В римском мире, как и в современном, для облегчения денежных операций существовало несколько номиналов, на описании которых мы сейчас и остановимся. Прежде всего, становой хребет системы составляли девять номиналов, которые чеканило имперское правительство. Эти монеты имели хождение по всей территории Империи без всяких изьятий. Существовали законы, по которым лица, отказавшиеся принять к оплате монеты, несущие на себе имперские знаки (vultu principum signatam monetam), могли быть подвергнуты соответственно штрафу, изгнанию или даже экзекуции. Поэтому, предьявив монету с ликом Императора вы могли быть уверены, что ее примут, даже если она по каким-то причинам не по нраву вашему партнеру по сделке.
Такая административная подпорка была важна с одной стороны потому, что не во все моменты истории денежные знаки Империи были на высоте по части реального наполнения драгоценным металлом (напомним, что в древности денежное выражение монеты фактически было неотделимо от цены металла из которого она была сделана, т.е. стоимость переносилась вместе с монетой).
С другой стороны, Империя состояла из разнородных территорий, в которых люди исторически привыкли иметь дело со своими номиналами. Если же культурный уровень какой-то сообщности был высок, то люди тем более упорствовали в своих предпочтениях, сопротивляясь введению чуждых им номиналов. Например, Эллада, Малая Азия, Сирия, Египет, вообще восточная часть Империи была густо заселена греческим населением, которое пользовалось монетным обращением еще в те времена, когда римляне были никому неизвестными пастухами в богом забытой глухомани, жившими в условиях натурального обмена. За века денежного обращения греки привыкли к своей денежной единице — драхме и им не нравилось насильственное «оденаривание». Тем более, что и соотношение между единицами было неудобным — за четыре драхмы давали три денария. Примешивалось тут и известная нелюбовь греков к римлянам — они никак не могли принять того, что они очутились под властью людей, которых научили всему, в том числе, кстати, и чеканке монет. Скорее всего нелегкая судьба собственно римских номиналов в восточных провинциях Империи, где греки держали фигу в кармане, и побудило правительство принять столь жесткие законы.
Выше на картинке приведены девять Имперских номиналов. Абсолютные и относительные размеры монет можно оценить по сантиметровой линейке. Более подробно характеристики номиналов описываются в следующей таблице:
Данные приведены из академического издания «Coins of Roman Empire in the British museum. Volume III. Nerva to Hadrian» и соответствуют исключительно периоду правления Траяна.
Обсудим теперь каждый из номиналов более подробно. Золотой Ауреус, наверное, единственная монета, имеющая право называться «имперской», поскольку именно Имперское правительство в лице Августа ввело в регулярное обращение этот номинал. В республиканский период золотые монеты тоже чеканились, но на нерегулярной основе — в ситуации внешней или внутренней опасности для государства, например во время кампании с Ганнибалом или гражданской войны. Собственно ауреус есть порождение кровопролитной гражданской войны в момент надлома Республики и рождения зачатков Империи — в 46 — 44 гг. до нашей эры. Два фактора способствовали появлению на свет этой монеты — первое, огромная добыча золота изьятого Юлием Цезарем в Галлии и, второе, нужда содержать огромные армии во время гражданской войны. Как дитя кризиса середины первого века до н.э., ауреус одновременно лицо новой имперской администрации. Даже тогда, когда на территории страны находились анклавы со своим собственным денежным обращением, типа привинции Египет, ауреус по указу правительства свободно проникал в эти зоны и постепенно разрушал их обособленность, подготавливая населения завоеванной территории к введению единой денежной системы. Таким образом, ауреус выполнял важнейшую задачу по скреплению Империи в единое целое. Производство этого золотого номинала по понятным причинам контролировалось лично Императором. На вырезание штампа для ауреусов как правило назначались лучшие мастера, и поэтому каждый ауреус представлял собой маленькое произведение искусства. Ауреус был самой крупной «купюрой» у римлян и, как правило, крупные сделки, — такие как покупка недвижимости, искуссных рабов и т.д., было удобно совершать именно в ауреусах. Монета имела достаточно широкое хождение в высших эшелонах римского общества и до наших дней сохранилось немало превосходных экземпляров этих монет.
