности, а боги "селились" по усадьбам. Поэтому ещё не было устойчивой, единой, повсеместной и сильной касты жрецов. В семье, родственной группе мог исполнять их функции старейшина рода. И это служение было, как правило, свободным, а не профессиональным. Кудесниками, волхвами были разные люди, разных сословий. Достаточно вспомнить "вещего Олега" (князя-волхва).
Т.е. не существовало профессиональных защитников родной религии, облечённых от общества правами и властью. И хотя по чувству самосохранения исполнители практики волхвования так или иначе показали своё несогласие, их выступления в большинстве случаев было слишком изолированны друг от друга.
Повторю, практики общественного богослужения, какую мы знаем, например, в позднюю античную эпоху в Риме, не существовало. Поэтому и выступления не могли быть консолидированы.
Это общая религиозная картина того времени, безусловно, сама по себе была благоприятная для распространения и принятия философски структурированной религиозной модели с внутренне созидательным по её текстам содержанием.
В то же время, язычество - религиозно принципиально толерантно. Это безусловный факт. Но его терпимость не в том, что де язычники "ценили Жизнь во Всём", как иногда можно услышать. Такое утверждение очень не научно, не исторично, эмоционально и не убедительно. А в том, что такое отношение к "чужим богам" отвечало внутренней именно религиозной логике язычества.
Дело в том, что язычество по самой своей природе может быть только "принципиально универсально", и следовательно, любой её адепт так же – "принципиальным универсалистом".
Логика здесь простая. Как точно заметил проф. А.В. Карташов: "Для язычника религиозное целое находится лишь в сумме всех земных религий, каждую из которых он считает чьим-либо национальным уделом.
Поэтому он толерантен не из признания за другим права иметь собственную субъективную истину, а из принципиального согласия с другим в объективной истинности его божества". Т.е. в объективной истинности, вообще, любого божества.
Достаточно вспомнить Римский Пантеон (каких только богов от завоёванных племён он не вмещал, даже индо-иранского Митру), или благосклонное отношение монгольских ханов к русской церкви. Потому язычество не знает в собственном смысле и религиозных войн. Язычник может защищать своих богов с оружием в руках, но лишь как свое национальное достояние.
Поэтому же, применительно к обсуждаемой теме, там, где влияние централизующей киевской власти принималось беспрекословно, история не знает и о протестах старого язычества. И, наоборот, там, где местный патриотизм ещё питал виды на независимость от Киева, новая религия отвергается, как сеть политического порабощения.
Хочу указать на ещё одно обстоятельство (лишь вскользь мною упомянутого ранее), очень облегчившее у нас миссию христианства: готовый перевод славянских богослужебных книг и Св. Писания, понятных народу. Дело свв. братьев Константина-философа (в постриге Кирилла) и Мефодия ставило сразу в нормальные условия миссию русской церкви. Благодаря богослужению на родном языке, люди сравнительно легко могли знакомиться с христианством и с его понятиями.
Помимо азбуки, охватывающей всю фонетическую гамму славянской речи, солунские братья Константин (Кирилл) и Мефодий создали и новый подход или принцип перевода сакральных текстов на славянский язык.
Дело в том, что многих слов, терминов, например, таких как Παντοκρατορ (Вседержитель), μονογενης (единородный) и под., которые встречались в символе веры, церковном богослужении, самом Св. Писании просто не существовало в славянском языке. В таком случае, как переводить? Брать некие аналоги, откуда, описывать другими словами(?): такие решения были неудовлетворительными.
Эту задачу просветители славян решили, на мой взгляд, лингвистически блестяще! Им принадлежит идея переводить подобный корпус слов «поморфемно». Любое слово строится из неких минимальных неизменяемых, но имеющий свой локальный смысл, частей – морфем (приставки, корни, суффиксы, окончания). Это строительный материал любого слова.
Вот братья и стали искать в греческом и славянском языках соответствия этих неизменяемых строительных частей. А нашедши, складывать эти части вместе. Получались естественно совершенно новые слова. Их славяне слышали и воспринимали для себя, действительно, как новые. Но удивительно для них было то, что да, слова новые и необычные… и в то же время звучат совершенно понятно и близко, как свои. Конечно, они ещё требовали осознания, понимания, но сами слова, их внутренняя форма для всех были очевидны. Новые понятия часто абстрактные, категориальные, требовали интеллектуального напряжения, расширяли сознание и картину мира.
