Продолжаю рассказ на тему, какой дорогой ценой, в том числе ценой массовой гибели от голода населения колоний, было добыто благополучие Запада. Ранее я уже касался "Голода в британской Индии" и "Голода во французском Алжире". Теперь стоит вспомнить систематическую политику разорения и истребления ирландцев - на острове, ставшем первой колонией англичан. Каждый российский англоман безусловно знает о Magna Charta (который на самом был лишь актом, дарующим новые привилегии крупным феодалам, а не зарей свободы). Но стоило бы ему, для расширения кругозора, ознакомиться с килькенийским статутом короля Эдуарда III, согласно которому колесовались живьем все англичане, которые носят ирландскую одежду, женятся на ирландках и дают своим детям ирландские имена. [1]
"Головы убитых за день, к какому бы сословию те не относились, должно было отсечь и принести к тем местам, где он (полковник) располагался на ночь, и разложить их по обеим сторонам дороги, ведущей к его палатке, и так, чтобы никто идущий к нему с каким-либо делом, не преминул увидеть их. Головы должны устрашать; от мертвых не убудет, а живые пусть ужасаются при виде голов своих отцов, братьев, детей, родственников и друзей, на которые будут натыкаться, идя разговаривать с вышеупомянутым полковником", - таков был стиль английского правления в Ирландии уже во времена Елизаветы I. С этого времени входит в систему разорение местного населения при помощи конфискации у него земли – в пользу английских колонистов. [2]
Очистка земли от местного населения для последующей передачи ее английским колонистам (planters) включало и истребительные рейды. Так в 1575 знаменитый пират и разоритель латиноамериканских городов Фрэнсис Дрейк отличился и в Ирландии – в его рейде на о-в Рэтлин было вырезано 600 членов клана Мак-Доннел.
При подавления восстания в Ольстере английским войскам давались следующие вознаграждения за счет изгнанных и истребленных ирландцев – кавалеристу-рубаке по 240 моргов земли, пехотинцу – по 120. [3]
При короле Якове Стюарте, английская власть займется в Ирландии тем, чем активно занималась и в самой Англии – разрушением общинного и родового землевладения и соответствующих социальных форм, что являлось базой для последующего обезземеливания крестьян. Наместник Ирландии лорд Чичестер издает прокламацию, объявляющих членов клана свободными от какого-либо подчинения вождю клана. После чего предложил считать Ирландию эквивалентом Америки – и сразу же начались раздачи ирландской земли английским протестантам, участками по 1000 и 1500 акров.
Если предводитель клана погибал или бежал – то немедленно вся земля всех членов клана становилась собственностью английской короны. Как будто бы никаких ирландцев там и не было.
Ирландия превратилась в полигон английского колониализма; схожий стиль - присваивать собственность туземцев, как будто их не существует, будет применен и в других английских колониях.
Вскоре в Ольстере 195 тысяч акров земли перешло в руки английских и шотландских колонистов-протестантов, а у ирландцев осталось лишь 70 тысяч акров. Причем землевладельцам-протестантам было воспрещено даже сдавать землю в аренду ирландским крестьянам – пусть пухнут и дохнут с голода. [4]
Не одни британские монархи старались на ниве разорения ирландцев, вот и британский «долгий» парламент в 1642 г. принимает акт о массовой конфискации ирландских земель – для расплаты со своими кредиторами.
Кромвелевское завоевание Ирландии, приведшее к гибели половины населения острова, 616 тыс. чел. [5], началось со слов вождя буржуазной революции, что Англия "продолжит великий труд по искоренению кровожадных ирландцев и их приспешников и доброжелателей". Жители Дрогеды, Уэксфорда и ряда других городов были перебиты полностью – даже в тех случаях, когда капитулировало на условиях сохранения им жизни. 100 тыс. ирландцев были проданы как рабы в Вест-Индию.
Парламентский акт 1652 полностью лишали земли всех ирландцев, которые участвовали в антианглийских восстаниях. А те, кто не участвовал – также по сути лишались всего. Одну треть земли у них просто отнимали, а взамен оставшихся двух третей должны были получить участки в бесплодном скалистом Коннауте на западе острова.
