Итальянский поход Суворова. 220 лет назад, 15 августа 1799 года, великий русский полководец Суворов разгромил французскую армию при Нови. Русско-австрийские войска могли добить французскую армию в Генуэзской Ривьере и создать условия для похода во Францию. Однако Вена не использовала исключительно выгодную ситуацию для окончательного разгрома противника.
Сражение при Нови. А. Коцебу
Почти вся Италия была освобождена от французов, и австрийское правительство поспешило избавиться от русских. Великобритания, обеспокоенная успехами русской армии и флота, также желала удаления русских сил из Италии. Итальянская кампания была завершена, и русских чудо-богатырей Суворова бросили в Швейцарию.
Общая обстановка
Эскадра Ушаков успешно действовала на юге Италии. Русская эскадра направилась к Неаполитанскому королевству, оккупированному французскими войсками. Гарнизон Бриндизи бежал без боя. Затем русский флотоводец высадил десант под началом капитана-лейтенанта Белли у Бари. Присоединив к себе несколько тысяч повстанцев-калабрийцев, отряд Белли пересек Италию и вышел к Неаполю. Вышедшие навстречу французские войска потерпели поражение. Русские взяли форт Вильено, прикрывавший подступы к Неаполю. 3 июня пал Неаполь. Итальянские монархисты начали репрессии против республиканцев, но русские моряки остановили расправы.
Высадка русских десантов и их успешные действия способствовали росту национально-освободительного движения. Местные жители приветливо встречали русских и создавали ополчения для совместной борьбы с оккупантами. По просьбе британцев и указанию Суворова Ушаков направил отряд контр-адмирала Пустошкина для осады города Анкона, на которую опирались французские войска Макдональда и Моро. Анкона была блокирована и подошедший австрийский отряд под началом Фрейлиха занял крепость. Действия эскадры Ушакова завершилось высадкой десанта для занятия Рима. Успехи русских моряков в Южной Италии способствовали действиям наших сил в Северной Италии.
После поражения при Треббии французская армия отступила в Генуэзскую Ривьеру. Австрийцы не дали русскому главнокомандующему добить противника. Гофкригсрат запретил наступательные операции до сдачи Мантуи, которую осаждал австрийский корпус Края. Суворов расположил армию в районе Алессандрии (Александрия). Под его началом было около 40 – 50 тыс. человек. Ещё около 25 тыс. солдат располагалось у рубежей Савойи и Швейцарии, 5 тыс. человек – у Тосканы и 30 тыс. войско осаждало Мантую. Русский полководец готовил наступление с целью полного разгрома французов в Италии. Однако австрийское верховное командование требовало от него в первую очередь сосредоточить усилия на захвате Мантуи, и других крепостей-цитаделей – Алессандрии, Тортоны, Кони и др. В итоге целый месяц прошёл в бездействии. Это весьма раздражало Суворова, и он не скрывал свой гнев. Его отношения с австрийским руководством окончательно испортились.
Планы сторон
Австрийский гофкригсрат (высший военный совет) связал инициативу Александра Суворова. Он вынужден был отложить наступление. 2 июля 1799 г. он разработал первый план наступления. Русский главнокомандующий планировал войти в Тоскану и Рим, чтобы установить связь с флотом. Второй операцией занять Геную и третьей – Ницу. В июле были захвачены Александрийская цитадель и Мантуя, захвачен форт Серравале. Это изменило ситуация на фронте и позволяло сосредоточить усилия на главном направлении. Освободившийся корпус Края усилил армию Суворова.
19 июля Суворов представил новый план. Он планировал до зимы взять Ницу и цепь Савойских гор. Идти на Геную через Нови и Акви, затем от Генуи к Нице – означало вести трудную горную войну. Поэтому главнокомандующий предложил наступать через Тендский проход к Нице, чтобы отрезать французов в Генуе и заставить их оставить область и при удаче, отрезать противнику пути отхода. В соответствии с этим планом началась перегруппировка войск. Их России прибыл корпус Ребиндера, что позволило собрать мощную наступательную группировку. Корпус возглавил Розенберг. Главные силы армии (свыше 51 тыс. человек при 95 орудиях) располагались между Алессандрией и Тортоной. Александр Васильевич предполагал выступить 4 августа 1799 г. Однако 30 июля он получил сведения о выступление французской армии под командованием Жубера, которого Директория назначила вместе Моро и Макдональда.
Пользуясь передышкой, французы пришли в себя. Из-за тяжелых поражений, которые французские войска понесли от Суворова, потери Северной Италии, Итальянский театр стал главным для Парижа. Французскому правительству пришлось предпринять чрезвычайные меры, чтобы обезопасить Францию от вторжения. Планировалось сформировать новую армию для обороны Альп со стороны Савойи и Дофине. Директория создала новую Итальянскую армию (около 45 тыс. человек) из остатков армий Моро и Макдональда, присланных подкреплений. Моро приказали перейти в контрнаступление и разгромить армию Суворова, восстановить контроль над Северной Италией, снять осаду Мантуи. Моро, разумно считая эту задачу невыполнимой, планировал действовать от обороны, закрывая горные переходы из Италии во Францию. Для этого сил было достаточно. Однако Директории оборонительная стратегия не понравилась. Моро сместили. Новым главнокомандующим был назначен молодой, талантливый генерал Бартелеми Жубер, участник Итальянского похода Наполеона, который считался одним из лучших полководцев республики.