Теперь о самом крещении.
Начнём с юга и запада. Именно в этих землях крещение принималось легче всего. Причиной этому, помимо тяготения к Киеву, отчасти было и то, что предварительное знакомство русских с христианством до Владимира было преимущественно распространено именно здесь, у Тиверцев и Угличей по Днестру и Пруту и в Прикарпатской Руси. В то время всё Преднепровье представляло собой международный торговый тракт, где по разным городам встречалось полно иностранцев и иноверцев для того, чтобы ознакомиться от них с различными религиями. Более того, в этих землях развилось даже определённое религиозное безразличие в связи с этим (этот факт отразил преп. Феодосий Печерский в своём известном слове "о вере крестьянской и латыньской"). Этот религиозный индифферентизм немало содействовал крещению в этих областях.
Предлагаю известный текст "Повести временных лет" (ПВЛ) Нестора летописца, касающийся собственно крещения в Киеве на Днепре. Текст один, но он совершенно идентичен знаменитым Летописным сводам (слово в слово): т.н. Лаврентьевской летописи (открытой, как известно, графом А.И.Мусиным-Пушкиным), который содержит самый ранний список "Временных лет" (в данном случае, речь идёт о листах 40-41) и Ипатьевскому списку XV в., найденным Н.М.Карамзиным.
"После всего этого (после разговора князя Владимира с греческим философом, который состоялся непосредственно перед описываемыми в данном отрывке событиями - пояснение Странника57) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей.
"Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ;… Люди же, крестившись, разошлись по домам.
Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны…
И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам.
Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных". Не слышали они раньше учения книжного…"
В то же время, северо-восточная Русь уже не так тяготела к Киеву, не привыкла к разноверию и, сближаясь с финнами этнографически и перенимая их верования, оказалась неподатливой к принятию христианства. Здесь было очень много волхвов, которые старались поддерживать языческую традицию.
Дело в том, что кроме русских славян христианской миссии того времени пришлось иметь не мало дела и с финскими племенами, окружавшими русскую территорию со всех сторон севера. Религия этих северян имела более развитую, чем у русских славян, мифологию и более оформившийся и соответственно влиятельный слой колдунов и чародеев.
Вот здесь возникали конфликты. Об этом пишут и летописи.
В частности, в Новгородской летописи говорится о первом местном епископе Иоакиме (991 г.), что он после крещения новгородцев: "требища раззори, идолы сокруши и Перуна посече". А эти действия в свою очередь, по Иоакимовской летописи (опубликованной В.Н. Татищевым в своей «Истории Российской», 1т., 4гл.) , вызвали бунт в народе. Тогда тысяцкий великого князя Владимира, Путята, во главе своей дружины вступил с народом в сечу, а дядя Владимиров, Добрыня поджег городские дома. Перевес остался на их стороне, и новгородцы должны были креститься.
Оттого и пошла пословица: «Путята крести их мечом, а Добрыня огнем», которая гуляет часто по просторам интернета без конкретного наполнения, рождая тьму интерпретаций, одна страшнее другой и распространяя это локальное столкновение на всю Русь.
Чрезвычайно важную роль играла сама организация миссии. Преп. Нестор пишет (ПВЛ), что князь Владимир разделил Русь на уделы и посадил там своих сыновей. Так было в Тмутаракане, Ростове, Полоцке, Турове, земле древлянской, Владимире Волынском, Смоленске, Луцке, муромских пределах и в Пскове. В Новгороде, как говорилось уже, был посадник (Добрыня). Администрация уделов и занималась организацией миссионерской деятельности.
Кроваво насаждалось? Например, известно, что св. Глеб, как только прибыл в назначенный ему Муромский удел, несколько раз пытался открыть муромцам христианскую веру и крестить, но без успеха. И что же, пошёл на них с мечом и огнём?.. Нет, поселился вне Мурома, где и прожил два года.