Парламентский акт от 27 сентября 1653 воистину продемонстрировал торжество капиталистической законности – к 1 мая 1654 г. ирландцы-католики должны были выселиться поголовно за реку Шэннон, в графство Коннаут. Кто из ирландцев, к указанной дате, останется по сю сторону Шэннона, будет казнен. Остаться дозволялось пока лишь малолетним и батракам, работавшим у хозяев-англичан. За поимку или ликвидацию ирландца, оставшегося в неположенном месте, назначалось хорошее денежное вознаграждение. (Сравнить этот законодательный акт по степени безжалостности можно только c Indian Removal Act, принятым в 1830 году конгрессом США – тогда была тоже произведена массовая депортация коренного населения Атлантического побережья Сев.Америки в районы вымирания на совершенно «законных основаниях»). [6]
Уже в 17 в. 85% всей земли, принадлежавшей ирландцам, было конфисковано и передано во владение колонистам-протестантам из Англии и Шотландии («священное право частной собственности» в английском исполнении.)
Но и затем Англия («основоположница демократии») продолжала блистать в сфере унижения и разорения коренного населения Ирландии. Ирландцам-католикам запрещалось носить оружие, занимать какую-либо общественную или государственную должность, быть учителем или адвокатом, владеть землей, снимать дорогую квартиру или иметь хорошую лошадь, быть опекунами детей и отправлять собственных детей для обучения за границу. Полицейский чин мог в любой момент явиться в дом католика-ирландца и потребовать предъявления детей. Если кого-то из них не было дома - «ага, он учится во Франции» - все имущество семьи конфисковывалось. Священник, сочетавший браком католика и протестантку, католичку и протестантку подвергался смертной казни (закон 1725 г.).
В 18 в. отрубленные головы ирландцев не выкладывались у дорог, поскольку были найдены более экономные способы истребления коренного населения острова.
«Треть ирландской арендной платы тратится в Англии, что вместе с прибылями, пенсиями и прочим составляет добрую половину доходов королевства, все – чистая прибыль для Англии. Эта арендная плата выжимается из крови, жизненно важных органов, одежды и жилищ арендаторов, которые живут хуже, чем английские нищие», - писал Джонатан Свифт в статье «Краткое обозрение государства ирландского».
К началу 19 в. каждый год из Ирландии в карманы лендлордов, живущих в Англии, выкачивалось свыше миллиона ф. ст. арендной платы.
Ирландское промышленное производство было подавлено, чтоб не конкурировало с английским, Ирландии даже запретили торговать с другими британскими колониями. Было уничтожено ирландское судостроение и высокими вывозными пошлинами задавлено ирландское производство шерсти .
В относительно плодородной стране голод с тысячами смертей стал привычным явлением.
Свифт в «Письмах суконщика» пишет, что «Все дороги, улицы и двери домов осаждаются нищими женщинами, за которыми следует 5-6 детей, прося и моля прохожего о милостыне», а его современник, лорд-наместник, докладывал в Лондон, что в городских рвах лежат трупы людей, рот которых покрыт зеленью от травы, которой они пытались утолить свой голод в последние минуты жизни. [7]
После отмены в начале 1840-х гг. хлебных законов, стимулировавших производство зерна у лендлордов, начинается очистка их огромных имений от мелких арендаторов. Английские землевладельцы решительно выбрасывают ирландцев с земли, передавая ее под выращивание кормовых трав для скота.
Внешне невинный процесс перехода на продуктивное животноводство, дорого обойдется ирландскому народу.
Ирландские крестьяне-католики останутся со своими крохотными участками, где только щедрый американский гость-картофель будет спасать их от голодной смерти. До поры до времени.