Другой золотой номинал, квинарий, был введен одновременно с ауреусом и весил примерно в два раза меньше последнего. Причина введения этой фракции становится вполне очевидной, если еще раз взглянуть на таблицу: если цена ауреуса в ассах 400 единиц, то следующий за ним денарий всего лишь 16. Разрыв слишком велик и делает расчеты неудобными. Особенно это касалось жалования военослужащим. Как известно средний оклад солдата к концу первого века нашей эры (как раз время Траяна) составлял порядка 300 денариев в год или всего… 12 ауреусов! Понятно, что 300 — среднее значение и выдача зарплаты в ауреусах привела бы к вынужденному округлению суммы. Округлять в свою сторону Правительство не могло, понимая, что экономить на армии — себе дороже. Округлять в сторону солдат как-то не хочется, все таки надо и государственные финансы контролировать. Конечно можно попытаться выдавать деньги денариями. Давайте оценим сколько это будет в весовом исчислении: 300 умножим на 10000 (количество людей в легионе с вспомогательными частями) и еще умножим на повышающий коэффициент, скажем, 1.5 (в армии не только рядовые, но и офицеры) и получим 4500000 денариев. С учетом веса одного денария (см. таблицу выше) получаем 15 тонн серебра! Не надо забывать, что эту кучу денег надо везти далеко на границу Империи, куда-нибудь в Британию (серебро все чеканилось в Риме). Удобно? Нет. Очевидно это было и римлянам. Собственно золотой квинарий и известен как монета для выплаты сугубо военного жалования. Как правило, сюжеты на квинариях очень бедны — это либо бегущая, либо сидящая Виктория — как раз сюжет для военных. Оклад рядового в квинариях равен 24, а общий вес золота, который надо доставить для выплат одному легиону — порядка одной тонны. Уже не так плохо. Необходимо отметить также, что из-за маленького размера солдату было удобно держать деньги в квинариях — ведь банков тогда не было и солдаты «все свое носили с собой». В гражданском обращении квинарий практически себя не нашел и встречается крайне редко. Золотой квинарий был заметно меньшего размера по сравнению с ауреусом и два номинала не могли быть перепутаны в торговых операциях.
Перейдем к следующей единице — денарию. Пожалуй, это самый известный «брэнд» римской денежной системы. До сих пор в некоторых современных странах национальные номиналы носят имя денария. В самой империи денарий был настолько распространенным платежным средством, что его до сих пор находят не только на территории, ранее занимаемой Римской империей, но и далеко за ее пределами (в Индии, Китае, России). Денарий имел примерно такой же размер как ауреус, а вес в два раза меньше, обладал характерным цветом, свойственным для серебра, и не мог быть спутан с любой другой денежной единицей. Кроме того, имперское правительство уделяло особенное внимание содержанию серебра в монете, долгое время строго выдерживая его в определенных рамках. В специфической исторической литературе стало общим местом приводить график зависимости серебряного содержания денария от времени. Обращая внимание читателей на неуклонное падение кривой, историки любят делать вывод о «деградации денежной системы Рима» и «общем кризисе экономического уклада, основанном на рабовладении».
Если же приглядется повнимательнее к этим графикам (смотри рисунок из книжки П.А.Ваганова «Физики дописывают историю») то оказывается, что мы просто жертвы своеобразной исторической абберции зрения: вся длительность тех времен нам кажется спрессованной воедино и малоразличимой массой. Попробуем разобраться.
