Исчезла Персия — не стало и монархии
27.07.2013 16:00
Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви умер в изгнании 27 июля 1980 года, он стал последним из персидских монархов, которые управляли страной 2627 лет. "Прорубая окно в Европу", шах не учитывал традиционные религиозные чувства народа. Падение монархии "проморгали" западные спецслужбы, но иногда возникает чувство, что причина — чисто мистическая.
В 1971 году Мохаммед Реза Пехлеви организовал по случаю 2500-летия иранской монархии грандиозные празднества. Он находился в зените своего могущества, и вряд ли тогда кто-либо мог подумать, что через восемь лет исламская революция сметет "царя всех ариев", потрясет мир и станет прологом всеобщей исламизации мира.
Отец Пехлеви — Реза-хан вырос в Персидской казачьей бригаде, сформированной русским императором Александром II. В 1921 году Реза -хан возглавил поход казаков на Тегеран и, отстранив от власти Насер-эд Дин-шаха, принадлежавшего тюркской династии Каджаров, в 1925 году провозгласил себя новым шахом Ирана. Реза-хан увлекался арийской теорией Гитлера и приказал именовать свою страну не Персией, а Ираном, то есть "страной ариев".
Мохаммед Реза Пехлеви родился 27 октября 1919 года в России, получил блестящее образование в Швейцарии. Вернулся в Иран в 1937 году. В 1941 году британские и советские войска оккупировали Иран, и Реза Пехлеви отрёкся от престола в пользу своего сына, который вскоре был официально объявлен "Царем царей, светом ариев и Верховным вождем". Его правление было одним из величайших с точки зрения социального и технического прогресса для Ирана, но он недооценил мощь влияния шиитского духовенства, которое никогда не признавало, по образному выражению аятоллы Хомейни, " вестоксикацию" (игра слов — west и intoxication -ред.) Ирана.
Последнего шаха Ирана можно сравнить с Петром I в том плане, что он тоже — "прорубил окно в Европу", и сделал из Ирана одну из крупнейших промышленных держав мира. За период его правления строились металлургические и машиностроительные заводы, нефтехимические комплексы, автомобильные предприятия. Были заложены основы судо- и самолётостроения, сделаны шаги к созданию атомной энергетики.
Пехлеви экспроприировал крупные земли и раздал участки четырем миллионам бедных крестьян, развернул программу ликвидации неграмотности, причем делал он это с помощью военнослужащих, посылая их в деревни. Мохаммед Реза Пехлеви дал избирательные права женщинам, поддерживал их в борьбе с многоженством, с обычаем отдавать замуж малолетних девочек, за право женщин занимать важные государственные должности. Отменил чадру. Вероятно, не без советов третьей жены- Фары Диба из старинного богатого азербайджанского рода. Она получила образование в Париже, при её участии в Иран были возвращены исторические ценности и шахские реликвии, она основала самый большой музей на территории Азии, стала законодательницей моды, ввела и сделала популярными балетные школы.
Трудные времена для Пехлеви настали при возросшей популярности Мохаммеда Моссадыка, занимавшего в 1951 — 1953 годах пост премьер-министра страны. Он развил бурную деятельность, так как Иран был конституционной монархией. Национализировал "нефтянку", урезал бюджет шаха, конфисковал его земли, запретил ему встречаться с иностранными дипломатами и выслал из страны его сестру. В 1953 году ввел государственную собственность на землю и начал устраивать "коллективные фермы". Провел референдум с тем, чтобы распустить меджлис (парламент) и взять себе полную власть.
После народных волнений и бегства шаха в Италию, спецслужбы Запада проснулись. Черчилль объяснил американцам, что под водительством Мосаддыка Иран движется к коммунизму, сотрудничая с просоветской партией ТУДЭ. В 1952 году Пехлеви вернули к власти и сразу же помогли организовать тайную полицию САВАК, которая последующие четверть века держала народ в повиновении и прославилась жестокими репрессиями в отношении оппозиционеров, включая пытки и убийства. Впрочем, совесть не мучила Пехлеви. "Когда иранцы начнут вести себя, как шведы, тогда и я поведу себя, как король Швеции"- сказал шах. В сентябре 1954 правительство Ирана подписало соглашение с Международным нефтяным консорциумом, которое ликвидировало постановление Моссадыка о национализации нефтяной промышленности и отдавало ее в руки иностранных монополий.
Шах Мохаммед Реза Пехлеви действительно был царем царей. Он поддерживал роялистов против республиканцев в гражданской войне в Йемене, помог султану Омана Кабус бен Саид Альбусаиду остановить "коммунистическую угрозу", поддерживал хорошие отношения с королевствами Саудовской Аравии, Иордании, Марокко и эмиратами Персидского залива, боролся с попытками установить республиканские режимы в Ираке. Однако он недооценил совсем другую угрозу — исходящую от шиитских клерикалов, которые возражали против светского характера государства, вестернизации общества, особенно в плане освобождения женщин. Внутри страны стал формироваться альянс между исламскими фундаменталистами и националистами, которые выступали против дружбы шаха с Западом и его признания Израиля государством.
Народ глубинки и половина жителей Тегерана их поддерживали, воспринимая навязывание шахом европейского образа жизни, как посягательство на ислам. Оппозицию шаху возглавил аятолла Хомейни. Находясь в изгнании во Франции, он вещал на волнах Би-Би-Си, призывая к свержению шаха. 16 января 1979 года Пехлеви покинул страну, отправившись на лечение заграницу, он давно был болен раком лимфатической системы. А 1 февраля 1979 года Хомейни с триумфом возвратился из Парижа в Тегеран, встреченный на аэродроме толпами восторженных поклонников. А еще через десять дней, утром 11 февраля, в Тегеране вспыхнуло народное восстание, воинские части одна за другой переходили на сторону восставших. К концу дня власть перешла к аятолле. Первого апреля 1979 года в Иране был проведен национальный референдум, на котором 98,2 процента граждан проголосовали за учреждение в Иране исламской республики.
Мохаммед Реза Пехлеви провел остаток своей жизни в изгнании, жил в Египте, Марокко, на Багамских островах и в Мексике. Его здоровье становилось все хуже, он умер в Каире в 1980 году. С падением шахского режима Иран стал формировать угрозу номер один для США на Ближнем и Среднем Востоке. Хомейни ликвидировал станции слежения вдоль советской границы, прекратил поставки нефти Израилю и ЮАР, разорвал дипломатические отношения с Израилем. По словам экспертов, американские спецслужбы просто "проморгали исламскую революцию". Они не допускали мысли, что персидская монархия, которая просуществовала 2500 лет, так легко падет под давлением толпы, возглавляемой религиозным лидером. Но, иногда возникает мысль о том, что в падении монархии виноват Реза-хан, который дал стране новое название. Иран должен был измениться — так как Персия прекратила свое существование.