В Гогландском сражении в 1788 году шведам удалось захватить 74-пушечный русский корабль "Владислав". Дрался он неплохо, потеряв убитыми и раненными 260 человек. 470 человек попали в шведский плен.
Но "Владислав" оказался сродни Троянскому коню - дело в том, что на Балтийской эскадре, спешно укомплектованной в том числе даже заключенными, распространилась эпидемия брюшного тифа, которая перед выходом Грейга в море чуть было не приняла катастрофические формы.
Придворный врач М.А.Вейкард в письме на имя доктора Циммермана писал : "... в Кронштадтской госпитали умирает регулярно пятая часть всех больных. Так, за одну зиму умерло не менее 900 больных".
Обстановка была так серьезна, что Екатерина II была вынуждена командировать своего лейб-медика Рожерсона для выяснения причин столь большой смертности. Летом 1788 г. по приказанию Екатерины II осматривал морские госпитали и лейб-хирург Кельхен. После осмотра он донес императрице: "...Кронштадтская госпиталь выстроена деревянная, в один этаж и имеет ту невыгоду, что она четырехугольная и низка, с малыми окнами и малыми отдельными комнатами, между которыми находятся смрадные сени. Сии сени портят воздух близ лежащих комнат больных, окон не можно открывать потому, что больные почти на них лежат; отчего гнилые горячки, цынготная болезнь и кровавые поносы делаются опасными; больные, которые от них избавляются, впадают опять в оные, и наконец сами врачи и надзиратели получают сии же болезни". В тоже время Ораниенбаумский госпиталь "застал я в весьма хорошем порядке и я осмелюсь штаб-лекаря оного в пример другим за неутомимые труды его рекомендовать Высочайшей Вашей Императорского Величества милости".
Кельхеном были сделаны конкретные предложения по улучшению состояния дел в Кронштадтском госпитале: изменение системы вентиляции, устранении некомплекта медицинского персонала, увеличение срока лечении и создание команд выздоравливающих. Екатерина II предложения Кельхена утвердила в указе Чернышеву от 13 июля 1788 г. В общем русское правительство приняло сверхординарные меры, которые в последующем сохранили им экипажи кораблей.
Чего только стоит тот факт, что согласно указом Императрицы адмиралу Чичагову от 31 марта 1789 марта предписывалось: "Госпиталь для пользования больных от флота нашего позволяем поместить в Екатериндальском нашем дворце при Ревеле состоящем, который и для других надобностей, по обращению флота, служить может ". Съестных припасов в порту было заготовлено на 5 месяцев.
В Швеции ничего подобного не было сделано, и результаты были неутешительны - эпидемия на "Владиславе" вызвала эпидемию тифа на всем шведском флоте, запертом в Карлкроне. Сначала умирало 7-9 человек в день, потом количество возросло до 20-ти, и даже до 40-ка. В результате к весне 1789 года шведский флот потерял до трети личного состава и потери составили по разным оценкам от 5 до 8 тысяч человек. Вообще с позиции послезнания шведам лучше было не захватывать "Владислав", это обошлось бы дешевле, да и возможно Эландское или Красногорское сражение прошли бы уже по другому. Но шведы, в отличие от русских, дорого заплатили за небрежение к медицине.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+