Интересно рассуждает на эту тему A.Burnett в книжке «Coinage in the Roman world» В римской экономике несомненно была инфляция. Имеющиеся в наличие источники говорят, что с 200 г. до н.э. до 100 г. до н.э. цены выросли примерно в два раза; в первом веке до нашей эры они поддерживались более-менее стабильными; затем в первом веке уже нашей эры они выросли еще на 50%; во втором веке — опять на 50%, наконец с 200 по 260 гг. нашей эры рост был порядка 100%. В этот момент экономика действительно рухнула, Империя испытала настоящий кризис и мы здесь остановимся. Итак, что же получается? Грубо говоря, за 460 лет нашего наблюдения за системой цены увеличились в 6 раз. Математическая задачка легко решается: если для простоты предположить, что процесс этот был однородный, то на один год приходится инфляция всего … 1%! В течении одной сознательной человеческой жизни длиной 40-50 лет, цены выростали на 40-50%. Фактически человек не чувствовал этой инфляции — она была частью экономического фона. И продолжалось это в течении 450 лет. Бросим взгляд на нашу российскую историю: вычитая 450 лет, мы попадаем прямо в царствие Ивана Грозного, времена взятия Казани и покорение Сибири Ермаком. И за эти 450 лет стабильностью нас история, прямо скажем, не баловала. А об инфляции говорить просто глупо. Вод таким углом зрения «постепенная деградация римского общества под воздействием разлагающего действия рабовладения» уже не выглядит так ужасно.
Сам же денарий за эти 450 лет постепенно терял как в абсолютном весе, так и серебряном содержании. Тем не менее он оставался одной из основных денежных единиц Римской империи.
О серебряном квинарии — следующей денежной единице — сказать много нечего. Назначение ее было, как и золотого квинария, — для выплаты жалования воен ослужащим. Размером с золотой квинарий и маленьким весом эта легкая и компактная, но тем не менее, емкая монетка как нельзя более подходила для хранения солдатами своих сбережений. В гражданском обращении проявила себя мало, встречается в находках редко.
Перейдем к обсуждению бронзовых фракций. Центральным номиналом здесь является сестерций. Примечателен он тем, что это была очень крупная и тяжелая монета. И из-за своих размеров она как нельзя лучше подходила для трансляции сообщений Императора своему народу. Для вырезания штампов для сестерция отряжались лучшие мастера своего дела, которые на кружке 30-35 мм создавали настоящие шедевры античной нумизматики. Отличительной особенностью сестерция да и вообще всех бронзовых номиналов были сакраментальные буквы SC, означающие «по велению Сената». В традиции исторической литературы с 19 века обьяснять это следующим образом — золотые и серебрянные номиналы чеканились под прямым контролем Императора, в то время как бронзовые — отдавались на откуп Сенату. Скорее всего, это было не совсем так — Император не мог отдать важную пропагандистскую площадку кому бы то ни было, пусть даже и Сенату, и все таки контролировал чекан и бронзы тоже. Хотя контроль этот, скорее всего был опосредованным, через верных людей в сенате. Тем не менее, чеканились бронзовые монеты на отдельном монетном дворе: например, когда при Веспасиане в Риме произошел сильный пожар, мы знаем, что производство монет из благородных металлов было прервано (сгорел монетный двор), а вот бронзовые номиналы выходили бесперебойно. Точное местонахождение этого монетного двора для бронзы в Риме так и не установлено точно.
В силу самих качеств металла, сестерции в хорошем состоянии встречаются сравнительно редко. Но если все таки такой сестерций дожил до наших дней, нумизматическая и историческая цена его гораздо выше, чем, скажем, цена денария. Детали и подробности композиции на сестерции прорисованы настолько точно и подробно, что сам по себе он может служить источником ценнейшей исторической информации. Коллекционеры любят собирать сестерции в качестве, но надо приготовиться заплатить за такие монеты цену на порядок выше денария в качестве. Сравните, например, данный экземпляр с денарием из моей коллекции. Денарий прекрасен, но вынужден признать — по тщательности отработки деталей он уступает сестерцию.
Следующая единица, дупондий, по весу и размерам очень походила на сестерций, что могло создавать определенную путаницу. Поэтому бюст Императора на монетах увенчен не лавровым венокм как на всех предыдущих номиналах, а остроконечной короной.
