Сегодня его называли бы эффективным топ-менеджером. Пятьдесят лет назад — выдающимся организатором социалистического производства. А в XIX веке, в котором он жил и работал, таких величали крупными промышленниками и было их очень немного. Речь — о Федоре Чижове, жизнь и дела которого нелишним будет изучить ныне здравствующим модернизаторам современной экономики России.
Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года в Костроме, в дворянской семье. В 1825 году начал вести дневник, который он заполнял с неизменным постоянством всю свою жизнь. Это десять толстых книг, которые хранятся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. На страницах дневника отразились главные события того времени, от восстания декабристов в Санкт-Петербурге (в последние годы жизни каждое 14 декабря он возвращался в дневнике к событиям на Сенатской площади) до создания Архангельско-Мурманского срочного пароходства в Архангельске.
В 21 год Чижов начинает преподавать в качестве адъюнкт-профессора Санкт-Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством знаменитого академика Остроградского. Будучи стесненным в средствах, Чижов занимается и репетиторством. В 1836 году он защищает диссертацию и получает должность профессора.
В конце 1830-х годов Чижов печатает множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Федора Васильевича все-таки обращаются к гуманитарным знаниям. Увлечение историей и изобразительными искусствами подвигли его оставить престижную и высокооплачиваемую должность в университете и уехать в Европу. Тяга к новым знаниям в душе Федора Чижова победила возможность сытого и спокойного существования…
В Риме он жил по соседству с Гоголем и был его другом. Чижов, как мог, помогал художнику Иванову, трудившемуся тогда над знаменитой картиной "Явление Христа народу". Работая над четырехтомной историей Венецианской республики, он прошел пешком через Истрию, Далмацию и Черногорию, изнывавших под турецким игом.
"Ты, брате, рус" звучало с любовью в самом сердце Европы, на западных берегах великого славянского океана. Идея объединить все славянские народы стала его "заповедным верованием". Несколько лет назад информагентство Nord-news.ru опубликовало запоминающийся материал архангелогородца Олега Маслова, открывшего немало ранее неизвестных страниц из жизни Чижова. В своей статье автор отмечает, что деятельность Федора Чижова по организации помощи братским народам прервалась арестом, двумя неделями допросов и высылкой на Украину под секретное наблюдение. И именно с этого момента начинается новая страница жизни этого деятельного человека — предпринимательство.
Памятуя о виденном в Италии и Франции, в 1850 году он взял в бесплатную аренду на 24 года близ Киева 60 десятин, засаженных шелковицей, и организовал образцовое шелководческое хозяйство, распространив успешный опыт на сотни крестьянских и помещичьих хозяйств, открыв при хозяйстве практическую школу для молодежи.
Как свидетельствуют исторические первоисточники, с 1858 года Федор Чижов издает "Вестник промышленности" с приложением "Акционер". "Мы нуждаемся в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством, монополии и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства", — писал Чижов в одной своих статей, которыми в его времена зачитывалась и российская интеллигенция, и творческая, и техническая. Ну что ж, слова Чижова, по-моему, актуальны и в наше время…
В то время подрядчиками по строительству железных дорог были исключительно иностранцы. Чижов сумел доказать состоятельность русских предпринимателей. В 1862 году была построена образцовая железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, которую один и его учеников, Савва Мамонтов, довел позже до левого берега Архангельска.
Федору Чижову удалось предотвратить продажу Московско-Курской железной дороги иностранцам, ее выкупила группа московских промышленников. Конкурентным преимуществом иностранцев был доступ к банковскому капиталу. И в 1866 году Чижов выступает инициатором создания Московского купеческого банка, товарищества на паях, а в 1869 году — Московского купеческого общества взаимного кредита.
По плану Чижова в Киеве была открыта "Коллегия Павла Галагана", одно из лучших учебных заведений России. На шесть миллионов рублей, вырученных уже после смерти Чижова от продажи государству акций Московско-Курской железной дороги, по его завещанию на костромской земле было построено пять профессионально-технических учебных заведений.
Была в жизни Федора Чижова еще глава, которая ярко свидетельствует о его глубоко патриотическом настрое. В 1875 году Чижов активно собирал средства на снаряжение роты генерала Черняева, спешившего на выручку восставшим против турецкого ига славянам Боснии и Герцеговины. Собранных денег хватило на полное оснащение подразделения всем необходимым.
В это же время он организовывал предприятия по налаживанию в Москве водопровода и газового освещения. Чижов считал, что в предпринимательстве (цитата) "хорошо быть фонарщиком, то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет — и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет… непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности… У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, а меня калачами не корми, только дай новое, если можно — большое и трудное".