Есть сведения о том, что аналогичные трудности были в Ростове и что там "утверждению христианства содействовал св. Борис", старший брат Глеба. Трудно найти материалы по поводу коллизий проповеди в Ростове до известной успешной миссии в тех землях св. Леонтия уже во второй половине XI в. Но исходя просто из общих соображений, думаю, вряд ли такой князь, который был предупреждён своим братом (Ярославом) об уже посланном к нему убийце, отпустивший при этом свежую дружину, которая в это время была у него, и сам, обладая недюжинной силой, однако не ставший сопротивляться, пожертвовавший собой, чтобы не началась братоубийственная война, стал бы зверствовать на подвластных ему территориях. Вряд ли!
Теперь хочу напомнить отрывок из ПВЛ (главного нашего источника) о том, что князь Владимир "начал ставить по городам церкви и попов и людей на крещенье приводить по всем городам и сёлам". План был глобальный, и подошёл он к его реализации организационно очень продумано, что как раз и позволило провести крещение формально относительно легко и бескровно. Миссионеров он умножал за счёт священников из Балканских стран (в основном, болгар, полагаю, так же известно, что из Корсуни (Херсонеса)) с обязательным знанием ц/славянского языка. Последний, по мнению историка русского литературного языка Б.А. Успенского, в то время был, чуть ли не "лингва франка" для окружающих племён и народов.
Во всех областных центрах создавались епархии. Был найден естественный и, на мой взгляд, остроумный подход. Миссионеры начинали обращение с местного центрального города. А по традиции того времени все пригороды обязательно подчинялись "вечу" главного города. Это очень облегчало дело, потому что закон был таков: "как старейшины сдумают, так пригороды станут". Вот со "старейшинами" и был главный разговор. Когда соглашались они, соглашалось и всё остальное население области.
И ещё важная особенность нашего колорита принятия христианства. Как отмечают многие исследователи, в частности упоминаемый уже В.А. Карташов, от крещения теряли лишь те города, где было уже устойчивое "общественное идолопоклонство" - масштабное общественное служение. Это такие крупные центры, как Киев, Новгород, Ростов. Что же касается остальных областей, то в силу уже указанных особенностей русского язычества (его как бы "частность" - обособленность по домам и родам), люди спокойно принимали новую веру с уже готовым общественным богослужением и при этом не ломали ни своих домашних пенатов, ни связанных с ними, множеством ритуальных обычаев, дошедших до наших дней. Что в немалой степени послужило относительно безболезненному принятию христианства на местах. Подчёркиваю, именно принятию в смысле крещения, но не принятию по смыслу евангельской истины. (Однако это уже другая тема).
Этот феномен называется "двоеверием". Подобные аналоги есть и в других странах. Но у нас он был представлен очень широко и, порой, чрезвычайно оригинально.
Резюме.
1. Христианизация Руси имеет громадную историографию. В этой статье я очень общо лишь коснулся этой темы, больше пытаясь выявить тенденции. Однако даже при таком подходе явно, что никакой нарочитой жестокости в христианской миссии на Руси не было, т.к. она была и задумана "с наименьшими потерями" и организационно грамотно продумана и реализована князем Владимиром. Местный религиозный колорит ему был известен. Головная боль общенародного религиозного восстания ему была ни к чему. Наоборот. Перед ним стояла сложнейшая задача сплочения населения и преобразования его в единый народ.
Не только наши летописи (их ещё можно заподозрить в тенденциозности), но и ни один западный или арабский источник (которые остались в наличии со сведениями о событиях на Руси того времени) не имеют данных о каких бы то ни было масштабных кровопролитиях (или, вообще, значимых очагах серьёзного сопротивления) в связи с принятием новой веры.
2. История – это конкретные факты и даты. Любые выводы, интерпретации, попытки теоретически выстроить исторический процесс покоятся на этих базовых основаниях работы с источниками. Возможные ошибки и фальсифицирование данных в источниках выявляются посредством сличения разных документов об одних и тех же событиях, привлекая для этого как отечественные, так и иностранные документальные памятники. Этой работой и занимаются историки.
Поэтому серьёзность утверждений по поводу тех или иных исторических событий прямо пропорциональна знанию историографии по этому вопросу. Соответственно, нельзя делать априорные выводы о "кровавости крещения" только на том простом основании, что раз де принесено и продвигается нечто новое, старое, стало быть непременно должно непримиримо сопротивляться. В истории, как правило, новое приходит именно тогда, когда созревают для этого условия. В противном случае, оно не усваивается и не принимается. И всегда надо изучить эти условия и методы предложения конкретного нового.
