Преподаватели бьют тревогу: студенты могут назвать дату Куликовской битвы, но проявляют феноменальное невежество в истории Советского Союза. Есть о чем подумать: самые юные из нынешних избирателей родились в 1991 году и узнают о недавнем прошлом своей страны из учебников, СМИ и рассказов родителей. Какие мифы складываются в их головах? Накануне 7 ноября корреспонденты "Недели" Дарья Варламова и Полина Потапова выяснили это у студентов столичных вузов.
Анастасия, факультет психологии:
- Мне кажется, социалистическая система тормозила развитие страны на протяжении всего периода своего существования, хотя такие значимые события, как полет Гагарина в космос, нельзя недооценивать. Из советских лидеров мне больше всего симпатичен Хрущев - он не был таким больным, убивающим нормальных людей, как Сталин, при нем не было застоя, как при Брежневе, и он не развалил СССР, как Горбачев. Андропов за свое недолгое пребывание на посту не успел многого сделать. Про Черненко тоже не могу ничего сказать. Из политических и экономических деятелей советского времени помню Троцкого, Берию, Орджоникидзе, Дзержинского, Зиновьева, Кирова, Косыгина, Бухарина, Свердлова. Из науки - Бехтерева, Павлова, Сахарова, Туполева, Сухого, Выготского, Леонтьева, Рубинштейна. Вот известных диссидентов, к сожалению, не помню. Мне кажется, историю СССР нам очень поверхностно дают и акцентируют внимание не совсем на том. Например, у нас в школе надо было зубрить про Великую Отечественную, но я совершенно не помню, чтобы мы изучали науку и культуру. Хотя, наверное, школа школе рознь.
Данияр, факультет журналистики:
- СССР ассоциируется у меня с добрыми, но наивными людьми и подлыми идеологами. "Совок", который я застал в раннем детстве, был хорош и приятен. Было какое-то ощущение равенства - не в смысле "отнять и поделить", а в смысле "мы все в заднице, но из нее надо выбираться". Главный негатив был в основном в материальном положении - как раз в том, в чем теперь мы чудовищно отстаем от всех. Но, кажется, было и хорошее. Можно было уйти с головой в науку и образование. Были какие-то рамки, приличия и ощущение нормы (насколько верной и целесообразной - отдельный вопрос). Наличие хотя бы каких-то, пусть просто декларируемых идеалов, близких всем. Хотя у Сорокина есть другое понятие "нормы" - кусок говна, который нужно было съедать каждому советскому человеку в день. Не могу сказать, что я много знаю об СССР - это все отголоски какой-то давно прошедшей эпохи. Реально весь "совок", с которым я непосредственно соприкоснулся, уже был вымыт западными символами. Знаю про колбасу Микояна и "не имей сто друзей, а женись, как Аджубей". Из диссидентов на ум приходят только Синявский и Солженицын.
Софья, факультет мировой экономики и мировой политики:
- "Совок" - это серо-коричневая, поносного цвета одежда, которая почему-то вспоминается в первую очередь. Отсутствие ярких красок, бюрократия, справки, списки, очереди, дефицит, но в первую очередь - учреждения. Те, которые до сих пор сохранились: бесконечные ЖКХ и прочее, с обшарпанными стенами, мебелью из ДСП, тетками с "химией" и дешевой помадой. Это что касается "совка", а в Советском Союзе было и много хорошего - стабильность, безопасность, уверенность в завтрашнем дне, коллективность (до определенного предела), умение радоваться мелочам, квартирные тусовки... Хотя в целом я воспринимаю СССР негативно, как задержку в развитии, несмотря на полезный опыт. Из "вождей" мне не нравится никто. Горбачеву спасибо, конечно, но я не уверена, что развал СССР - это его заслуга, а не слабость и непрофессионализм, или вообще совпадение.
Ирина, факультет социологии:
- Что я знаю про СССР? Отсутствие частной собственности, жесткая цензура, сильнейшее давление идеологией. Колхозное хозяйство, плановое производство и переработки, так как планы зачастую изначально занижались - отсюда неэффективность. Насчет "вождей" - я даже не помню, с какого по какой год кто правил. Помню только, что Сталин вроде в 1953 году умер. Думаю, там много было хорошего, например, досуг людей очень поддерживался. Сейчас молодежь страдает от "нечего делать" - а раньше все были заняты.
Денис, факультет мировой экономики:
- С советскими временами у меня ассоциируются Первомай и Ленин, демонстрации и постоянные очереди, газировка из автоматов и пионерские галстуки. А самое главное - уверенность в завтрашнем дне и бесплатное высшее образование. По крайней мере, мне так рассказывали родители. Жаль, что стабильность осталась где-то там, вместе с СССР. Мне бы хотелось быть уверенным в том, что я устроюсь на работу, что получу квартиру, что если буду трудиться, то не останусь голодным. Мне даже кажется, что советский народ был более сплоченным, более добрым по отношению друг к другу. Из советских лидеров более остальных мне симпатичен Ленин. Он основал СССР и не действовал криминальными методами. Я думаю, он боролся за идею, а не за пухлый кошелек, как это все чаще бывает в наше время
Перлы из сочинений школьников
"Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в галоши, в телогрейку, легкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины надевали кофту, перчатки, шарф на голову (чтоб голова не была видна) - и тоже в галоши. Так было удобнее всего работать".
"Продукты в СССР были не очень качественные. За колбасой были 20-километровые очереди. Колбаса одной фабрики иногда была даже зеленой".
"Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Они приходили с работы и ложились сразу спать, потому что очень уставали на работе. Сны люди не смотрели".
"Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей".
"СССР... Они жили бедно, но мысли у них были богатые".