Французский главнокомандующий перешёл в наступление. Жубер имел ошибочные сведения, что русско-австрийские войска разбросаны на большом пространстве и собирался их разбить внезапным ударом сосредоточенных сил. Французы двигались двумя колоннами. Французы собирались атаковать русских у Терца, но там их не оказалось. Продолжая движение, войска Жубера 2 августа вышли на рубеж реки Лемме. Левый французский фланг был у Франковилла, крайне правый – у Серравалле. Французы должны были спуститься на равнину, к северу от Нови, чтобы сразиться с русскими. Однако, когда французская армия спустилась с гор, французский главнокомандующий обнаружил, что совершил крупную ошибку. Превосходящие силы союзников ожидали противника на хорошо подготовленных позициях. У Поцоло-Формигаро располагался авангард Багратиона и Милорадовича, в нескольких верстах, у Ривальты — войска Меласа и Дерфельдена, на р. Обре —австрийский корпус Края и Бельгарда, а в тылу у Тортоны — корпус Розенберга.
Атаковать союзников с ходу было самоубийством, а отходить назад, на виду у противника, позорно. Почти все генералы предложили отступать к Генуе. Жубер отказался, но сомнения остались. Французская армия перегруппировала силы и приготовилась к обороне на крепких позициях. Они занимали последние отроги Апеннин, между долинами рек Скривии и Обри. Местность была возвышенная, сильно пересеченная, удобная для обороны. Город Нови имел каменные укрепления. Правда, пути отхода были сложными, тыл был перерезан речками и оврагами. На левом крыле у селения Пастурана располагались дивизии Лемуана и Груши, за ними стоял резерв – дивизии Клозеля и Партуно (17 тыс. солдат). Центр позиции занимала дивизия Лабусьера, бригада Коши и дивизия Ватрена (12 тыс. человек). На правом крыле располагались дивизии Сен-Сира, Гардана, Домбровского и резерв. Всего французская армия насчитывала около 40 тыс. человек, она занимала фронт в 20 км. Важную роль играл город Нови, через который проходили пути отхода.
Суворов в это время готовился к активной обороне. Передовые отряды должны были провести разведку боем и отступить перед превосходящими силами, заманивая французов в долину. Авангарды Розенберга и Дерфельдена получили задачу оказать сопротивление французам у Вигицоллы и Ривальты. Все остальные войска располагались в глубине позиции и действовали исходя из движения врага, нанося удар с фронта и совершая обход. Таким образом, передовые части должны были начать сражение, определить замыслы противника, затем в действие вступали основные силы. Войска Суворова располагались эшелонами в глубину, что позволяло вводить в бой новые силы по мере необходимости.
Русский главнокомандующий, убедившись в том, что враг не решается на атаку, приказал 4 (15) августа 1799 г. перейти в наступление в общем направлении на Нови войсками левого фланга под началом Багратиона, Милорадовича и Дерфельдена. Ударную группу должны были поддержать резервы Меласа и Розенберга. В результате было сосредоточено 32,5 тыс. человек. Правый фланг во главе с генералом Краем (17 тыс. человек) проводил вспомогательную операцию, отвлекая врага на направлении второстепенного удара.
Французский полководец Бартелеми Жубер (1769 — 1799). Источник: https://ru.wikipedia.org
Сражение
Ранним утром 4 (15) августа генерал Край нанес удар по левому крылу французов. Австрийцы атаковали с марша, остальные же войска союзной армии в начале битвы находились вне поля зрения французов. Это ввело в заблуждение Жубера, который посчитал, что сможет разбить часть армии союзников до подхода основных сил. Австрийские колонны потеснили дивизию Лемуана и начали развивать наступление вдоль реки Лемме. Французский главнокомандующий лично возглавил контратаку и был смертельно ранен шальной пулей, армию возглавил генерал Моро. Он перебросил на левый фланг весь пехотный резерв и часть сил с правого фланга (более 8 тыс. человек). Сосредоточив здесь более 20 тыс. человек французы остановили австрийцев, однако тем самым ослабили правый фланг, где Суворов наносил главный удар.
В 8 часов утра войска Суворова нанесли удар по правому крылу противника. Приказав Краю возобновить наступление на правом фланге союзной армии, главнокомандующий двинул авангард Багратиона и Милорадовича на Нови. Здесь оборонялись дивизии Гардана и Сен-Сира. Французы отбили три атаки Багратиона, их оказалось в центре намного больше, чем предполагали. Во время третьей атаки французская дивизия Ватрена, спустилась с гор и атаковала левый фланг Багратиона. Русский авангард потеснили. Тогда Суворов бросил в бой войска Дерфельдена. Французская дивизия была отброшена и скована частью свежих русско-австрийских войск. После этого наши войска лично возглавляемые Суворовым отбросили врага в центре до самого Нови. После упорного боя французы отступили за городские укрепления. Каменные стены города выдерживали залпы полевых пушек. Город с ходу взять не смогли. Край на правом фланге не смог продвинуться.