3. Насилие и жестокость в связи с распространением христианства, безусловно, имевшее место в разных странах и локальных местах, свидетельствует не о самом учении, а о политике и политических методах властителей того времени и всегда в таких случаях входило в принципиальное противоречие с проповедуемым словом.
4. И последнее. Столь пространные комментарии мною даны потому, что тема "кровавости" христианизации Руси возникает нередко. Заявления об этом часто бывают декларативны, как правило, эмоциональны и не историчны. В связи с этим, мне показалось не лишним предложить более-менее внятную альтернативу, на которую можно было бы ссылаться в случае возникновения подобной дискуссии.
Материал был взят из Ипатьевской летописи, ПВЛ в переводе Д.С. Лихачова ("Литературные памтники"), "Истории Русской Церкви" 2т. Митр. Макария (Булгакова), "Очерков по истории Русской Церкви" 1т. проф. В.А. Карташова, "Истории Русской Церкви" Е.Е. Голубинского.
Источник: Странник57 (ОКО Планеты).
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Это не была инквизиция, это просто было вот так. Понятие плавности тут тоже относительно. Смотря с чем сравнивать, с Европой да, там было хуже. Разговор про само наличие этих гонений, а не о том где было жестче.
Ну тогда от вас вполне справедливо ожидать подверждения того что случалось с такими врагами. А так-же цифры количества тех которые не пришли. И далее нужны подтверждения что такое дело повторялось вне самой столицы.
И даже если принять самую жуткую версию крещения Руси, то во первых она была намного глаже и менее кровавой всяких Европейских разборок, а во вторых, гонениями были подвергнуты практически только жители одного города. Восстания, особенно на севере, имели место быть, но по летописям видно что проходило всё относительно медленно и мягко. Зачем Св. Глебу два года жить вне своего удела если он имел полномочия с плеча рубить?
По сравнению перестройка коммунизма в демократию была намного намного жёстче, хотя религия вообще была не причём.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
У вас детские и примитивные представления о истории, как предании сказок, она же реальна и брутальна. На то и средневековье. Насчет 5500 лет даже не буду это комментировать. Не читайте разного рода дурь.
Ну да, Владимир брутален и реален, но его отец Святослав был не менее брутальным и, всё-таки, своё человеческое достоинство не ронял. Понятно, эти факты биографии Владимира неприятны власти и РПЦ, но они есть.
Старое летоисчисление это дурь? Но не Левашев его придумал, оно упоминается ещё в Авесте. Да, удобнее считать, что это византийское толкование начала мира. Но оно имеет название: "Заключние мира в Звёздном Храме"
Не стыкуется с Византией.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Разные эпохи, не совсем корректно сравнивать мне кажется, но я согласен, у нас в это время покультурнее было, или же кровавая гэбня все концы в воду спрятала.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Объясняю - это всё боги одного пантеона, главный у которых Род. В православии - отец, сын и дух святой - тоже по вашему разные боги? В индуизме например есть шиваисты и вайшнаисты, но это не разные боги, суть одна религия, просто разные школы, войн среди индусов по этому поводу нет. Вы же говорите о разных богах, а по-сути никаких разных богов нет, это как ангелы и архангелы в христианстве, а пантеон один и иерархия чётко просматривается. Если кто-то строит церковь архангела Михаила, вы же не говорите, что они раскольники и ставят его выше Христа и (или) бога-творца.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Вы не поняли. У нас не было инквизиции, как это было в Европе. И крестовых походов у нас так же не было. Ученых на костре не сжигали массово.(по крайней мере я о таком не читал) Это большая разница. Дело не в пушистости, там религия имела большую власть, ее и по сути представляла.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Ну да, ну да, мы же все пушистые, а они все плохие и не такие православные). Возможно, просто не осталось тех, кто-бы рассказать мог. Делаем выводы по одной летописи ребяты, это как минимум необъективно. Нам конечно напишут ещё аутентичную книгу о гонении славян и их истинной веры с морями крови, но сколько народу положили и какие причины были основополагающими в этой реформе - всё вилами на воде писано.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикация 61
комментариев 1277
Рейтинг поста:
А как же дажьбог, сварог, и все остальные?))) Хахах, бог Христа Род. Дайте источники)) почитаю я. На выдумки горазды. Понтеон?, ну расскажите, от главного к менее главному, мне интересно.
