Портрет Джованни Бельцони - "патагонского Самсона"
Джованни Баттиста Бельзони (Giovanni Battista Belzoni) родился в Италии, однако после завоевания страны Наполеоном в 1798 году, Джованни покинул родину. Годами он изучал гидротехнику, зарабатывая на жизнь торговлей.
В 1802 году статный и высокий Бельцони приехал в Лондон и был принят на работу в цирк в качестве артиста-силача, где его прозвали "Патагонским Самсоном". Кульминацией его выступления был номер с поднятием специально сконструированной железной рамы, на которой сидели 12 человек сразу.
В возрасте 40 лет, в 1812 году Бельцони покинул Англию вместе со своей женой Сарой. Они отправились в Мальту, где Бельцони узнал от капитана Ишмаила, что Паша Египетский - бывший македонский наемник по имени Мухаммед Али, искал инженера по гидравлике. Али нравились всякие западные новшества, он мечтал, что прогресс поможет бедной, скованной нищетой, стране развиться до небывалых высот. Бельцони писал о Каире: "варварский, жестокий город, он и сейчас такой же, как и прежде". Разумеется, он прибыл в город в неподходящее время - в самый разгар эпидемии чумы.
Транспортировка фрагмента статуи
Бельцони добился приема у Паши, однако, Али не отнесся к планам относительно его нового изобретения - водяной помпы, управляемой волами - с должным энтузиазмом. Тем не менее, Паша жаловал Бельцони небольшую правительственную привилегию, позволяющую ему довольно долгое время проживать в Египте. Во время одной из прогулок по городу Бельцони познакомился с Иоганном Людвигом Буркхардтом - европейцем, который первый ввел в моду арабское платье и совершил путешествия к таким местам в Египте, о которых в Европе даже не слышали. Он описал Бельцони два "чуда", увиденные им - храм Абу-Симбел в Нубии, а также часть колосса известного как "Молодой Мемнон" в Луксоре.
Бельцони заинтересовали эти находки. Он обратился к Генри Солту - в то время британскому консулу - с просьбой о возможности транспортировки колосса в Англию. Солт дал разрешение на перевозку, равно как и обещание спонсировать предприятие. Днями позже, экипированный всего несколькими деревянными столбами и местной веревкой, Бельцони отправился в плавание вниз по Нилу к Луксору. Спустя три недели после изнурительного транспортировки колосса на нескольких бревнах (Бельцони использовал способ, который применяли еще древние египтяне - подкладывал задние бревна снова на дорогу впереди), ему наконец удалось перевезти статую на лодку, идущую в Англию. Этот колосс, точнее сказать, бюст, составлял почти 3 метра в высоту. Позднее Буркхардт описывал предприятие: "Бельцони управляется с такими массивными предметами с той же легкостью, что и другие с речной галькой, египтяне, видевшие в нем гиганта, так как он был немногим более двух метров в высоту, верили, что он волшебник".
Жестокий соперник Бельцони - Бернардино Дроветти
Вероятно, предприятие Бельцони было как нельзя кстати. Французский консул тоже заприметил статую, и даже пытался заложить в пробуренное им отверстие динамит, чтобы расколоть колосса на части. Это отверстие так и осталось на правом плече памятника и по сей день.
Далее Бельцони отправился вниз по реке к Абу-Симбелу, и был потрясен как красотой представившейся ему картины, так и 9-метровым слоем песка, закрывавшим вход в храм. Он задержался здесь на несколько недель, но так и не нашел рабочих, изъявивших желание за предложенную им плату помогать ему, поэтому он отправился обратно, так и не увидев внутреннее великолепие храма Рамзеса II. По дороге назад, Бельцони собирал древности, сделав остановку вначале около острова Филе и расположенного здесь храма Изиды. На острове он обнаружил несколько прекрасно сохранившихся фрагментов скульптур и отправил их на север. Затем он снова остановился в Луксоре, где к югу от главного Карнакского храма, он нашел статуи львиноголовой богини Сехмет, сделанные и черного гранита. Некоторые из них присоединились к его коллекции, идущей по реке на север.
