Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Дед, я тебя помню…


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » » Делать корабли на реке Сяси

» Делать корабли на реке Сяси
5-02-2018, 09:59 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 378)

«Делать корабли на реке Сяси»



«Делать корабли на реке Сяси»

«Взятие шведских кораблей в устье Невы». Леонид Блинов, 1890 год

2 февраля 1702 года русский царь Петр Алексеевич подписал наказ, заложивший основу Балтийского флота.

Официальная история Балтийского флота, как правило, начинается с даты 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года. Это день первой победы, одержанной балтийскими моряками: в устье Невы они, подойдя на 30 лодках под командованием самого царя Петра I, сумели в жестоком абордажном бою захватить два шведских корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд». И с формальной точки зрения такой подход справедлив: ведь это — первый бой русских сил в водах именно Балтийского моря.

Но неформально гораздо справедливее отсчитывать историю Балтийского флота со 2 февраля 1702 года. В этот день (22 января по старому стилю) Петр I издал «Наказ о строении кораблей на реке Сясь», который положил начало строительству кораблей для моряков-балтийцев. Не случайно именно с этого документа начинается фундаментальное 17-томное издание «Материалы для истории русского флота», выпускавшееся Морским министерством России в Санкт-Петербурге в 1865-1904 годах.

В первом томе этого труда собраны все документы, прямо или косвенно касающиеся истории создания и развития Балтийского флота. И начинается все именно с петровского «Наказа», состоящего из 15 пунктов. Он, в частности, гласит: «1. Делать корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря место где пристойно, из сосноваго лесу. 2. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву, да с ним из отставных дворян новгородскаго разряда 12 человек, которые понадобятся… 3. Плотников к тому делу самых добрых, с Олонца по 50 человек к кораблю, работных людей с лошадьми по 60, пеших по 60, всего по 120 человек к кораблю, взять с Олонца, разложа против переписных книг, потому что к Ладоге ближе Белаозера и Олонца нет. 4. Кузнецов по 20 человек к кораблю, итого 120 человек… 10. Офицеров начальных 6, нижних 6, боцманов 6, шхиперов 6, констапелей 6, матросов немецких по 6, а русских по 12 человек на корабль, пушкарей по скольку доведется без нужды».

Как было принято в то время, «Наказ» написан с множеством подробностей и прямых указаний, которые подтверждают главную мысль: строительство кораблей должно идти быстро и беспрепятственно. Поэтому в том же документе оговаривается: «веревки всякия, парусы, якори, знамена и всякие корабельные военные припасы по росписям, что будет надобно имать из адмиралтейского приказа готовые, потому что купить негде и из-за моря выслать за поздним временем не можно». Так же нужно было поступать и с пушками для вооружения новых кораблей: 9 пункт наказа гласил, что «Пушки и к ним всякие припасы и ружье из адмиралтейского приказа, чтобы было безо всякой нужды».

Два дня спустя, 4 февраля (24 января по старому стилю) 1702 года, Петр I подписывает «Указ стольнику Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь, 1702 года января 22». Вот с чего начинается этот указ: «В нынешнем 1702 г. января в 22 день указали мы В.Г. по нашему имянному В.Г. указу, в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск, на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек из новгородскаго приказу, которым быть в полку ближняго нашего окольничаго и воеводы Петра Матвеевича Апраксина с товарищи, а делать те корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро».

Сясьская верфь стала первой военной верфью будущего Балтийского флота. Но, к сожалению, судьба была неблагосклонна к кораблям, которые строились на ней. В мае 1702 года на Сяси были заложены, а в сентябре спущены на воду два первых, безымянных поначалу фрегата, которые позднее получили названия «Фан Сас» (то есть «Сясьский») №1 и №2. Но «Фан Сас» №1 перегнали для достройки на Олонецкую верфь, заложенную в 1703 году поблизости от Сясьской на реке Свирь, только в конце 1703 года. И потому первым ранговым боевым кораблем Балтийского флота стал олонецкий 28-пушечный фрегат «Штандарт», сошедший со стапелей 22 августа 1703 года.

Дальнейшая судьба первых сясьских фрегатов была незавидной. После достройки на Олонецкой верфи они прошли ходовые испытания, которые показали плохую управляемость и остойчивость кораблей, и в 1705 году их превратили в брандеры со звучными названиями «Этна» и «Везувий». Чуть лучше сложилась история заложенных следующими — в самом конце 1702-го и в начале 1703 года — 28-пушечных трехмачтовых фрегатов «Михаил Архангел» и «Иван-город». Их спустили на воду в 1704 и 1705 годах соответственно, а в строю они оставались до 1710 года.

Эти четыре фрегата были единственными крупными кораблями, которые успела построить Сясьская верфь. Кроме них, за четыре года своего существования она передала флоту еще 47 малых судов, в том числе три бригантины и одну галеру. 21 декабря (10 декабря по старому стилю) 1706 года Петр Первый подписал «Указ о перенесении бригантинного строения с сяского устья на Олонецкую верфь». В этом документе прямо говорилось: «Великий Государь указал по имянному своему В.Г. указу на сяском устье бригантинов не строить, а строить их на Олонецкой верфи, и мастеровых людей, которые посланы на то устье к тому строению, послать на вышеупомянутую же верфь; да сверх того построить на той же верфи галеру и галиот прежними и вновь присланными мастерами и мастеровыми и работными людьми». Так была поставлена точка в недолгой, но знаковой судьбе Сясьской верфи — колыбели русского Балтийского флота.

Сергей Антонов


Источник: rusplt.ru.

Рейтинг публикации:

Не нравится +6 Нравится





Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...







» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Как по вашему мнению Украина изменится при президенте Зеленском?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Готовим дома, Единая Россия, Импортозамещение, ИнфоФронт, Калита-Финанс, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Лекарственные растения, Любимая Россия, Наука России, Неизвестный Путин, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Простонародный лечебник, Сад и огород, Сделано в России, Сильные землетрясения, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2019 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map