--------------------
Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет.
Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола.
Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее.
Что делает (сделает), что делают (сделают)?
Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Из этой же статьи
То, что было с теми кто не пришел я думаю понятно, что произошло.
Это не была инквизиция, это просто было вот так. Понятие плавности тут тоже относительно. Смотря с чем сравнивать, с Европой да, там было хуже. Разговор про само наличие этих гонений, а не о том где было жестче.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Во первых вы забываете о скорости распространения новостей. В нашем веке, переход на другую основную религию в России был бы болезненным делом. Но в то время переход был так-же плавным, как страна была большой.
И ведь подчеркнуто что:
1. Язычество само по себе религиозно толерантно, так как не существует языческих "стандардов" и обычия могли отличаться от деревни к деревне, что прививало понимание "другие" не записывая их в враги.
2. По сути несколько поколений после крещения так и были языческими, формально принадлежав церкви, поклоняясь своими домашними идолами.
3. Не было по сути кровавой инквизиции как института как во всех религиозных изменений.
А это чуточку отличается от христианизации Азтеков, мусульман, басурман, и наоборот. Особенно кроваво прошло рождение Протестансткой церкви (которое и породило Инквизицию). У нас условия были в разы удобнее. Наоборот такие-же плавные переходы из православия в например Католичество проходили почти безбольно там где Католики имели влияние.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикация 61
комментариев 1277
Рейтинг поста:
Теперь с другими:
Очень достоверный источник.
Пфф, сомнения лишь потому что сотня лет прошла? Ну так дай свои источники, те что современники тех событий были, почитаем. Или будем выдумывать как тебе хочется?!
Странно не подумать, а были ли у них разногласия на почве множества божеств, каждый своего почитал и считал его лучше и сильнее чем другие. Вот это множество и было тем самым разделяй и властвуй.
Не, не правда))) Язычнизация чем занимается? Доказывает фактами что она была хороша, добра и миролюбива?))) Нет, только опорочением Церкви, чтоб за раскопки грязного белья язычества не взялись))) Задавшись целью, ну как у вас на Церковь грязи выдуманной накопать, накопайте на язычество)))
--------------------
Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет.
Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола.
Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее.
Что делает (сделает), что делают (сделают)?
Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
А не подскажите, где там говорится что есть ЭТО БОЖЕСТВО? и как кроме молитвы с ним слиться? Что такого он открыл в плане молитвы? Подставь вторую щеку, взамен зуб за зуб? Все на Голгофу? Ну тогда он выступает против государства судебной и исполнительной системы. По сути анархист. Заранее спасибо за ответ.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Свет7526, тема статьи о крещении Руси и её христианизации в ближайшее время после крещения. Однако на Ваши слова всё же отвечу.
Есть религиозные течения, знания о которых, как сакральные, так и профанные передаются устно и практикой (например, шаманизм). В основе же всех т.н. «мировых религий» лежат тексты.
В Исламе их автором является пророк Мухаммед, говоривший, по вере мусульман, от имени Аллаха, в буддизме – т.н. палийский канон (Трипитаки), в христианстве – непосредственные свидетели ученики Иисуса Христа, а так же Павел, ставший из гонителя апостолом Христовым. Поэтому нельзя согласиться с Вами, что «сюжет Христианства, привел к созданию всех мировых религий без исключения». Религии, которые получили такое название, вполне автономны друг от друга.
Но есть тезис в Ваших словах, который мне кажется важным, и он же является, на мой взгляд, характерной частой ошибкой: «учение о Христе».
Всё-таки учение не может быть «о ком-то». О ком-то могут быть притчи, рассказы и под. Основоположник любого учения всегда «кто-то». Следовательно, и учение может быть «кого-то» или «чьим-то». Но даже не это главное. Если на христианство смотреть, как на учение, тогда это будет только идеология. Идеология вне человека. И сам Автор евангельского учения, и его ученики предлагали не веру-идеологию, а веру-отношения, взаимные отношения межу Богом и человеком. Т.к. и все тексты Св. Писания говорят о том же: об отношениях Бога с человеком, человека с человеком в Боге и человека с человеком без Него. Вот Иисус Христос, по вере христиан, и явился Тем, Кто первым явил Божью жизнь в Самом Себе – в Человеке. А в евангелии Он утверждает, что такая возможность единения с Божеством после Него открыта любому. Учение же говорит о том, как преображаются взаимоотношения человека, достигшего такого единения с людьми и миром, как изменяется его внутренний закон.
