Третий сталинский удар. Освобождение Крыма. 75 лет назад, 5 мая 1944 года, началось генеральное наступление советских войск на Севастопольский укрепленный район, который обороняла 17-я немецкая армия. Первой на штурм пошла 2-я гвардейская армия на северном участке. 7 мая начался общий штурм Севастополя войсками 4-го Украинского фронта. 9 мая Севастополь был освобожден, 12 мая остатки немецкой армии были добиты и пленены в районе мыса Херсонес.
Ситуация перед штурмом
8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта под началом Толбухина перешли в наступление. Взломав сильную оборону противника в районе Перекопа, Сиваша и Керчи Отдельная Приморская армия), Красная Армия освободила большую часть Крымского полуострова. 15 – 16 апреля наши войска вышли к Севастополю, который немцы за предшествующий период превратили в мощный укрепрайон. Поэтому попытка русских войск взять город с ходу провалилась. Решительные приступы 18 – 19, 23 – 24 апреля также не привели к успеху.
В период с 26 апреля по 4 мая 1944 года советские войска вели локальные бои по улучшению своих позиций, проводили разведку боем для уточнения оборонительных позиций врага, что привело к расшатыванию обороны, потерям в живой силе и материальных ресурсах гитлеровцев, которые уже нельзя было восполнить. 4-й УФ проводил пополнение и перегруппировку сил, подвоз боеприпасов и горючего, артиллерии. В дивизиях формировали штурмовые группы, группы разграждения (для проделывания проходов в заграждениях, разрушениях и завалах) и преодоления противотанковых рвов. Во всех полках и батальонах проходили учения в местностях, которые были похожи на Севастопольский укрепрайон. Артиллерия и авиация продолжали разрушение вражеских позиций. Авиация 4-го УФ фронта, Черноморского флота и приданная Ставкой авиация дальнего действия к 5 мая совершили 8200 самолето-вылетов.
Советские силы насчитывали к 1 мая 1944 г. более 240 тыс. человек, 5,5 тыс. орудий и минометов, 340 танков и САУ, свыше 550 самолетов. К 5 мая 1944 года 17-я немецкая армия насчитывала более 72 тыс. солдат, при более 1700 орудиях и минометах, около 50 танках и штурмовых орудиях и около 100 самолетах.
Немецкое верховное командование по-прежнему требовало держать Севастопольскую крепость любой ценой. Гитлер опасался, что потеря Севастополя приведет к изменению позиции Турции (), которая уже резко отрицательно отреагировала на потерю большей части Крыма. Что Анкара перейдёт на сторону антигерманской коалиции, что закроет для Третьего рейха Черноморские проливы. Также окончательная утрата Севастополя могла привести к политическим проблемам с Румынией и Болгарией. Крым нужен был военно-морским силам. Кроме того, упорная оборона Севастопольской крепости связывала значительную группировку Красной Армии, которую после взятия Севастополя русское командование могло быстро перебросить в другое направление.
Поэтому выражающий сомнения в дальнейшей целесообразности обороны города командующий 17-й армии Йенеке быв вызван в ставку для доклада 1 мая и отстранен от командования. Командующим 17-й армией назначили командира 5-го армейского корпуса Альмендингер. 3 мая новый командующий 17-й армий отдал приказ защищать «каждую пядь Севастопольского плацдарма».
Источник: И. Мощанский. Трудности освобождения
Начало решительного штурма
5 мая 1944 года после 1,5 часов артиллерийского огня на северном участке на штурм пошла 2-я гвардейская армия 4-го УФ. Наступление все время поддерживалось сильным огнем артиллерии и ударами авиации, особенно штурмовиков. Использование небольших штурмовых групп (по 20 — 25 бойцов) оправдало себя. Советские гвардейцы вклинились в оборону гитлеровцев в районе станции Мекензиевы Горы. Однако немцы яростно контратаковали и продвижение было незначительным. 6 мая гвардейцы продолжали атаки вражеских позиций, при мощной поддержке артиллерии и авиации. Но немцы усилили оборону, постоянно контратаковали. Поэтому 2-я гвардейская армия продвинулась ещё меньше – 100 – 400 метров на некоторых участках.
Таким образом, оборона немецкой 336-й пехотной дивизии генерал-майора Хагемана, которую поддерживали части 50-й пехотной и 2-й румынской горно-стрелковой дивизий, морского батальона, выдержала удар 2-й гвардейской армии. Однако сражение в раойне Мекензиевых Гор отвлекло немецкое командование от южного участка, где на участке Сапун-Гора, Карань готовился главный удар.
