19 августа 1915 года команда канонерской лодки «Сивуч» повторила подвиг крейсера «Варяга»
Для
России военные действия весной-летом 1915 года на западном направлении
были неуспешными. Германия значительно усилила восточную группировку, в
результате войскам противника удалось прорвать русский фронт и занять
часть российских территорий. Мы оставили Польшу, Галицию, Курляндию
(часть современной Латвии). Войска неприятеля вышли к Рижскому заливу, и
фронт вплотную подошел к Риге.
Для поддержания Шлокского отряда, который держал оборону Риги и при
этом практически не имел артиллерии, командование направило канонерские
лодки «Сивуч» и «Кореец». Вместе с другими кораблями Балтийского флота
они участвовали в совместных боевых действиях с сухопутными силами
Рижского укрепрайона и оказывали значительную поддержку пехоте.
Германское
военное руководство для ускорения операции по захвату Риги направило в
Рижский залив эскадру кораблей для ликвидации военно-морских сил России,
находившихся в заливе и препятствовавших взятию города.
Попытка
прорваться в залив 8 августа 1915 года для 7 немецких броненосцев, 6
крейсеров, 24 миноносцев и 14 тральщиков оказалась неудачной. Силы
русских были значительно меньше, но линкор «Слава», канонерские лодки
«Сивуч», «Храбрый» и «Грозящий», минный заградитель «Амур» и 16 эсминцев
воспрепятствовали проходу немецкой эскадры через Ирбенский пролив.
В
последующие дни немцы надежно прикрывали свои тральщики, которые
разминировали минные заграждения в проливе. Силы, обороняющие Рижский
залив, оказывали напирающим немцам героическое сопротивление, выбили
противника из графика наступления, но как совершенно точно отметил
капитан 2-го ранга Георгий Старк «с нашими силами мы позицию удержать не
сможем, вопрос только времени».
К 18 августа немцы пробили
полосу минных заграждений и уничтожили противолодочную сеть. К этому
времени все корабли отступили на базу в Моонзунд, дальнейшее их
пребывание в заливе было крайне опасным. Лишь «Сивуч» и «Кореец»
продолжили работу по установке мин. Приказ покинуть Рижский залив
прозвучал слишком поздно, когда в залив уже вошли корабли противника.
Шанс выйти из него командиром «Корейца» капитаном 2-го ранга Иваном
Федяевским оценивался как один из ста.
Федяевский и командир
«Сивуча» капитан 1-го ранга Петр Черкасов приняли решение «в случае
гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае
встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться
соединено».
6 (19) августа канонерские лодки покинули порт
усть-двинской крепости, до вечера им удалось пройти курсом на север,
оставаясь незамеченными. Однако около девяти часов они обнаружили
приближающиеся немецкие корабли: крейсер «Аугсбург» и два эсминца.
Корабли
противника были быстроходней и лучше вооружены, в сумме 17 германских
пушек против 12 русских. Столкновения избежать не удалось, «Кореец» с
«Сивучем», развив максимальную скорость, попытались уйти. Немцы
включились в погоню, при сокращении дистанции с бортовых орудий они
открыли огонь, а эсминцы выпустили торпеды. От торпед канлодки
уклонились, но немецкая артиллерия достала «Сивуч» и разбила кормовые
орудия.
«Корейцу» удалось сбить носовой прожектор с «Аусбурга» и
при наступившей темноте, отойти. Отход «Корейца» прикрывал «Сивуч», он
принял на себя всю мощь огня немецкого крейсера, к которой вскоре
присоединились подошедшие немецкие эсминцы и линкоры «Позен» и «Нассау».
«Сивуч»
нанес повреждения «Аугсбургу» и эсминцу, но силы были слишком не равны.
Корабль превратился в пылающий факел, лодка потеряла ход и стала
погружаться в воду. В таких условиях мичман Михаил Мурзин продолжал
вести огонь по противнику из единственного уцелевшего орудия.
Последнее известие, которое отправил командир корабля Петр Нилович Черкасов, сообщало: «Погибаю, но не сдаюсь».
«Сивуч»
затонул у острова Кюно (ныне Эстония). Немцы подобрали уцелевших
моряков и оказали им помощь. 98 моряков вместе с капитаном Черкасовым
погибли, от ран среди 50 подобранных, скончалось еще 8 моряков. Петр
Черкасов посмертно был произведен в капитаны 1-го ранга и удостоен
ордена Святого Георгия 4-й степени.
Тот самый один из ста
случаев, о котором говорил капитан Федявский, выпал команде его корабля.
«Кореец» сел на мель и на следующий день, чтобы корабль не достался
противнику, командир принял решение взорвать его. Сведениями о том, что
немцы уходят из залива, капитан Федявский не располагал. Немецкая
эскадра, методично пробивавшаяся в Рижский залив, ушла из него 20
августа.
Что заставило поменять планы германского командования?
Одним из факторов стало упорство русских, малыми силами они сорвали
график наступления, уничтожили и вывели из строя несколько немецких
кораблей.
«Сивуч», как и «Кореец» изначально строился для
Амурской военной флотилии и имена им были даны в честь кораблей,
участвовавших в Русско-японской войне. Команда «Сивуча» во главе с
капитаном Петром Черкасовым совершила подвиг равный подвигу экипажу
знаменитого «Варяга», поэтому эту канонерскую лодку называют «балтийским
"Варягом”». Подвиг русских матросов и офицеров навсегда останется в
истории.