В 13 часов русский главнокомандующий приостановил наступление до подхода резервов. После подхода частей Меласа Суворов приказал Краю возобновить атаки левого фланга противника, Багратиону, Милорадовичу и Дерфельдену выступить против Нови, а Меласу нанести удар по правому флангу французов от Ривальты, обходя дивизию Ватрена. Розенберг должен был занять позиции Меласа. В соответствии с указанием командующего союзники снова пошли в наступление. Мелас двигался неторопливо и только к 15 часам стал охватывать правый флаг Ватрена. Моро не мог этому помешать, так как все резервы были использованы на левом фланге французской армии. Правда, Мелас часть сил направил на Серревалле, чем ослабил свои силы. Однако общий удар был настолько сильным, что французы не выдержали и стали отходить. К 17 часам наши войска взяли Нови.
Центр французской армии был полностью разгромлен. Дивизия Ватрена, долгое время сковывавшая силы союзников, была окружены и после упорного сопротивления капитулировала. Главные силы французской армии на левом крыле оказались под угрозой окружения и полного уничтожения. Чтобы спасти армию от гибели, Моро отдал приказ к отступлению, которое под одновременным наступлением союзников с фронта и фланга, под артиллерийским обстрелом, быстро превратилось в бегство. Только часть войск Сен-Сира смогла в относительном порядке отойти к Гави. Наступление ночи спасло французов от полного уничтожения. Обе стороны дрались доблестно, но победа досталась лучше управляемой союзной армии. 5 (16) августа резервный корпус Розенберга продолжил преследование противника. При отступлении французы понесли значительные потери. Однако австрийцы не позволили Суворову развить наступление и добить вражескую армию в районе Генуи. Его остановили.
Французская армия была разгромлена и по разным оценкам потеряла до от 7 до 10 тыс. человек только убитыми, и свыше 4 тыс. пленными, 39 орудий (вся артиллерия Жубера), весь обоз и запасы. 5 августа во время преследования несколько тысяч французов разбежалось, дезертировало. Потери союзников – по разным данным около 6 — 8 тыс. человек убитыми и ранеными. Большая часть потерь пришлась на австрийцев. Русские войска, несмотря на яростный в бой в центре, когда французы отразили четыре атаки, потеряли убитыми и ранеными менее 2 тыс. человек.
Остатки армии Моро бежали в Генуэзскую Ривьеру. Французы теперь не могли оборонять даже горные перевалы. Союзники могли без особых усилить довершить освобождение Италии и создать условия для наступления во Францию. Однако эту возможность в Вене не использовали (что в итоге приведёт Австрию к военно-политической катастрофе), испугавшись роста влияния России в Западной Европе. В самой Франции битва при Нови и потеря почти всей Италии стали последней каплей для режима Директории. В Париже делали ставки за сколько времени Суворов дойдёт до французской столицы. Вскоре на волне ненависти к прогнившему насквозь режиму к власти путем переворота придёт генерал Наполеон.
Русский государь Павел за Нови приказал отдавать князю Италийскому, графу Суворову-Рымникскому даже в присутствии царя все воинские почести, подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества. Сардинский король за освобождение Пьемонта отметил русского полководца званием фельдмаршала пьемонтской армии, гранда королевства Сардинского, с потомственным титулом принца и «брата» короля. В Англии чествовали великого полководца. Только в Вене остались холодны к этой блестящей победе. Австрийский император и гофкригсрат продолжали направлять замечания и упреки.
Источник карты: http://bse.sci-lib.com
Завершение Итальянского похода
Битва при Нови стала последней в Итальянском походе. Отношения между союзниками в это время испортились до такой степени, что они решили действовать самостоятельно. Австрийцы и британцы настояли на удалении русских из Италии. Австрийцы должны были продолжить действия в Италии, а войска Суворова перейти в Швейцарию. Австрийцы всячески торопили наши войска, при этом чинили препятствия на каждом шагу, срывали снабжение. В результате Швейцарский поход пришлось отложить на две недели. «Выдавя из меня сок, нужный для Италии, бросают меня за Альпы, и уже с неделю я в горячке больше от яду венской политики». – говорил по этому поводу великий русский человек.
Тем временем находившийся в Швейцарии австрийский эрцгерцог Карл ушёл оттуда, не дожидаясь прихода Суворова, и оставил на произвол судьбы русский 30 тыс. корпус Римского-Корсакова. Это предательство привело к разгрому русского корпуса. 28 августа армия Суворова выступила из Алессандрии в новый поход.
Таким образом, несмотря на все происки Вены, Суворов выполнил поставленную задачу. Он трижды нанес решительное поражение французской армии, сильному и умелому врагу, с храбрыми солдатами и блестящим генералитетом. За несколько недель освободил обширную страну, захватил и блокировал все города и крепости. И всё в условиях того, что Венский двор всячески мешал русскому полководцу. А самому Суворову было 69 лет. Однако он преодолел все трудности.