На сайте Минобороны РФ 22 июня запущен специальный раздел, на котором
опубликованы уникальные архивные документы - свидетельства советских
военачальников о событиях 22 июня 1941 года и первых днях Великой
Отечественной войны. Ранее никогда не публиковавшиеся архивные документы
содержат ответы командующих округами, армиями, командиров корпусов и
дивизий, осуществлявших управление в первые дни войны, на пять ключевых
вопросов, подготовленных Военно-историческим управлением Генерального
штаба Советской Армии.
Начальник
политуправления 4-го Украинского фронта генерал-майор Леонид Ильич
Брежнев (в центре), будущий руководитель СССР в 1964-1982 годах, во
время Парада Победы.
Вот и еще одна страничка из прошлого стала
достоянием гласности. Но… есть здесь над чем подумать. И еще вопросы.
Много вопросов, которые очень хотелось бы задать. А затем… немного
помечтать, потому как мечты обладают «пленительной сладостью».
Начнем со сравнений. В США история Второй мировой войны издана в
99 томах, а в Японии даже в 110. Но поскольку все познается в
сравнении, то посмотрим в скольких томах в советское время была издана
история Великой Отечественной войны. Сначала в шести томах, причем
подготовка этого издания была начата еще в 1957 году. Здесь, на ВО, есть
много людей, которые любят писать о том, что историю надо изучать по
советским учебникам. Что сегодняшнюю историю «демократы» переписывают.
Давайте посмотрим: в третьем томе шеститомника Хрущев упоминается 39
раз, а Сталин — всего 19, хотя очевидно, что какой бы он ни был –
«плохой» или «хороший», их роли в истории войны просто не сопоставимы!
Жуков — «маршал Победы» (опять-таки при всем негативном и позитивном,
что о нем говорили уже тогда, кстати, а что о нем негативного говорили в
1957 году и вплоть до 1964 года?) упомянут всего 4 раза (!) — это
вообще нонсенс, зато Гитлер —76!
В 1966 году появился первый том
«Истории Второй мировой войны» уже в 12 томах (а самый последний том
вышел из печати в 1982 году), но история там была другая: теперь уже
Брежнева упоминали 24 раза, Сталина — 17, Жукова — 7, Василевского — 4,
Хрущева — тоже 7 (по инерции что ли?), но это на ВСЕ ИЗДАНИЕ, на все 12
томов! Так что я не понимаю тех, кто так радуется советским учебникам.
Вот вам конкретные примеры. Хотите проверить? Берите и считайте! Но мне
такие «зигзаги» исторической мысли не нравятся. Это все равно, что
плевать против ветра. Теперь вы понимаете, как на Западе было нас легко
очернять? «Великая страна», «великая победа» и всего 12 томов, в которых
Сталин упомянут всего 17 раз?! А Брежнев… да он 40 раз переправлялся на
Малую землю, как он сам это говорил, но 24 раза писать о рядовом
полковнике? Зато потом книга «Малая земля» была издана тиражом 20
миллионов экземпляров. Причем ее изучали в старших классах советской
школы, ее читал по радио своим проникновенным голосом артист Тихонов.
Интересно, что есть много людей, ностальгирующих по «святому» СССР. Но
почему-то нет никого, кто бы ностальгировал по славному бестселлеру
«Малая земля». Даже здесь на ВО. И недаром народ ответил на появление
этой книги своими анекдотами: «Где вы провели войну? Отсиживались под
Сталинградом или бились на Малой земле?» Или: «Товарищ Жуков, начинаем
наступление на Берлин? — Подождите, товарищ Сталин, надо сперва с
полковником Брежневым посоветоваться».
Так что привилегией
переписывать историю под генсеков славится совсем не Россия после 1991
года (хотя без своих «тараканов в голове» здесь тоже не обошлось, но о
них речь пойдет как-нибудь в другой раз), а еще задолго до этой памятной
даты. И значит было у кого и на каких примерах учиться!
Недавно
вышел очередной 12-томник. Он есть на сайте МО. Взвешенный, объективный…
Так его позиционировала, во всяком случае, его редакция. Случайно
открыл один его том на странице, посвященной танку Т-34/85, и узнал, что
тот поступил на вооружение нашей армии в 1944 году и сразу показал свое
превосходство… и далее по тексту. Ну, так вот писать так в серьезном
издании нельзя! Нельзя потому, что в году 12 месяцев. Нужно – если мы
действительно пишем историю «Великой войны», а не сказку для детей 5-6
класса, максимум 7-ого, указать, в каком месяце сколько их было
произведено. Сколько поступило на фронт и в какие части, и сколько
конкретно участвовало в боях и на каких участках фронта. Соответственно –
сколько было потеряно в боях полностью, а сколько их них и спустя
какое-то время восстановлено. И так… по всем нашим танкам и самолетам!
Те, кто на них воевал, и те, кто их строил, это заслужили, не так ли?