Бельцони в храме Абу-Симбела на собственном рисунке
Генри Солт был весьма доволен находками, и согласился спонсировать повторное путешествие Бельцони, в надежде на еще более ценные богатства. Однако Бельцони перешел дорогу французскому консулу по имени Бернардино Дроветти. Дроветти слыл жестоким и бескомпромиссным коллекционером, и наживался на всех древностях которые находил. Он неустанно возводил преграды на пути Бельцони, и подстрекал против него толпу. Так как Бельцони не имел доступа к Карнакскому храмовому комплексу (он принадлежал Франции), он отправился в Долину Царей, где, во многом благодаря своим не совсем научным способам поиска древностей снискал себе дурную славу среди археологов и ученых.Бельцони нашел здесь несколько гробниц, хотя, на тот момент, из-за того, что в то время иероглифы еще не были расшифрованы, он не имел никакого понятия, что или кого он нашел. Он буквально стоял на могиле, принадлежащей Фараону Айю, но заметил лишь настенную роспись, на которой были изображены 12 бабуинов, благодаря которой он окрестил это место "гробница двенадцати обезьян"...[--NEU--]
Позднее Генри Солт направил Бельцони руководить транспортировкой нижней части саркофага, принадлежащего Рамзесу III (в настоящее время экспонируется в Лувре). Однако Бельцони также обнаружил и крышку, погребенную под развалинами каменной кладки, вот только ее он присвоил себе, и привез ее в Лондон.
Известен также другой нелицеприятный факт варварской деятельности Бельцони во время раскопок. Итальянский силач случайно обнаружил древнюю стену, и приказал рабочим пробить ее с помощью тарана. Неизвестно, что могли бы почерпнуть ученые, имей они возможность изучить эту стену в первоначальном состоянии.
Оказавшись внутри, Бельцони сделал записи о находке восьми мумий в богато украшенных гробах. Больше он не стал беспокоить себя мыслями о том, кто это могли быть. В результате, эти находки остаются неразгаданными, хотя предполагают, что это были мумии жрецов Карнакского храма.
Рисунок Д. Бельцони, запечатлевший корридоры найденной им гробницы фараона Сети I
Когда Бельцони обнаружил очередную гробницу, он заметил росписи на стенах, прекраснее которых он не видел за всю свою жизнь. Он нашел гробницу Принца Ментухирхопешефа, принадлежавшего к 20-й Династии. Двигаясь дальше по корридорам, Бельцони обнаружил двух мумий, которых он описал как "женщин, с прекрасными волосами, длинными и хорошо сохранившимися, хотя их можно легко отделить от тела, слегка потянув за них" - еще один пример не совсем "археологических" приемов ведения раскопок.
Бельцони посчастливилось также отыскать гробницы Рамзеса I, первого правителя 19-й Династии, а также Сети I, чья гробница является наиболее хорошо сохранившейся в Долине Царей. Рельефы на стенах выглядели так, будто их только недавно завершили. Саркофаг был сделан из прекрасного алебастра. К сожалению, гробница уже выглядит не так, как во времена Бельцони. И этому виной не только сам Бельцони, который вместе с рабочими снял восковые отпечатки рельефов, но и внезапные ливни в долине, в результате которых дождевая вода, попавшая в гробницу, повредила декор.
После раскопок в Долине Царей, Бельцони снова отправился в Абу-Симбел, и после нескольких дней изнуряющей работы по раскопках входа, стал первым европейцем, увидевшим великолепие храма Рамсеса II. Здесь он собрал все, что мог с собой увезти. Сделав остановку в Гизе, Бельцони в результате трех недель раскопок отыскал вход в пирамиду Хафре, пробрался внутрь и обнаружил саркофаг, возле которого сделал памятную надпись, которая хранится по сей день.
Вернувшись в Лондон, найденные Бельцони артефакты были показаны на выставке. Он воссоздал погребальную камеру Сети I, за исключением саркофага. Экспозиция была выставлена в Британском Музее, но позднее продана Сэру Джону Соэйну.
Джованни Бельцони больше не возвращался в Египет. Он умер от дизентерии в небольшой деревушке в Бенине, недалеко от Тимбукту, в Южной Африке. После смерти Бельцони его жена Сара опубликовала его дневник, а также рисунки Джованни, сделанные им во время экспедиций.
© Авторский перевод - Артем Панарин.
© Touregypt.net
Бельцони - реальный \" Индиана Джонс \"
Джованни Баттиста Бельцони - это лишь авантюрист , не более . Он больше на Индиану Джонса походит , чем на учёного ( впрочем , это 1 из его реальных прототипов )