Когда в 1845 гостя сгубила грибковая болезнь, то в Ирландии начался голодомор - к 1851 г. население острова сократилось на треть.[8]
«...Мы вошли в хижину. В дальнем углу, едва видные сквозь дым и покрывающее их тряпье, лежали обнявшись трое детей, с запавшими глазами, без голоса, в последней стадии дистрофии... Над остатками горящего торфа скорчилась еще одна фигура, дикая, почти нагая, почти нечеловеческая с виду. Жалобно стеная, иссохшая старуха умоляла нас дать ей что-нибудь, показывая руки, на которых кожа свисала с костей..», - пишет английский автор, посетивший Ирландию в 1847. И в то же время «огромные стада коров, овец и свиней... отправляются с каждым отливом, из каждого из 13 наших портов, курсом на Англию, и помещики получают арендную плату и отправляются тратить ее в Англию, и сотни бедняков ложатся и умирают вдоль дорог от недостатка пищи». [9]
Даже на пути в Америку до 30% спасающихся от голодной смерти ирландцев погибало от тифа и дистрофии.
Гибель Ирландии не встретила особых филантропических чувств в Лондоне, где частные фонды и правительство перекладывали друг на друга обязательство оказать помощь голодающим. Промедление это совершалось не без умысла. «Смертность от голода и эмиграция... очистили земли от нерентабельных производителей и освободили место для более совершенного сельскохозяйственного предприятия.» [10] Как ни странно, но фактический геноцид католического населения Ирландии не вызвал большого интереса и в католических странах Европы, к примеру, во Франции или Польше.
Зато английские пропагандисты поработали на славу, перекладывая всю вину с английского правящего класса на грибок, который конечно возразить не может. И сегодня населения в Ирландии гораздо меньше, чем в начале 19 в. Если в 1840 на этом острове проживало около 8,18 млн чел.; к концу 19 в около 4,46 млн, включая англосаксонское меньшинство; ныне 5,5 млн, учитывая Ольстер с его протестантским населением. [11] А английские пропагандисты всё ищут голодоморы где угодно, но только не под сенью британской короны. (Для сравнения, в католической Польше, оказавшейся под властью «царистской» России, население стремительно увеличивалось – с 2,7 млн в 1815 г. до 9,5 млн в 1897 г. [12]. В российской «тюрьме народов» католики множились и процветали, в британской «цитадели демократии» стремительно вымирали.)
Массы ирландцев, бегущих от голодной смерти в английские промышленные города в первой половине 19 в., еще более сбивали цену труда. Их нищета вызывала здоровый смех даже у английских интеллектуалов.
«Ирландцы носят наряд из лохмотьев, снять и надеть который является труднейшей операцией, предпринимаемой только по праздникам или в особо торжественных случаях». Впрочем юмор Карлейля был совсем уж английским, когда он отзывался об ирландцах, как о «свиньях в человеческом обличье». [13]
Большинство из методов, которые англичане опробовали в Ирландии, они применили и в своих заокеанских колониях.
Источники и литература:
Использованы фрагменты из моей книги: Александр Тюрин «Правда о Николае I. Оболганный император» М., 2010. http://fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-nik1.shtml
[1]Афанасьев Г.Е. Судьбы Ирландии. В кн:Записки Новороссийского университета. Т.46. Одесса, 1888 с. 76. [2]Там же, с.81. [3] Там же, с.81. [4]Там же, с.82. [5]Там же, с.85. [6]Там же, с. 85. [7]Там же, с. 90. [8]Mitchel J. 1869. The History of Ireland from the Treaty of Limerik to the Present Time. V. 2., p. 244-247 [9]Curtis Liz. Nothing But the Same Old Story (The Roots of Anti-Irish Racism), London, 1985. [10]Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. СПб, 2003, с.16. [11]Fitzgerald G. 1973. Towards a New Ireland. Dublin. p.67 [12]Петр Эбэрхардт. География населения России. Перевод с польского. СПб, 2003 [13]Саркисянц, с.15
Остальные заметки из моего цикла "Как строился капитализм": Как строился капитализм: голод в британской Индии Как строился капитализм: голод во французском Алжире Образцовая американская война
Александр Тюрин tyurin.livejournal.com Источник: http://tyurin.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|