Да-да, не привязные аэростаты заграждения, а именно свободнолетающие дирижабли. В СССР, а не в США, я ничего не путаю. Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях со стороны СССР применялось с разными вспомогательными целями ажно четыре дирижабля.
В обеспечении боевых действий Красной Армии принимали участие четыре дирижабля - "СССР В-1", "СССР В-12", "Малыш" и "Победа", при том что последние три аппарата были построены на долгопрудненском дирижаблестроительном заводе (+еще кусок бывшего завода, но таки строит дирижабли)вообще, в годы войны - В-12 (2940 м³) в 1942 году (по другим сведениям - повторная сборка машины 1939 года, разобранной в 1940 году), а "Победа" (5000 м³) и "Малыш" - в 1944. Решали при этом дирижабли несколько различных задач, одной из важнейших была перевозка водорода так сказать, "в натуре", ведь применяемый в аэростатах заграждения водород был крайне неудобен для перевозки - сжижаться он без экстрима отказывается наотрез, а сжатие не дает существенного эффекта, - требуются очень тяжелые баллоны, - а итоге на запуск только одного аэростата нужно совершить не один и не два рейса "полуторкой". Можно, разумеется, добывать водород и из воды, банальным электролизом, - но хорошо, когда источник тока под рукой, а если нет? Бензогенераторами не отделаешься...
передача газа в привязной аэростат
Так вот: Дирижабли перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов. Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов. Так, в 1943-44 гг. на дирижабле "СССР В-12" было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа. В 1945 г. дирижабли "СССР В-12" и "Победа" выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа. Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3-4 аэростатов заграждения.
В 1933-1944 годах дирижабли немало потрудились развозя водород по многочисленным точкам. Ну, и попутно дирижабли решали задачу перевозки небольших грузов, - причем, фактически бесплатно, им же нужен дополнительный балласт для перевозки газа? Нужен. Вот и пригружались они чем придется.
Еще одним интересным аппаратом, построенным в 1944 году является "моторизованный аэростат" Малыш, предназначенный для парашютной подготовки бойцов ВДВ. В годы войны десантников часто перебрасывали с места на место, - и отставание перебазирвоания аэростатного хозяйства полностью срывало все планы тренировок личного состава. Не пехота, с дерева не попрыгаешь..
мотогондола аэростата "Малыш"
Поэтому в 1944 году на базе привязного аэростата был построен мотоаэростат, полученный подвеской к нему мотогондолы, представлявшей собой часть фюзеляжа самолета По-2 с двигателем и кабинами пилотов. Аппарат был успешно испытан (отчет об испытаниях прилагается), но в серию не пошел, - не до того было, война...
А теперь еще об одном забытом советском приоритете: В Советском Союзе еще в 1945 году на Черном море был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль "Победа" под командой капитана А.И. Рощина.
26 сентября дирижабль “Победа” вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил эту мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.
"Победа" в Килен-балке, под Севастополем.
А.И. Рощин вспоминал: "Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин".
Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.
Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль "Победа" совершил на Черном море 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы "Победы" командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.
После 3-х лет безупречной работы дирижабль «Победа» трагически погиб.
29 января 1947 года во время полета на небольшой высоте воздушный корабль зацепил ЛЭП.
Провода намотались на винты и, удерживая судно на «привязи», не давали возможности маневрировать. По решению командира экипажа А.И. Рощина был сброшен балласт, и судно, получив дополнительную сплавную силу, порвало удерживающий провод. После этого дирижабль с отказавшими двигателями стал быстро набирать высоту. Подъем происходил настолько быстро, что пропускная способность выпускных клапанов оказалась недостаточной для поддержания расчетного давления газа в оболочке. Достигнув по мере набора высоты максимального давления в оболочке, дирижабль разрушился, погибло 3 человека. А вот судьба В-12 до сих пор неизвестна - дирижабль в том же - 1947 г. - пропал на Дальнем Востоке при невыясненных обстоятельствах.
Как говорят историки, дирижабли опередили свое время. Дармовая Архимедова сила – подарок природы, а продвинутые технологии создания безопасных воздушных судов, новые материалы и решения появились на заре нашего – XXI – века. И сегодняшний дирижабль, оснащенный многоступенчатой системой безопасности, легко бы избежал подобной трагедии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+