"...Там, в СССР, жили очень цивилизованные люди. У них были хорошие работы (интересные). Они не выражались оскорбительными словами. Они помогали друг другу, не отнимали, не жадничали. Мы отличаемся от них. Они отличались от всех людей на планете..."
"Ленин - известный человек, который занимался вложением денег в развитие Советского Союза".
"Самыми счастливыми были те, кто жил в деревнях. У них было свое хозяйство, и они всегда могли зарезать и съесть свою свинью. А в городах люди всегда голодали..."
"Когда на нашу страну напали фашисты, Сталин поначалу испугался и спрятался в Кремле. И тогда к Сталину пришел Жуков и сказал: "Чего нам бояться фашиста? Разве мы не русские люди?" "И то правда", - сказал Сталин. Тогда-то и наступил перелом в Великой Отечественной войне".
Мнение педагогов
Алексей Рябинин, доктор исторических наук, преподаватель Высшей школы экономики:
- Историю СССР студенты действительно знают плохо, но в целом этот период оценивают положительно - ведь всегда кажется, что раньше жизнь была лучше. Нынешняя молодежь романтизирует Союз, он представляется им эгалитарным обществом, где государство заботится обо всех, в частности о студентах. Только 20-25% учеников представляют, что было на самом деле. Гуманитарии разбираются в истории получше, могут отличить Сталина от Хрущева, но встречается и совсем "дикий народ". Кто-то увлекается Великой Отечественной войной. Кто-то - андеграундом и песнями бардов, некоторые знают подпольных художников. Но год от года ситуация со знаниями об СССР ухудшается. Странно, что семья не передает молодым людям адекватных представлений о прошлом.
А что касается вернувшегося пиетета к Сталину - мне кажется, это свойственное молодежи чувство противоречия: "Ах, у вас частная собственность и свобода слова? Не надо нам ни того, ни другого, подайте нам авторитаризм!" Но если приложить усилия, этим ребятам вполне можно объяснить реальную картину прошлого.
Александр Кречетов, 21 год, учитель истории в школе N 1370:
- Сейчас историю СССР в школе преподают по учебнику Данилова и Косулиной. В нем, на мой взгляд, сделана весьма удачная попытка взглянуть на личность Сталина объективно. Авторы рассказывают и про рывок государства на индустриальную ступень развития, и про ГУЛАГ. Говорят, в новых учебниках личность Сталина будет рассматриваться только с позиции "эффективного менеджера" без упоминания ГУЛАГа. Надеюсь, это слухи.
Для современных школьников СССР - некая сказка, причем малоинтересная. Они формируют мнение на слухах и компьютерных играх, где СССР обычно - агрессор. После 91-го года на прилавки, в эфир телеканалов вылилась огромная волна несоветской историографии. Должна быть альтернативная точка зрения, но это внесло сумятицу в умы. 70 лет ругали белых, теперь ругают красных. 70 лет боготворили Ленина, а теперь это многим смешно.
Дарья Варламова, Полина Потапова.
Комментарий от Дамкина: Я помню, как спорил с отцом по поводу репрессий Сталина в 30г 20 века. Я ему приводил книги Солженицына и статьи о ужасах Гулага, а в ответ он мне говорил: "Я жил в то время и знаю это время, не было репресий, были методы принуждения и не столь многочисленные как пишут писаки. Писаки, которым платит запад". Так он мне говорил, а ему не верил.
Теперь я знаю, как жили в Советском Союзе, какое было образование, какие успехи и неудачи сопутствовали построению социализма, а мне мои дети и внуки, и даже Алекс пытаются убедить меня в противоположном, что я ничего не знаю, а жить в то время не означает знать о той жизни. Де мол они знают больше, вот читай дед учебники.
История с поколениями повторяется. Из данного факта можно сделать вывод история похожа на себя, пока живы те, кто создавал историю. Как только история начинает записываться историками, история умирает. Вместо нее начинает расти и жить исторический миф, очень часто, не похожий на настоящую историю событий, которые имели место быть. Источник: Известия. Неделя..
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Телевидение СССР
Мы рады приветствовать вас на сайте советского телевидения в Интернете. Наш сайт — это совместный проект группы URAVO и Гостелерадиофонда России.
Перед вами первая версия сайта, первые несколько десятков телевизионных программ ушедших лет. Многим из нас они напомнят о прошлом. Кто-то, посмотрев эти передачи, лучше поймет атмосферу тех лет.
Мы с удовольствием дарим вам это небольшое путешествие во времени, и будем постоянно добавлять новые старые передачи от Гостелерадиофонда! Также присылайте свои пожелания, и мы постараемся достать для вас видеоматериал из прошлого.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Алексей Рябинин, доктор исторических наук, преподаватель Высшей школы экономики:
Странно, что семья не передает молодым людям адекватных представлений о прошлом.В советское время учебники по истории СССР были невыносимые! По древней и зарубежной истории еще куда ни шло, по истории дореволюционной - более или менее. Но все, что писалось о "после 17-года"... Мне пришлось учить эту "Историю СССР", я в юридический поступала. Читать учебник было мучением! Главными событиями были съезды партии, понять, чем они друг от друга отличались, было сложно. Я зубрить не умею, для меня понять и запомнить - без малого синонимы. Если поняла - запоминать не нужно, логика событий сама выводит на ключевые моменты. Так вот запомнить "историю СССР" (как позже - историю КПСС) я не могла, потому что не понимала, не видела логики, концы с концами не сходились. Так и сдавала экзамены - Древняя Русь, критика "норманнской теории", и до революции - отлично, а СССР - кое-как.
Так что я тоже могу рассказать об СССР только то, что пережила на собственном опыте, а все, что было до... набор идеологических штампов. И это печально...