Роман Дмовский – человек, который был редким и счастливым шансом для возрождённой в начале 20-го века Польши, но его страна им не воспользовалась, что стало отчасти причиной несчастий не только польского, но и всех европейских народов в середине века.
Вершиной его официальной политической карьеры был пост премьер-министра, но его значение было больше: он предлагал рациональную модель существования страны и народа.
Суть этой модели – построение национального государства и нормальные отношения с Россией, независимо от её государственного устройства.
Конкурирующая же модель, осуществленная его политическими врагами – построение польской империи «от моря до моря», аннексия Украины, Белоруссии, Литвы и вообще всего, что плохо лежит, и «прометеизм» - то есть беготня по Восточной Европе с «факелом культуры и свободы», а точнее - постоянное создание проблем для России через поддержку различных внутрироссийских конфликтов. И – естественно – блокирование со всеми врагами России и холопство перед самыми сильными из них, в конкретных условиях 20-30-х годов - перед Францией и отчасти Германией.
С «от моря до моря» (по-польски – «от можа до можа») у Польши как-то не заладилось с самого начала. Хотя сейчас почему-то считается, что Советская Россия советско-польскую войну 1920 г. проиграла, но на самом деле ее итоги – полный крах польских имперских планов, даже несмотря на первоначальные успехи и даже захват половины Украины.
И после этой войны нормальное развитие Польши еще было возможно, но давний политический и личный враг Дмовского, маршал Пилсудский, организовал в 1926 году государственный переворот (по идеологическому обеспечению – подозрительно похожий на Майдан), и страна под властью полуфашистского «санационного» режима двинулась под откос, к закономерному краху.
До падения Польши Дмовский не дожил, скончавшись в начале 1939 года.
Модель Дмовского – это не какое-то гениальное озарение, это простой здравый смысл, по-большому счету – соблюдение старинной общеевропейской Вестфальской системы, предусматривавшей невмешательство в чужие внутренние дела.
Но беда в том, что слабая страна редко может позволить себе самостоятельную политику. Она легко оказывается объектом чужой политики. Через контроль банков, СМИ и политических институтов можно заставить страну вести без преувеличения – самоубийственную политику. Поэтому и Польша предвоенная, и Польша современная занимаются тем же самым «прометеизмом», строит «санитарный кордон» из лимитрофов против России и т.д. Некоторое представление об этом можно получить здесь.
Это – то, что Дмовский, со свойственной ему проницательностью, определил как вид польского патриотизма, когда больше ненавидят Россию, чем любят Польшу.
И, пожалуй, одной из главных задач германских и американских кураторов Польши является недопущение возрождения в этой стране идей Дмовского – которые, хоть и в скрытой форме, в Польше продолжают жить.
Несмотря на массированные нападки на его личность и наследие (объявляли его и профашистом, и антисемитом, и русским патриотом) общепризнано, что он был самым значимым польским интеллектуалом своего времени. И, возможно, не только в масштабах одной Польши.
В свое время популярный тогда американский философ Френсис Фукуяма провозгласил «конец истории». «Запад победил, больше ничего существенного не произойдет». Недавно он выступил с покаянной статьей, в которой признал свое заблуждение, но, впрочем, продолжил излагать свои мысли о прошлом, настоящем и будущем.
Среди комментариев к его статье был и такой, от анонимного автора, на мой взгляд, более ценный, чем всё творчество Фукуямы: «но ведь должен же быть какой-то критерий, позволяющий отличить эксперта от идиота!».
Такой критерий есть. Это – практика. Если последующие события подтверждают оценки и прогнозы, значит автор – эксперт. Ну и наоборот.
Был ли Дмовский экспертом (читай – умным человеком?). Судите сами: вот выдержки из его работы, увы, полностью на русский язык не переведенной, «Украинский вопрос» (написано в 1930 году):
«Нет человеческой силы, способной помешать тому, чтобы оторванная от России и преобразованная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов со всего мира (здесь и далее выделено нами - прим. KM.RU), которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, бандитов и организаторов всех видов проституции: немцам, французам, бельгийцам, итальянцам, англичанам и американцам поспешили бы на помощь местные или ближайшие русские, поляки, армяне, греки и наконец, самые многочисленные и самые важные из всех - евреи. Собралась бы своеобразная Лига Наций…
Все эти элементы при участии наиболее хитрых, наиболее предприимчивых украинцев создали бы верхний слой, элиту страны. Однако это была бы своеобразная элита, потому что, кажется, ни одна страна не могла бы похвастаться такой богатой коллекцией международных каналий.
Украина стала бы язвой на теле Европы; люди же, мечтающие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, созревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства они имеют международное предприятие, а вместо здорового развития – быстро прогрессирующий распад и гниение.
Те, которые предполагают, что при географическом положении Украины и обширности её территории, при состоянии, в котором находится украинский элемент, при его духовных и материальных ресурсах, наконец, при той роли, которую играет украинский вопрос в нынешнем экономическом и политическом положении мира, могло бы быть иначе, - не имеют воображения ни на грош.
У украинского вопроса множество различных заступников, как на самой Украине, так и за её границами. Среди последних в особенности много таких, которые хорошо знают, к чему они идут. Но есть и такие, которые решение этого вопроса отрывом Украины от России представляют себе весьма идиллически. Эти наивные лучше всего сделали бы, держась от неё подальше».