Прорыв главной оборонительной полосы противника
7 мая 1944 года в 10 часов 30 мин. после 1,5 часовой артиллерийской подготовки и атак авиации войска 4-го УФ начали штурм Сапун-горы. Для прорыва мощной немецкой обороны (гитлеровцы имели здесь 6 – 8 дотов и дзотов на 1 км фронта) советское командование сосредоточила мощный артиллерийский кулак: от 205 до 258 стволов артиллерии и минометов на 1 км фронта. На этом направлении действовали 3 из 4 гвардейских минометных бригад М-31, 8 из 10 гвардейских минометных полков, 3 отдельных гвардейских горно-вьючных минометных дивизиона. Лётчики 8-й воздушной армии сделали в этот день 2105 самолёто-вылетов.
Многоярусные укрепления Сапун-горы штурмовали части 63-го стрелкового корпуса Кошевого и 11-го гвардейского стрелкового корпуса Рождественского. Бой был крайне упорным. Советским воинам приходилось буквально вгрызаться в оборону врага, сходиться с немцами в рукопашной. Траншеи переходили из рук в руки. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Девять часов шла яростная схватка. В итоге немецкий 5-й армейский корпус не выдержал. Захват Сапун-горы и всей гряды предрешил развал системы обороны немецкой армии и освобождение Севастополя.
После неудачи ночных контратак с задачей отбить позиции Сапун-горы, немецкое командование опасаясь окружения, стало отводить войска к северу от Северной бухты, то есть на участке 2-й гвардейской армии. Немцы планировали усилить южный участок фронта, чтобы продержаться до эвакуации. Гитлеровцы активизировали эвакуацию из города. 8 мая командующий группой армий «Южная Украина» Фердинанд Шёрнер запросил ставку Гитлера о эвакуации, так как дальнейшая оборона Севастополя стала невозможной. 9 мая такое разрешение было получено. Эвакуация шла из бухт Камышова я и Казачья, у мыса Херсонес.
8 мая к исходу дня гвардейцы вышли к Северной бухте. Части 51-й армии, проломив внешний обвод укреплений врага, подошли к внутреннему обводу укреплений Севастополя. Войска Приморской армии взяли Караньские высоты и создали условия для ввода в прорыв 19-го танкового корпуса, который должен был наступать в направлении мыса Херсонес, бухт Круглая, Омега, Камышовая и Казачья.
Бойцы морской пехоты в бою на Приморском бульваре Севастополя
Советский танк Т-34-76 на улице города во время боев за освобождение Севастополя
Советские войска входят в освобожденный Севастополь в районе железнодорожного вокзала
Немецкие солдаты сдаются в плен на улицах Севастополя
Завершения освобождения Севастополя
9 мая 1944 года оборона немецкой армии была окончательно сломлена. Части гвардейской армии обошли Северную бухту с востока и, пройдя по её южному берегу, вместе с войсками 51-й армии, освободили и Корабельную сторону. К 17 часам гвардейцы массово форсировали Северную бухту. Войска Приморской армии, ломая сопротивление гитлеровцев, вышли в район слобода Рудольфова — Отрадный. Части 3-й горно-стрелковый и 16-й стрелковый корпуса при поддержке 19-го танкового корпуса 9 мая пробивались в направлении немецкого рубежа прикрытия эвакуации. Немцы здесь ещё ожесточенно дрались, контратаковали, прикрывая отход основных сил.
К исходу 9 мая 1944 года, после 3-дневного решительного штурма, наши войска освободили Севастополь. В час ночи 10 мая Москва салютовала воинам-освободителям Севастополя 24 залпами из 324 орудий. Вся Россия ликовала! Город русской славы освободили!
Однако бои ещё продолжались. Немцы отчаянно цеплялись за «аварийный» рубеж, который также был хорошо подготовлен и укреплен. Его обороняли боевые группы, сформированные из остатков различных частей, родов войск и служб. Немцы стянули в этот район всё вооружение, что осталось от севастопольской группировки. Плотность артиллерии местами доходила до 100 стволов на один километр, запасы боеприпасов были неограниченными. На оборонительных рубежах держалось около 30 тыс. солдат Им необходимо было сдержать наступление русских, чтобы эвакуировать морем основные силы из района мыса Херсонес в Румынию.
Бойцы 393-го батальона морской пехоты водружают военно-морской флаг в освобожденном Севастополе
Танки Т-34 на улице освобожденного Севастополя
9 мая вечером советская артиллерия начала обстрел единственного оставшегося у немцев аэродрома в районе Херсонеса. Последние немецкие истребители ушли в Румынию. Немецкие войска практически остались без воздушного прикрытия, так как действующие с аэродромов в Румынии эту задачу решить не могли. В ночь на 11 мая немцы эвакуировали штаб и командование 17-й армии. В районе Херсонеса осталось ещё около 50 тыс. человек. Эвакуация срывалась, началась неразбериха. Суда приходили ещё с запасами боеприпасов для обороны города, их приходилось выбрасывать. Многие плавсредства, находясь под огнем артиллерии и из-за авианалётов, уходили без полной нагрузки. Большое скопление людей на тесном пространстве и наплыв новых групп затрудняли погрузку на транспорты. В ночь на 11 мая началась паника. Солдаты штурмовали суда, дрались за места на них. Капитаны судов уходили от причалов, не завершив погрузки, опасаясь, что они могут затонуть.