Вот что рассказал корреспонденту "Правды.Ру" известный популяризатор истории Русского Севера, руководитель крупной архангельской компании, занимающейся морской радиоэлектроникой, Олег Маслов, специально изучавший творческое наследие Федора Чижова:
"По моему глубокому убеждению, Федор Чижов был для России такой же ключевой и значительной фигурой, как и Михайло Ломоносов. Родившись через 100 лет после своего великого соотечественника, он сумел воплотить в жизнь то, что Ломоносов гениально предвидел. Поэтому северный вектор Чижова является итогом судьбы великого промышленника. Сегодня его жизнь незаслуженно забыта, наработки, труды не переизданы. Между тем он является одной из ключевых фигур процесса экономической модернизации России XIX века.
Имя Федора Чижова стало лучшей гарантией успеха любого начатого дела. Последним крупным предприятием Чижова было образование Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Все предыдущие затеи других предпринимателей организовать что-то подобное на Русском Севере, увы, оборачивались неудачами. 6 мая 1875 года Александр II утвердил устав "чижовского" Архангельско-Мурманского срочного пароходства с капиталом в 400 тысяч. Ошибки предшественников были учтены. На мощные грузопассажирские суда, построенные в Англии, были набраны русские команды, знавшие условия плавания в Белом и Баренцевом морях.
И скоро поморы из самых отдаленных уголков Зимнего, Летнего, Терского и Мурманского берегов привыкли к тому, что за неделю можно по расписанию с пересадками попасть в Архангельск или любое становище Русского Севера и даже Северной Норвегии. Устав за 43 года переписывался пять раз, число судов и срочных линий неуклонно расширялось. На Лае был построен сухой док, в Кольском заливе — береговая база".
Революционная разруха, увы, не пощадила и детище Чижова. Суда пароходства из-за интервенции национализировались дважды: в 1918 и 1920 году. Многие из уцелевших вошли в 1922 году в состав Северного морского пароходства. Из четырех судов вновь созданного в 1939 году Мурманского морского пароходства, переданных из состава Северного пароходства, два — "Сосновец" и "Субботник" ранее входили в состав как раз "чижовского" пароходства.
Кстати, был в биографии Федора Чижова и политический период. После путешествий по Европе он знакомится в Москве с членами кружка славянофилов. И вдруг обнаруживает, что русское общество резко разделилось на обожателей своего отечества и, так сказать, западопоклонников. Чижов критикует московских славянофилов за инертность и вражду к европейскому. Но критикует по-особенному. По его мнению, Россия не должна подражать Западу, но применять его достижения, причем творчески, с учетом своеобразия своего исторического развития.
И Федор Чижов настойчиво пропагандировал прогрессивный опыт Запада в просвещении и научно-техническом образовании. Он предлагал расширять сеть реальных училищ в стране, открывать доступ к высшему инженерному образованию выходцам из разных сословий, вводить в университетах преподавание технических дисциплин.
В 1857 году Чижов переезжает в Москву и начинает редактировать специализированный журнал для предпринимателей "Вестник промышленности". К работе над журналом он привлекает И. К. Бабста, несмотря на расхождения во взглядах. По задумке Чижова, авторы "Вестника промышленности" должны стремиться содействовать экономическому росту и процветанию России, независимо от своей идейной платформы.
В середине 1860-х годов либерализуется кредитная система. Чижова избирают председателем правления созданного Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний. В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.
Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений, в первую очередь в родной Костроме. Сейчас имя Федора Чижова носит Костромской энергетический техникум (ранее химико-технологический), расположенный в здании Промышленного училища, выстроенного как раз по его завещанию. В честь Федора Чижова назван электропоезд маршрута "Москва — Сергиев Посад — Александров".
Историки описывают немало весьма любопытных фактов из жизни Федора Васильевича Чижова. Так, он носил бороду и отмечал по этому поводу: "борода моя дала мне много способов прямее и лучше смотреть на ход вещей, потому что все были со мной запросто, мужики рассказывали все подробности их быта и их промышленности, что меня очень занимало".
У промышленника была любимая дочь, при родах которой мать умерла. Именно в связи с этим Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и учебное родовспомогательное заведение. Как написано выше, он был знаком с Николаем Гоголем, стал душеприказчиком его наследства и редактором полного собрания сочинений. Федор Чижов покинул этот мир в 1877 году. И его прах покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря — как раз рядом с могилой Гоголя. А в 2011 году в Костроме заложили памятник Федору Чижову: благодарные потомки помнят человека, в немалой степени заложившего экономическую мощь России.
Андрей Михайлов Источник: Правда.ру.
Рейтинг публикации:
|