В издании Российская газета — Неделя — Киргизия № 163 на днях опубликована статья кандидата исторических наук, члена РГО из Бишкека Павла Дятленко, посвящённая вопросу о деятельности гитлеровской Германии на территории Казахстана и республик Средней Азии во время Великой Отечественной Войны. Для читателей портала «Каспийский вестник» данный материал будет интересен в том числе и тем, что в нём изложены отдельные факты, касающиеся планов и действий германской стороны на каспийском направлении. В частности, упоминается о заброске на территорию современной Атырауской области Республики Казахстан группы диверсантов так называемого Туркестанского легиона Вермахта и другие интересные исторические сведения. Ниже приводится полный текст статьи Павла Дятленко.
Вопреки бытующим мифам, напав на СССР, гитлеровская Германия не планировала останавливаться на Урале. Третий рейх рассматривал как часть своего жизненного пространства. Что планировали нацисты делать в южных регионах Советского Союза?
Обескровить и расчленить
Не секрет, что перед вторжением нацистские лидеры рассматривали СССР как «искусственное и рыхлое объединение огромного числа наций». Он представлялся противнику как «этнический конгломерат, лишенный внутреннего единства». Народы, населяющие Советский Союз, виделись деятелям третьего рейха расово неполноценными, и их следовало поработить и уничтожить.
При подготовке войны на уничтожение руководство рейха приняло план будущего расчленения страны на управляемые наместниками районы, именуемые «рейхскомиссариатами». Этой работой занималось имперское министерство оккупированных восточных территорий, которое возглавлял Альфред Розенберг, входивший в число главных идеологов германского нацизма. Один из районов, который готовились создать оккупанты, назывался ими «Рейхскомиссариат Туркестан». В нацистских документах он также упоминался как «Гросс Туркестан» (большой или великий Туркестан). В его составе нацисты видели пять советских республик, включая Киргизию. Обсуждалась и возможность увеличения проекта за счет мусульманских регионов Поволжья.
Цели создания «Рейхскомиссариата Туркестан» не скрывались. Это, в первую очередь, были захват и экономическое ограбление всех ресурсов Средней Азии в интересах нацистской Германии. Рейх интересовали сельскохозяйственная продукция, полезные ископаемые и, конечно же, рабочая сила. Жителей южных республик ждала участь, которая постигла ранее население оккупированных территорий западной части СССР, — концлагеря, уничтожение или угон в рабство. Малой части населения позволили бы остаться на месте в качестве трудовой силы под присмотром коллаборационистов — для обслуживания «расово полноценных» господ.
Политическая приманка
Средняя Азия представляла для рейха и стратегический интерес. «Мягкое российское подбрюшье» планировалось использовать в качестве плацдарма для последующего вторжения в британскую Индию. Кстати, системный сбор сведений о ресурсах региона и его изучение Германия начала проводить еще в последней четверти XIX века, когда Берлин взял курс на подготовку к Первой мировой войне.
Немудрено, что с началом войны проект «Большого Туркестана» активно использовался нацистами для заигрывания со своими союзниками и потенциальными исполнителями его планов. Гитлеровское руководство намекало властям Японии, а также нейтральных Афганистана и Турции, что в перспективе те смогут получить во владение среднеазиатские республики СССР или их части. Но только после победы стран оси.
Лозунг о создании «Большого Туркестана» применялся нацистами и для идеологической обработки уроженцев Средней Азии. Если в первые недели войны фотографии пленных бойцов из южных республик СССР активно использовали в пропаганде и киноматериалах для немецкой аудитории, чтобы продемонстрировать расовую неполноценность противника, то чуть позже риторика немного смягчилась. Выходцев из Средней Азии или «туркестанцев», как их именовали нацисты, попытались привлечь в коллаборационистские формирования — так называемые «восточные легионы».