Остальные три мелкие бронзовые фракции — ас, семис и квадранс были монетами повседневной надобности в жизни простого жителя Римской Империи. Чтобы оценить в целом денежную систему Рима проведем параллель с сегоняшним днем. В первом веке нашей эры хорошее имение в Италии стоило порядка 1 миллиона сестерциев что сопоставимо с ценой дома в США в долларах. И вообще, большинство цен, упоминаемых в источниках того времено, приводятся в сестерциях (смотри финансовые отчеты Августа). Очевидно, что сестерций играл роль повседневной единицы по покупательной способности примерно равной доллару. Тогда ауреус аналог ничего другого, как любимой в нашей стране 100 долларовой купюры (в сто раз больше сестерция), золотой квинарий аналогичен $50, а денарий и квинарий, соответственно, — $4 и $2. В свою очередь дупондий весил 50 центов, ас — 25, семис — 12.5 и, наконец, квадранс — 6.25 центов. С отклонениями порядка 5% получаем, фактически, современную денежную систему США!
В заключении приведем данные о ценах на различные товары и услуге при Императоре Траяне (и примыкающие времена). Как уже было сказано, рядовой легионер получал 1200 сестерциев (или 300 денариев) в год, не считая разумеется продовольственного пайка и имущеста. Будем все цены приводит в сестерциях. Из надписи времен Траяна мы знаем также, что выходное пособие для легионера составляло порядка 12 000 сестерциев — или 10 годовых окладов. Сумма это была несомненно порядочной для тех времен, но надо иметь в виду, что необходимо было отслужить 25 лет.
Другой пример. Современник Траяна — Плиний Младший в одном из своих писем, к счастью дошедшем до нас, обронил следующую фразу: «Ювеналий дважды повторил, что один он мог бы прожить без нужды на доходы с капитала в 400 000 сестерциев. Предположим, что его доход мог бы быть порядка 5% от капитала…» Откуда становится понятным, что человек, о котором пишет Плиний считал доход в 20 000 сестерциев в год очень интересным. Разница с доходом легионера значительная, но надо иметь ввиду, что речь идет о представителе римского нобилитета, для которого понятие «безбедно» скорее всего сильно не совпадало с тем же понятием для простого легионера.
Рассмотрим теперь цены на продукты и услуги. В разрушенных Помпеях (в этот момент молодому Траяну было 23 года) в одном из домов сохранилась интересная надпись, где перечисленны все траты неизвестного римлянина в течении 5 дней. И хотя цены там приведены в асах, я их переведу сразу по ходу в сестерции:
День 6-ой : хлеб — 2, сыр — 0.25, оливковое масло — 0.75, вино — 0.75;
День 7-ой : хлеб — 2, хлеб для рабов — 0.5, масло -1.25, лук -1.25, вино — 0.5;
День 8-ой : хлеб — 2, хлеб для рабов -1, овсянка — 0.75;
День 9-ой : хлеб — 2, вино — 0.5, вино для победителя (чего?) — 4, сыр — 0.5;
День 8-ой : хлеб — 0.5, жене — 2, зерно — 4, огурцы — 0.25, ладан — 0.25, сыр — 0.5, колбаса — 0.25, мягкий сыр -1, оливковое масло 1.75;
Итого — 29.5 сестерциев за 5 дней. А в месяц, предположительно, — 180 сестерциев. Заметим, что перечень содержал только продукты питания, так что реальные траты должны быть больше. Если присмотреться к ценам, опять убеждаемся, что наше предположение о покупательной способности сестерция сравнимой с долларом было правильным. Не случайно, мнение неизвестного Ювеналия, упоминаемого Плинием Младшим, о 20 ООО сестерциях в год на одного человека, достаточном для безбедной жизни, так удачно совпадает с «чертой бедности» в США.
А на последок отметим еще один хорошо известный факт — вход в общественную баню, которыю посещал каждый себя уважающий римлянин, составлял один квадранс или 0.0625 сестерция.