Этого раскошного парня зовут штабс-капитан Журавченко. Он артиллерийский офицер экипажа тяжёлого бомбардировщика "Илья Муромец V". (фото кликабельно) Сконструированные И. Сикорским "Муромцы" были уникальными машинами и Россия могла по праву гордиться ими. Достаточно сказать, что это был первый тяжёлый бомбардировщик в мире. Он обладал фантастической, по тем временам, живучестью и грузоподьёмностью. К сожалению, понимание важности и силы такого грозного оружия, каким были "Муромцы" (да и авиация в целом), пришло с опозданием. Большой проблемой было создание отечественных моторов для таких машин, не было налажено производство в достаточном количестве самих самолётов и обучение пилотов. Отсутствовала тактика применения бомбардировочной авиации. Кто интересуется вопросом, легко найдёт материалы в сети. Я же предлагаю вашему вниманию несколько фото.
Поручик Башко и капитан Горшков в кабине "Муромца", 1915 г. Первый станет генералом и командующим ВВС Латвийской республики, второй будет расстрелян в одесской ЧК.
Подготовка бомб для загрузки на "Муромец". Очень интересны ушанки у солдат. Я такие видел только у финской армии в 1930-40-х гг.
Сброс с "Муромца" пудовой бомбы на станцию Млава.
Кабина "Муромца" после боя с германскими истребителями.
Донесение о боевом полёте 19-го марта 1916 года Воздушного Корабля "Илья Муромец II"
Экипаж: Командир Корабля Штабс-Капитан Панкратьев, Помощник Командира Поручик Фёдоров, Подпоручик Павлов, Ст. унтер-офицер из вольноопределяющихся Панкратьев,Старший моторист ст. унтер-офицер Ушаков. Нагрузка: Бомб 3-х пудовых осколочных - 2 шт., 2-х пудовых осколочных - 4 шт., 1-пудовых - 6 шт., 1-пудовых осколочных - 5 шт., 10-ти фунтовых - 10 шт. Всего 27 шт. Общий вес 27 пуд. 20 ф. Ящик стрел. Бензина и масла на 3 1/2 часа полёта - 32 пуда. Вооружение: 3 ружья-пулемёта Мадсена, патронов 1000 шт., 2 пистолета Маузера, патронов 100 шт. Задание: произвести бомбометание по складам, станционным постройкам, путям и составам в Монастержиске. Маршрут: Колодзиевка, Трембовля, Осовце, Езержаны, Вычулка, Дубенка, Бариш, Бучач, Тржебуховцы, Чертков, Колодзиевка. Наибольшая высота: 2400 метров. Продолжительность полёта: 3 ч. 17 мин. Взлёт 8 ч. 30 мин. Спуск 11 ч. 47 мин. Результат разведки: На ст. Езержаны два состава, около ст. Езержаны склады. На ст. Монастержиск три состава. На ст. Монастержиск подходил поезд с запада. По дорогам Монастержиск - Езержаны и Бариш - Бучач двигались обозы. Результат бомбометания: Сброшено по складам и ст. Монастержиск две трёхпудовые, три двухпудовые, пять пудовых и шесть десятифунтовых бомб. Все бомбы попали в пристанционные прстройки, пути, вагоны и строения около станции. Видно было, как загорелось большое станционное здание с красной крышей. В ст. Бариш сброшены: одна двухпудовая, одна пудовая, пять пудовых осколочных, четыре десятифунтовых и ящик стрел. Замечены попадания в постройки селения. Бой с неприятельскими аэропланами: Во время бомбометания в Монастержиске, когда весь экипаж был занят выбрасыванием бомб, Корабль был атакован одновременно двумя неприятельскими аэропланами типа Фоккер. Первым с Корабля немедленно открыл огонь в открытую дверь Подпоручик Павлов из пулемёта Льюис. Сейчас же вслед за ним был открыт огонь Поручиком Фёдоровым из Маузера, ст. ун.-оф. из вольноопределяющихся Панкратьевым из ружья-пулемёта Мадсена с верхней площадки и старшим мотористом ст. ун.-оф. Ушаковым из ружья-пулемёта Мадсена в задний люк. Первыми выстрелами неприятельских аэропланов, подошедших к Кораблю с хвоста, были ранены разрывными пулями в руку Поручик Фёдоров и тяжело в ногу ст. ун.-оф. Ушаков, который упал на бомбы; был пробит радиатор мотора номер 3, стойка около мотора номер 3, в двух местах стойка фюзеляжа около пилотского сидения, нижнее стекло против пилотского сидения и в разных местах фюзеляж и крылья (всего более 40 попаданий). Немедленным поворотом Корабля неприятельские аэропланы были выведены из мёртвого пространства в хвосте, и сосредоточенным огнём экипажа Коробля один из них был повреждён, потому что вскоре после открытия огня, качаясь, круто пошёл на снижение. Поручик Фёдоров, несмотря на рану, продолжал стрелять; от перевязки на Корабле отказался и был перевязан после спуска Коробля через час 40 минут после ранения, ст. ун.-оф. Ушаков до ранения успел выпустить одну обойму, ст. ун.-оф. Ушаков отказался от перевязки, сказав, что важнее стрелять по аэропланам. Вскоре ст. ун.-оф. Ушаков был перевязан ст. ун.-оф. Панкратьевым. Второй неприятельский аэроплан сопровождал Корабль от Вычулки (западнее Монастержиска) до ст. Тржибуховцы, причём всё время пытался подойти к Кораблю с хвоста, но своевременными поворотами Корабль его держал в сфере обстрела из пулемётов Подпоручика Павлова (у дверей) и вольноопределяющегося ст. ун.-оф. Панкратьева (на верхней площадке). Каждый раз несколько выстрелов с Корабля в моменты сближения принуждали неприятельский аэроплан, обладавший громадной скоростью, уходить; этот манёвр повторялся несколько раз в течении времени около 40 минут. При подходе Корабля к с. Тржибуховцы неприятельский аэроплан улетел по направлению к Монастержиску. Ст. ун.-оф. Панкратьев, находясь на верхней площадке, замёрз, и руки закоченели настолько, что к концу боя не мог сам заряжать пулемёт; обоймы в его пулемёт вставлял раненый Поручик Фёдоров; он же быстро исправил задержку пулемёта Мадсена. Во время боя Поручик Фёдоров, будучи уже ранен, по моему приказанию сбросил оставшиеся бомбы в с. Барыш и настолько хорошо, что замечены были попадпния в здания. Вскоре из-за повреждения неприятельским огнём радиатора мотора номер 3, во избежания порчи, я был вынужден остановить мотор, вследствии чего управление Кораблём во время боя было затруднено. При проходе позиций около Монастержиска и Бучача Корабль обстреливался усиленным артиллерийским огнём противника. От многих близких разрывов неприятельских снарядов на Корабле ощущались толчки. При проходе позиции на обратном пути высота была около 2000 метров. Корабль был благополучно доведён на аэродром отряда в Колодзиевке. Считаю своим долгом отметить доблестную и самоотверженную работу военных лётчиков; Поручика Фёдорова и Подпоручика Павлова и старших унтер-офицеров: вольноопределяющегося Панкратьева и старшего моториста Ушакова. Подлинный подписал: Командир Корабля Военный Лётчик, Штабс-Капитан Панкратьев.
Источник: http://horstveps.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|