Уважаемый Свет7526, попробуйте почитать христианские тексты под этим углом зрения.
Причём тексты, где об этом написано, доступны сейчас всем. Св. Писание, Св. Предание, символ веры и сформировавшиеся Церковные каноны остались те же, какие были 1000 лет назад. Светские лица не привнесли во внутреннюю жизнь Церкви никаких изменений. Это касается и князей, и царей, и императоров, и советских лидеров.
Yary, спасибо большое! Однако то, что касается лично моей персоны не имеет значения, т.к. к смыслу обсуждаемой темы не относится. Но в Вашем диалоге cosmом была высказана конкретная позиция, на которую стоит ответить и, возможно, подискутировать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
У каждого свое видение истории. Я никогда не признаю факта, что "Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре".
Любая религия это сильный стрежень в любом обществе и смена подобных парадигм это всегда раскол и кровь. Не говоря уже о том, какое место имела религия в те далекие года. Смена таких стрежней мирно - это сказка и иллюзия. И никакого фанатизма я не испытываю.
от Yary: Обратите внимание, пожалуйста, что я вообще не обсуждаю "как оно тогда было", просто потому что не знаю, с историческим материалами не знаком и времени на ознакомление с ним не имею, поэтому и молчу в тряпочку, а еще с интересом читаю материалы, в которых фактический материал в той или иной степени представлен. Поэтому и Вам я говорю совсем о другом!
Я прошу Вас подумать о подходах в работе с информацией, на простом примере. О качественном различии между тем как делаете Вы в данном конкретном случае, и как делать правильно!
Я Вас понял изначально. И в данном конкретном случае я просто не вижу в этом никакого смысла, это лично для меня очевидно. Объясню на простом примере : что будет с обществом, если в России завтра будет введена одна религия(не важно какая), остальные идут под запрет, как вы думаете, что из этого логически вытечет? Все пройдет мирно? Риторически спросил. Ответ ясен изначально. И конкретно в данной теме вопроса для меня это доказывать, все равно что доказывать , что красный это красный, а не зеленый. Стоит ли доказывать наличие негативного фактора, когда вас чего-то лишают или что-то отнимают/забирают? Доказывать очевидное я не намерен конкретно по этому вопросу. С такой логикой можно оспорить вопрос "мирного" крестового похода на Иерусалим и искать доказательства, чтобы опровергнуть это. Другое дело иметь подобный подход в важных темах вопроса и подкреплять это фактами, где они действительно необходимы.(чтобы вы понимали, что я в курсе) В этой теме нет смысла никакого делать нечто подобное. Все это вытекает из логики процессов.
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Теперь вы Странник начинаете мне напоминать фанатика, который всеми силами пытается навязать свое мнение в отношении христианства в древней Руси.
cosm,
Мне кажется, что история с этой статьей может стать для Вас полезным опытом.
Вот Вам факты: Статья написана по моей просьбе. Содержание статьи на 100% повторяет написанное в комментариях в содержательной части. Вся шелуха личных разборок была убрана.
Именно для того, чтобы вычленить существенное из Вашей перепалки и представить в целом виде, материал был отформатирован в виде статьи.
А теперь посмотрим на Вашу позицию со стороны:
Вы не предприняли никаких действий чтобы собрать достоверные данные, оперируя собственными фантазиями на тему "как оно было" проявили акт агрессивных действий, написав обвинительный комментарий. Не кажется ли Вам, что именно из таких действий рождается фанатизм?
Обратите внимание, что статья, которую Вы критикуете, написана очень корректно, оперирует ссылками на фактические материалы, на работу с которыми автор потратил существенное время! Более того, статья старается показать обе стороны медали не ограничиваясь одностороннем освещением материала. А сколько потратили времени и труда Вы, чтобы написать свой комментарий?