Таким образом, эвакуация немецко-румынских войск проходила в крайне сложной обстановке. Гавани Севастополя были утрачены. Советская авиаразведка ещё море засекала вражеские конвои. Суда на всём протяжении их следования атаковали русские самолеты. Посадка на плавсредства производилась прямо в море перед мысом Херсонес, под огнем советской артиллерии и при атаках авиации. Особенно активно действовали истребители и штурмовики, обстреливая суда бортовым
оружием и сбрасывая осколочные бомбы. Днем производить посадку было практически невозможно.
По указанию главнокомандующего флота Третьего рейха гросс-адмирала Дёница для эвакуации оставшихся войск в море вышли 190 немецких и румынских катеров, транспортов и различных судов, которые могли принять на борт более 80 тыс. человек. Однако начавшийся 8-балльный шторм сорвал операцию. Одни суда вернулись назад, другие остановились, третьи – задержались. Командующий операцией по эвакуации контр-адмирал Шульц перенёс её с 11 на 12 мая. Но из-за сильного задымления и пожаров, артобстрелов и авиаударов посадка была сильно затруднена или вообще невозможна. Немецко-румынский флот нёс большие потери.
В ночь на 12 мая советские разведчики выяснили, что немецкие войска получили приказ с 4 часов покинуть последний рубеж для эвакуации на м. Херсонес. Советское командование решило начать ночной штурм вражеский позиций, чтобы сорвать эвакуацию остатков немецкой армии. В 3 часа ночи после короткого артналета советские войска пошли на последний штурм немецких позиций. При поддержке авиации и гвардейских минометов оборона немецкой армии была прорвана. Началось преследование противника.
Наступление советских войск сорвало эвакуацию остатков немецкой армии. Многие находившиеся в бухтах суда были потоплены огнем артиллерии и ударами авиации. Так, во время эвакуации была уничтожена большая часть румынской черноморской флотилии (до 2/3 состава). К 12 часам 12 мая 1944 года наши войска завершили пленение оставшихся немецко-румынских войск. В плен взяли более 21 тыс. солдат и офицеров. Среди пленных были командиры 73-й пехотной и 111-й пехотной дивизий генерал-лейтенант Бёме и генерал-майор Грюнер. Командир 336-й пехотной дивизии генерал-майор Хагеман погиб. За период боев 7 – 12 мая немецкие войска потеряли убитыми более 20 тыс. человек. Русские войска захватили огромное количество различного военного снаряжения.
Моряки Черноморского флота на Корабельной стороне освобожденного Севастополя
Советские солдаты салютуют в честь освобождения Севастополя. В центре фотографии виден предположительно танкер «Продромос» (Prodromos), а за ним правее вдалеке буксир «Гюнтер» (Gunther). Эти суда прибыли в Севастополь 9 мая в составе конвоя «Парсиваль» для эвакуации немецких войск и были уничтожены советской полевой артиллерией
Жители Севастополя встречают воинов-освободителей. В центре фотографии — командующий 11-м гвардейским стрелковым корпусом генерал С.Е. Рождественский и командир 414-й Анапской Краснознаменной стрелковой дивизией генерал В.С. Дзабахидзе. Источник фотографий: http://waralbum.ru
Итоги операции
Крымская наступательная операция была завершена. Если в 1941 – 1942 гг. вермахту понадобилось 250 дней, чтобы взять Севастополь, то в 1944 году русским войскам понадобилось 35 суток, чтобы прорвать мощную оборону крымской группировки и очистить от гитлеровцев полуостров. Советские войска взломали оборону врага на Перекопе, в Сиваше, на Керченском полуострове и взяли Севастополь штурмом. 17-я немецкая армия была разгромлена. Немецко-румынские потери составили около 140 тыс. человек (включая погибших на морских судах), в том числе свыше 61,5 тыс. человек пленными. Советские потери (армии и флота) в ходе операции составили более 84 тыс. человек убитыми и ранеными.
Россия вернула важный экономический район страны. Советские войска ликвидировали важный стратегический плацдарм противника, угрожавший тылу и флангу действовавших на Правобережной Украине группировок, базу немецких ВВС и ВМС. Черноморский флот вернул свою главную базу и восстановил господство на Чёрном море. Потеря Крыма немцами вызвала негативную реакцию в Румынии, Болгарии и Турции.
П.П. Соколов-Скаля. Освобождение Севастополя Советской армией. Май 1944 г.