Мобильный психоз начался во всем мире где-то лет 20-25 назад. У нас же в стране в начале 90-х появилось сначала это слово, пришедшее к нам из зарубежного кино, а потом и сам дорогущий культовый и кастовый телефон, который всегда с тобой. Первые крутые отечественные бизнесмены-бандиты просто обязаны были иметь «мерс», золотую цепочку с крестом, малиновый пиджак и мобильник. Причем первые мобилы тогда весили и стоили почти одинаково. У нас до сих пор навороченный мобильник воспринимается, как один из главных атрибутов зажиточной жизни и как символ западного технического прогресса.
Считается, что первый мобильник был сделан в 1973 году американским инженером-разработчиком из компании «Моторола» Мартином Купером. Однако есть маленькое, но принципиальное уточнение.
Разработка мобильных средств связи шла во всем мире с конца 30-х годов. Пионерами в этой области были Германия и СССР. США присоединились к мобильной гонке только в конце 40-х годов, когда основные конкуренты были ослаблены недавней войной. В СССР же еще в 40-е годы учеными-изобретателями Г. Бабатом, Г.Шапиро и И. Захарченко было предложено несколько мобильных устройств связи, которые, к сожалению, так и не были реализованы
Самый же первый мобильный телефон появился в СССР еще 56 лет назад! Его изобретателем и разработчиком стал советский радиоинженер, кандидат технических наук Леонид Иванович Куприянович, который 4 ноября 1957 года получил патент № 115494 на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи». В этом официальном документе Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР автором фактически излагались принципиальные основы мобильной телефонии, компрессия и декомпрессия сигналов, разработку которых позже приписали себе и разрекламировали зарубежные специалисты. В патенте также была приведена принципиальная схема первого советского мобильника.
Надо сказать, что Куприянович был талантливым конструктором-радиолюбителем, разрабатывающим малогабаритные радиостанции. Еще в 1956 году он сделал портативную наручную рацию размером со спичечный коробок, весившую всего 50 грамм. Рация могла работать без замены питания 50 часов и обеспечивала связь на 2 км. Знаменитые американские «уоки-токи» появились позднее, были больше и «били» на 100-400 метров.
В 1957 году Куприянович смастерил и публично показал работающий опытный образец автоматического мобильного телефона ЛК-1. Его первый мобильник весил 3 кг и имел радиус действия 20-30 км, а батареи хватало на сутки работы. Никаких микросхем тогда еще не существовало, поэтому ЛК-1 был лампово-полупроводниковым. Кстати, аппарат Мартина Купера в 1973 году весил тоже 3 кг, а радиус действия был в 10 раз меньше — всего 2 км.
Через год Куприянович усовершенствовал свой ЛК и снизил его вес в шесть раз до 500 грамм! Новый аппарат имел и значительно меньшие размеры — как две пачки сигарет. Зарубежные мобильные телефоны достигнут такого веса и размера только в начале 80-х.
Мобильник Куприяновича, как и современные, связывался с ГТС через базовую станцию (АТР). Она не только принимала и передавала сигналы мобильников в проводную сеть, но и передавала сигналы из проводной сети на мобильники. (см. схему) Таким образом с ЛК можно было позвонить на любой стационарный телефон, и на ЛК тоже можно было позвонить с обычного городского номера или из уличного автомата.
В 1961 году Леонид Иванович вновь усовершенствовал своё изобретение, которое называл радиофоном. В результате его мобильник настолько уменьшился, что помещался на ладони и весил всего 70 грамм! По размерам он был, как современный мобильный телефон, но без экрана и не с кнопками, а с малогабаритным дисковым номеронабирателем. Для тех времен это была реальная фантастика!
Тогда же в интервью журналистам Агентства печати «Новости» (АПН) Куприянович рассказал, что эта последняя модель нового радиофона «подготовлена к серийному выпуску на одном из советских предприятий», и «чтобы обслужить радиофонной связью такой город, как Москва, потребуется всего десять автоматических телефонных радиостанций. Первая из таких станций запроектирована в новом столичном районе — Мазилово». Это было последнее интервью талантливого изобретателя.
А вот дальше начинаются загадки. Дело в том, что Куприянович обо всех своих изобретениях открыто рассказывал в советской печати. Его статьи, материалы о нем и о его рациях и мобильниках периодически появлялись в таких научно-популярных изданиях, как «Радио», «Юный техник» и «Наука и жизнь». Однако после 1961 года в советской прессе имя Куприяновича больше не упоминалось. Не упоминались также и его изобретения. Его имени нет ни в одной советской энциклопедии, но ссылки на некоторые его более поздние работы встречаются в научно-технической литературе.
Сегодня мы можем только догадываться и строить версии того, что случилось. Вполне вероятно, что мобильники Куприяновича «засекретили». В советские времена это было обычной практикой. Многие отечественные по-настоящему революционные изобретения прошли через это. Возможно также, что Куприянович своими мобильниками перешел дорогу разработчикам правительственно-номенклатурной мобильной системы связи «Алтай». Ведь он самостоятельно разработал более дешевую, более компактную и более эффективную систему. Между тем на «Алтай» были уже потрачены немалые государственные деньги. Может быть партийно-советское руководство просто решило, что мобильники советским людям ни к чему. А может быть Куприянович уехал за границу… Короче говоря, дело ясное, что дело тёмное…
Но в любом случае, мы сами потеряли эту уникальную отечественную технологию мобильной связи Использован текст Nikota
http://fishki.net/link/1380460
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 517
Рейтинг поста:
Это историческая вершина аналоговых сетей радиосвязи.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 79
Рейтинг поста:
И сегодняшнее колоссальное отставание в элементной базе говорит о том что мы пытаемся легально закупать то что всегда закупали нелегально.
Изобретатель совместил радиостанцию с АТС, необходимо было на каждый приемник постоянно работающую радиостанцию с выделенной частотой постоянно работающую и загрязняющую радиоэфир. Это техническое решение создало больше технических противоречий чем разрешило, так что "не пущали" "секретили" и пр. Просто выявившиеся проблемы можно было решить только цифровой перенастройкой частоты или подписанными цифровыми пакетами.
Плохо когда журналисты а не инженеры пишут подобные статьи, по глупости а не злому умыслу они создают неверную картину мира у обывателей.