Но,
хватит вопросов, а то меня как Сократа (за его вопросы) опять станут
обвинять в неадекватном восприятии нашей истории. Теперь пусть будут
только лишь пожелания и «мечты», потому как «мечтать никому не вредно и
никому не запрещено». Но прежде замечание. Уровень знаний большинства
людей о войне, даже здесь на ВО, крайне низок. Споря о роли ленд-лиза,
например, многие даже не знают, хотя в Интернете данные есть,
расплатилась за него наша страна или нет. Есть люди, которые даже точный
год называют, но… проходит время и все опять повторяется. И еще…
сколько раз я уже предлагал желающим «все узнать» сходить в библиотеку
или в архив, взять подшивку газеты «Правда» за 1944 год, найти газету за
11 июня и посмотреть «Сообщение советского правительства о поставках по
ленд-лизу». Но… никто так и не написал, что он сходил и посмотрел.
Однако глупости писать продолжают. Странно, не так ли? Ведь это же
официальный документ, на него можно и должно ссылаться!
Теперь
давайте посмотрим, а как все-таки могла бы выглядеть история великой
страны, великого народа и великой войны, достойная памяти миллионов, на
ней погибших? Так сразу и не решишь, не так ли? Тогда давайте посчитаем:
1-ый том это «ВВЕДЕНИЕ» и меньше тома на это и потратить нельзя, ведь
надо показать причины краха Версальской системы, роль революции в
России, Германии и Австро-Венгрии, а также в далеком Китае в изменении
мирового устройства общества. Противоречия между Японией и США,
континентальными державами и Англией, экономические интересы Германии,
СССР и США. Даже об Амторге и то следовало бы написать, равно как и о
Коминтерне, индустриализации, коллективизации и… обо всех тех негативных
моментах, что имели место в РККА накануне войны. Без комментариев, а
просто — количество нарушений дисциплины, уголовных дел, взысканий за
«аморалку» и пьянство, отмеченный в ходе проверок низкий и высокий
уровень всего, чего только можно. Можно даже делить страницу пополам и
писать так, слева «+», справа «—», а в итоге процентное отношение одного
к другому и краткий вывод.
Обязательно надо написать о полной
моральной подготовке населения СССР к грядущей войне на основании книг,
кинофильмов и спектаклей. Что прежде, чем наши бойцы в 1941 году стали
кричать, идя в атаку, «За Родину! За Сталина!» они, еще будучи
допризывниками, слышали и видели, как именно это кричали в кино! Что
многие песни, ставшие популярными в годы войны, были написаны задолго до
нее, и что наше искусство готовило людей (и подготовило!) к тяжелым
военным испытаниям и продолжало это делать впоследствии. А вот что наша
журналистика была в это время отнюдь не на высоте и только разрушала
информационную основу советского общества. Конечно, с показом наглядных и
очевидных примеров и анализом причин.
По сути, нам будет нужен
уже не один, а… два тома введения. В одном предпосылки войны, связанные с
событиями за рубежом, тогда как в другом в сжатом виде должна быть
представлена вся предвоенная история СССР.
Третий том –
собственно о войне. Поскольку она продолжалась 1418 дней и 46 месяцев,
то идеальным было бы на каждый месяц выделить по тому. В месяце в
среднем 30 дней. Давайте посмотрим, сколько можно страниц выделить на
один день. Никак не меньше 10, а то даже и больше, так как нам
потребуется описать действия наших вооруженных сил от Баренцева моря до
Черного. Действия всех фронтов, армий, дивизий… Артиллерии, танков и
авиации… Пехоты и конницы. Потери и количество пленных с обеих сторон.
Конспективно это все возможно. Но если описать героев и их подвиги,
имевшие место уже с первых часов войны, работу по эвакуации, работу
тыла, сообщения Совинформбюро – чтобы показать, как война освещалась в
печати, то даже на один день десяти страниц нам, конечно, не хватит.
Значит… 20 страниц, не так ли? А в итоге мы получаем увесистый фолиант в
600 страниц.
Всего таким образом у нас получается 50-томная
история ВОВ, где два тома — это введение, два, соответственно —
заключение, написанное по тому же принципу, что и предисловие, и… 46
томов основного текста по 600 стр. в каждом томе!
И в каждом
таком томе структура одна: сообщение Совинформбюро о том, что было в
этот день. Реальные события этого дня. Приказы Ставки и приказы на
местах. Потери наши и наших противников в живой силе и технике. Объемы
потребления фронтом и тылом. Работа в тылу по производству средств
производства, продовольствия и военной техники. Да, еще очень важно
показать, что в этот же день случилось в окружающем нас большом мире, то
есть дать, так сказать, международный аспект одного дня войны. Что,
кстати, опять же очень важно для того, чтобы подчеркнуть роль СССР в
разгроме гитлеровской коалиции. В конце — списки использованных архивных
фонтов. Если какой-то информации нет, то должно быть объяснение –
почему она отсутствует. И так день за днем! Все 1418 должны быть
представлены максимально подробным образом.
