80 лет назад начиналось строительство Беломорско-Балтийского канала.
Шлюз №19 – выход в Белое море.
...Глухие леса и болота Карелии от Повенца до Белого моря были разбужены небывалым шумом разворачивающейся стройки. Тысячи арестантов разного возраста, звания и происхождения, привезённые сюда в товарных вагонах со всей великой страны, под началом и охраной вооружённых людей рубили лес, строили бараки. От Онежского озера до Белого моря пролегла широкая полоса взрытой земли. Работы начались сразу по всей трассе, поделённой на несколько участков. Волокуши, тачки, грабарки, кирки, ручные буры были основными их инструментами.
На строительстве канала.
Идея канала будоражила умы уже не первый век. С того самого времени, когда в 1702 году Пётр Первый, протащив посуху из Белого моря в Онежское озеро фрегаты «Курьер» и «Святой дух», смело и неожиданно захватил шведскую крепость Орешек на Ладоге. Этот путь был назван в народе Осударевой дорогой. Многим хотелось после того легендарного рейда соединить море с озером водным путём, но строительство требовало слишком много средств, которых не находилось в казне ни у одного государя-императора. Не было их и у Сталина… Строить канал было поручено ОГПУ.
Лазарь Коган, первый начальник Беломорстроя, вспоминал: «Инженеры смущаются: срок мал, проект не готов, Карелия – страна болот, скал и валунов... Если дадите сотни полторы экскаваторов, десятков восемь паровозов, много десятков компрессоров, то, пожалуй, построим. Говорим инженерам правду: На это не надейтесь. Тот, кто выставляет обязательным условием сотни экскаваторов, паровозов и т. п., канал строить не хочет...»
Вот так ставился вопрос. По-большевистски.
Максим Горький считал, что канал имел огромное экономическое и главным образом военное, стратегическое значение для СССР, в четыре раза сократив путь из Петербурга в Архангельск. Александр Солженицын был иного мнения. «Сталину нужна была где-нибудь великая стройка заключёнными, которая поглотит много рабочих рук и много жизней (избыток людей от раскулачивания), с надёжностью душегубки, но дешевле её, – одновременно оставив великий памятник его царствования типа пирамиды», – писал он в «Архипелаге ГУЛАГ».
Русло будущего Беломорканала.
Поныне расходятся мнения, что же это такое, Беломорканал – большая братская могила, уникальное гидротехническое сооружение, буквально выдолбленное с большими жертвами в скальном грунте Карелии?
...Стою на станции Медвежьегорск. Тот же вокзал с куполом, что и восемьдесят лет назад. Арестанты крестились, принимая его за купол церкви. Инженеры, служащие, священники, беспризорники, проститутки, раскулаченные крестьяне, воры, белые офицеры, казаки, карточные шулеры, учёные, представители дворянских фамилий, бандиты, литераторы, басмачи в чалмах и рваных халатах – всех их уравняла судьба перед Каналом. И судьба эта начиналась отсюда, с Медвежьегорска. Здесь был штаб стройки.
Поныне сохранилось здание, построенное специально для Сталина на случай, если он решит здесь остановиться, присутствуя на торжественном открытии канала. Сталин на открытии был, но в доме не остановился. Потом в нём жил начальник канала, но недолго – нашлась многодетная семья, которой и отдали жилище.
...Повенец. Здесь канал резко уходит шлюзами вверх, образуя Повенецкую лестницу. Когда в Великую Отечественную возникла опасность его захвата, танковая группа противника ворвалась в Повенец, а вражеские солдаты вплотную приблизились к каналу и заняли корпуса ремонтного завода, рабочими были взорваны шлюзовые перемычки, и мощный водяной вал, сорвавшийся с огромной высоты, буквально смыл в Онежское озеро наступающие немецкие части. Взрывников сперва поблагодарили, потом хотели расстрелять, но раздумали и всё же отметили высокими государственными наградами.
Те, кто возводил канал.
...Когда-то Солженицын сидел в кустах, наблюдая за движением по каналу, ибо тот охранялся как стратегический объект и попасть на него постороннему человеку было делом непростым. Сегодня канал открыт для всякого, кто пожелает совершить по нему путешествие. Для этого достаточно дойти до ближайшего шлюза и «проголосовать» первому же сухогрузу. Раньше они ходили часто, теперь реже. Все бросились зарабатывать валюту. Суда сдают в аренду иностранным компаниям. Рыбу тоже гонят за границу, как и лес. Но редкие баржи с лесом всё же идут по каналу. Капитан без всяких формальностей примет вас на борт. Судно будет подолгу останавливаться возле каждой шлюзовой камеры, можно сойти на берег, походить окрест. В прибрежных кустах легко найти останки тачек и волокуш, обрывки колючей проволоки, следы бараков. Зайдите в пришлюзовой поселок – это несколько деревянных строений, притулившихся к шлюзу. Выстроенные на месте бывших зэковских казарм, они ещё долгое время жили по законам зоны. Архитектурой (как братья-близнецы похожи друг на друга), образом жизни, социальными отношениями. В отдельном доме жил начальник с семьей, в других – обслуга, состоящая в основном из раскулаченных крестьян. Начальник шлюза был и начальником посёлка. Он любил развлечься на досуге тем, что заходил в подведомственные ему дома и протирал белой фуражкой или чистым носовым платком чердачные лестницы, проверяя, нет ли на них пыли. А обслуга была бесправной, невыездной, ей отказывалось не только в очередном отпуске, но и в выходных днях.
Проход парохода «Карл Маркс» по Беломорско-Балтийскому каналу. 1933 г.
Но вас уже ждёт корабль. Пора плыть дальше. Мимо уникальной Шаваньской плотины, сработанной целиком из дерева, мимо дамбы князя Вяземского, выложенной из камня. Прямиком к Белому морю. Вам расскажут много историй – и трагических, и забавных. Как перевозили с Балтики в северные моря Российский подводный флот. Как, реконструируя не так давно один из шлюзов, обнаружили в стене череп с пулевым отверстием в затылке. Где-то здесь, в бесконечных болотах, умирали прототипы героинь повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Зори здесь действительно тихие. Грибы, лес, рыбалка. На многочисленных островах много клюквы.
Так от шлюза к шлюзу и доплывёте до Беломорска, который построен на островах и назывался прежде Сорокой. Единственный город на маршруте, где живут поморы. Если повезёт, он угостит вас морянкой – пронзительным ветром с мелким дождиком.
...Сдан был канал в эксплуатацию 2 августа 1933 года. Построили его в рекордно короткие сроки – за 20 месяцев. Братская могила длиною в 227 верст. Он в три раза больше Панамского и на 67 километров длиннее Суэцкого, в то время как Суэцкий строился 10 лет, Панамский – 28.
А началось всё осенью 1931 года. 80 лет назад.
Беломорск – Медвежьегорск – Москва
Источник: http://file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|