Видите ли Вы разницу в подходах к работе с информацией? Надеюсь что сможете увидеть, потому что Ваш подход голословных предположений и обвинений: легкий, не требующий "заморачиваться работой с фактами", но рано или поздно ведущий в иллюзии.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 148
Рейтинг поста:
наш,
Сущий на небесах
Да святится Имя Твое
Да приидет Царствие Твое
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе
Хлеб наш насущный дай нам на сей день
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, во веки веков.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
И главное по крещению. Кто кто крестил Русь? Владимир (по крови иудей) убивший своего брата, до этого изнасиловавший его невесту на глазах родителей и убивший их. Имевший несколько сотен наложниц, бывший "ненасытен в блуде", расстлявший девиц и замужних женщин.
Как такой человек мог крестить Русь, можно догадываться.
От Алекс Зес:
У вас детские и примитивные представления о истории, как предании сказок, она же реальна и брутальна. На то и средневековье. Насчет 5500 лет даже не буду это комментировать. Не читайте разного рода дурь.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 115
Рейтинг поста:
Как сейчас говорят: "Источники жгут!!!"
Административный ресурс в действие, уже тогда были сплошные "одобрямсы"! А самое главное, автор заинтересованное лицо, ибо монах Киево-Печерского монастыря, да еще родившийся через целых 80 лет после описываемых событий.
Очень достоверный источник.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Дело не в самой статье. Дело в том, о чем мы с ним в прошлый раз говорили и какое было отрицание тогда. А теперь статья со сглаженными углами и попытками обыграть по новой. не люблю я такое.
Владимир Лаврин,
Потому что мы уже общались на данную тему в прошлый раз и я уже все сказал по данному вопросу, вас то это не касается, можете применять ради Бога. Ну коль вы зашли с такого "края", приведу пример: кто-то в навального верит, кто-то в теорию эфира и у всех есть "источники", однако это же не значит, что они правы, верно?
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Ну насколько я вижу это и не отрицается, особенно в северной Руси. Изменение главной религии гладко нигде не проходило. Протестантизм, например повлёк за собой огромное количество крови. А здесь, насколько понятно, это прошло сравнительно спокойно.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикации 3
комментария 602
Рейтинг поста:
Когда одной стороны читаешь аналитическую статью, с указаниями источников, а с другой стороны видишь коммент в стиле "тебя припекло, ты фанатик, меня не переубедить, что бы не написал" то термин "фанатик" хочется применить не к автору статьи.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Теперь вы Странник начинаете мне напоминать фанатика, который всеми силами пытается навязать свое мнение в отношении христианства в древней Руси.
Все равно я останусь при своем и да люди(язычники) повергались гонениям и далеко не по политическим вопросам, а именно по вопросам веры, хоть тресните
А тех, кто не пришел, про их "радость" уже не спрашивали.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 870
Рейтинг поста:
А между тем, все просто. Христианство это не учение Христа, а учение о Христе. То есть рассказ о жизни, пророчествах, исцелениях, мудрости и конечно смерти известного человека.
А в Исполнении Будды? Магамета? Для этого существуют писцы, почитайте например как сформировался коран, и как он трансформировался при шейхах с записи на разных предметах до оформленной книги.
Хотите почитать от автора? Читайте евангелие, например нагорную проповедь.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 69
Рейтинг поста:
Вот, что такое христианство? Многие скажут, что это учение Христа. Но на вопрос, где можно прочитать или послушать записи этого учения в исполнении автора, люди, как правило, теряются. Получить разъяснение у священника так же не удается, поскольку большинство из них сковано догматическими правилами и дать самостоятельного определения не могут, как не подталкивай их к этому логикой.
А между тем, все просто. Христианство это не учение Христа, а учение о Христе. То есть рассказ о жизни, пророчествах, исцелениях, мудрости и конечно смерти известного человека.
Замечательный сюжет Христианства, привел к созданию всех мировых религий без исключения. Сегодня в них творится невообразимая путаница, которая на руку тем, кто представляет себя носителем гнозы – совокупности якобы тайных знаний, передаваемых только избранным при посвящении. Это попы различных конфессий и формаций, профессиональные верующие поставившие стремление людей к поиску истины, на свое собственной благосостояние..." (proza.ru/2017/01/28/1191 По коням, хазары!)"...Русь и ту крестили ТРИ РАЗА: при Андрее Первозванном, затем княгине Ольге и наконец, при Владимире.
А что говорить о РПЦ, наново созданной в 1941 году, указом Сталина?..."