А если в каждый том
добавить фотокопии документов из архива МО РФ, включая и те документы,
что сегодня все еще засекречены вплоть до… 2045 года (!), фотографии из
Красногорского архива кинофотодокументов, Имперского архива войны в
Лондоне, Бундесархива в Германии, архива фотодокументов Конгресса США,
портреты героев и политических деятелей, бойцов и командиров РККА и
тружеников тыла (ведь это же наша история, так почему бы ее и не
визуализировать?), то… получается, что 600 страниц на том нам не хватит.
Нужно на каждый день по два 600 страничных тома — вот так. Выходит, что
нам нужна история ВОВ ровно в 100 томах. Еще один том нужно будет
посвятить войне с Японией, пусть даже собственно в ВОВ она и не входит.
Но…
это ведь только фактическая сторона дела, без глубокого анализа. Так
сказать, только факты. Значит, понадобятся специальные тематические
номера, в которых будет даваться глубокий анализ тактике отдельных родов
войск, их боевым средствам, сравниваться наши потери и потери
противника. Таким образом, нужны будут еще и следующие, обобщающие тома:
«Пехота советской армии в годы ВОВ», «Конные подразделения советской
армии в годы ВОВ», «Автомобильный транспорт советской армии в годы ВОВ»,
«Бронетанковая техника» (включая и все бредовые проекты, поступившие на
имя товарища Сталина), «Авиация» (тоже самое), «Артиллерия», «ВМФ»,
«Тыловые службы», «Медицина фронта и тыла», «Промышленность ВОВ и
сельское хозяйство», «Наука, искусство и культура ы годы войны»,
«Средства массовой агитации и пропаганды», «Партизанское движение в годы
ВОВ» (ну как же без него?!), «Коллаборационизм в годы ВОВ» (очень
важная тема, без которой просто никак нельзя обойтись!), «Преступность
на фронте и в тылу» (рассекретить все личные дела 500 тыс. осужденных
рядовых и 80 тыс. офицеров, чтобы раз и навсегда похоронить миф про два
миллиона изнасилованных немецких женщин!), «ГУЛАГ в годы войны» (ведь
политические процессы по 58-ой статье продолжались и в годы войны и
ГУЛАГ регулярно пополнялся, так вот кем он пополнялся, как и «за что»!),
«Международные отношения в годы войны» (то есть все о работе советской
дипломатии), «Советская разведка в годы войны», «Ленд-лиз и союзники»,
«Герои и подвиги» (более конкретно о героях и подвигах, упомянутых в
предыдущих томах), «Творцы советского оружия» (персоналии, а также все о
том, как, и чем воевали советские солдаты, о сильных и слабых его
сторонах, конструкторской работе и опытных образцах), «Партийное,
советское и военное руководство в годы ВОВ» (опыт мобилизационного
управления очень важен, не так ли?), «Судебно-правовая система СССР в
годы ВОВ» (исключительно важный том, в котором будет отражена
законодательная база советской системы 1941-1945 гг. и имевшее место в
это время законотворчество), «Советское образование в годы войны: вузы,
школы и детские внешкольные учреждения» (можно, конечно, это вставить в
том о науке и культуре, но отдельный том не помешает, и, наконец,
«Дети-герои ВОВ» (ведь большинство детей-героев в армии не служили, но
менее значимыми их подвиги от этого не стали!). Итого: получается еще 25
томов. Предыдущие 102 и эти 25 = 127 томов, а вот последним, 128 томом,
должен будет стать обобщающий том, посвященный последствиям войны на
современном этапе и конкретно рассказывающий обо всех попытках ее
фальсификации, включая Ф.И.О. автора (нашего или зарубежного), страну,
название книги или статьи, издательство, год выпуска, стр., а также
образцы текста. Причем тему фальсификации войны вполне можно дать и
отдельным томом, так как она очень актуальна и значима сегодня. Самый
последний том должен содержать информацию о документальной базе, и
накопившихся за время выхода предыдущих томов уточнениях, опечатках и
комментариях. Таким образом это будет впечатляющее издание в 130 томов,
освещающее все события войны по дням и также абсолютно все ее аспекты.
Так мы и американцам с японцами нос утрем, и всем последующим поколениям
российских граждан дадим исчерпывающий документальный материал по
величайшей войне в истории человечества, который в дальнейшем будет
исключительно сложно фальсифицировать. И это будет поистине достойный
памятник всем нашим предкам, отдавшим за победу самое дорогое, что у них
было — свою жизнь!
П.С. А вот здесь можно увидеть фотографии с
очень хорошими подписями, которые я хотел было вставить в качестве
иллюстраций к этой статье, но подумал, что все их не вставить, а
впечатление они произведут все вместе большее:
http://orbitnetwork.ru/uvlecheniya-hobbi/rasskaz/36457-dokumentalnoe-foto-vov-1941-1945-95-fotografiy.html