Последние создавались и использовались войсками СС, абвером (военной разведкой) и вермахтом (вооруженными силами нацистской Германии) для решения различных задач. Чаще — в тылу, потому что на фронте легионеры нередко предпочитали перейти на советскую сторону. Иногда — в пропагандистских целях. Так, в период Сталинградской битвы нацисты выставили на передовую несколько «туркестанских батальонов», которые вместе с германскими войсками должны были выйти на берег Каспия и границу Средней Азии.
Нацисты, шпионы, басмачи
Успешнее проект «Большого Туркестана», впрочем, использовался не в среде пленных советских солдат, а германской разведкой и дипломатами в Афганистане, Cеверном Иране и китайской провинции Синьцзян, где осели участники басмаческого движения. Противнику таким образом удалось организовать нападения банд головорезов на южные республики СССР — Туркмению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Советские пограничники отражали их атаки вплоть до конца Великой Отечественной войны.
К примеру, в Афганистане гитлеровская разведка заметно активизировалась еще перед нападением на СССР. Нередко она использовала в своих целях даже гражданских немецких специалистов, работавших на крупных стройках, предприятиях, в армии и учебных заведениях страны. Нацисты, а вместе с ними и их союзники японцы вели целенаправленную работу по восстановлению и расширению агентурных связей среди членов среднеазиатской эмиграции и участников басмаческого движения. Затем с их помощью создавали вооруженные бандформирования в зоне советско-афганской границы.
Наиболее радикальная честь среднеазиатской эмиграции находилась в Кабуле. Объединявшей ее фигурой был бывший бухарский эмир Сейид Алим-хан — вплоть до его смерти в 1944 году. Вторым центром антисоветской активности стала провинция Кундуз. Здесь и в соседних районах Афганистана в сентябре 1941 года узбекский курбаши Махмуд-бек начал развертывание опорных пунктов абвера для организации переброски диверсионных групп на территорию СССР. Но, к чести советских органов безопасности, такие попытки успешно пресекались.
Сводки «южного фронта»
С 1941 по 1945 год на участке Памирского погранотряда произошло более 70 боестолкновений, задержано 50 шпионов и диверсантов, 178 нарушителей. Частые нападения на советских военных совершали эмигрантские группы, находившиеся в Ваханском уезде афганской провинции Бадахшан.
В 1942-1943 годах только на участке Алай-Гульчинской пограничной комендатуры задержали 507 нарушителей. На участке Пржевальской погранкомендатуры в тот же период поймали четырех немецких шпионов. Еще двух за время войны задержали нарынские пограничники.
В период с 10 по 21 сентября 1942 года проведены войсковые мероприятия по уничтожению банды, действовавшей недалеко от поселка Гульча. Басмачи планировали захватить власть в районе. 18 октября банду ликвидировали. Уничтожены 64 боевика во главе с афганским резидентом.
В 1943 году пограничники поймали и обезвредили на участке Шуроабадской отдельной погранкомендатуры 149 шпионов, бандитов и их сообщников.
В мае 1944 года нацистская разведка забросила в Жилокосинский район Гурьевской (ныне Атырауской) области Казахской ССР группу из 14 диверсантов для организации восстания племени адай. Большая часть диверсантов сдалась властям, остальных уничтожили. Советская разведка использовала сдавшегося радиста и захваченную радиостанцию диверсионной группы для ведения радиоигры с абвером.
«Буйгу» и «Батыр»
Для борьбы с басмачами, диверсантами, шпионами и вражеской агентурой с фронта пришлось отозвать опытных милиционеров. Среди них был один из первых киргизских правоохранителей Эргеш Алиев. Из жителей горной республики сформировали отряды «Буйгу» и «Батыр». Во время Великой Отечественной войны они проводили спецоперации в Синьцзяне.
В связи со складывающейся сложной ситуацией в регионе приказом народного комиссара внутренних дел СССР от 5 июня 1943 года было сформировано управление Пограничных войск Киргизского округа. Последний был дополнительно усилен. В тыловых населенных пунктах пограничных районов создали разведывательные посты, подобные тем, что действовали на западной границе СССР перед началом войны.