"Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время." (русская народная поговорка)
Мы, современные городские жители, принимая по-привычке ежедневно душ или ванну, даже не задумываемся о том, что когда-то у наших предков-русичей омовение тела в специальном помещении - бане, было целым ритуалом, который соблюдался из в поколения в поколение, банные традиции соблюдались беспрекословно. Например, в бане никогда не вешали икон. А почему? При походе в баню даже снимали нательный крестик. Хотя это делают и сейчас в целях безопасности, чтобы не обжечь кожу. Но в стародавние времена баня считалась не совсем, так сказать, чистым местом. Не смотря на то, что туда ходили, чтобы помыться...
Так уж повелось исстари, что в бане совершались разные "греховные" дела: семейные пары любили ходить в баню не только за тем, чтобы помыться, но и уединиться от многочисленного семейства родственников, родителей и детей, ведь жили тогда в избах скученно, тесно, негде было особо потешиться парам, особенно молодым. Баня была очень подходящим местом для этого. В бане любили гадать на суженного. Икон нет, а ведь гадание тоже считалось делом нечистым, греховным - Бог не видит, якобы. Из-за отстутствия в бане икон, это место для мытья в старину считали "поганым". Туда нельзя было ходить в праздничной одежде или приносить с собой в избу банную утварь. Считалось, что после мытья в бане, нужно окатиться холодной водой на улице или искупаться в ближайшем пруду или речке, а зимой поваляться в снегу, прежде чем вернешься домой. Вот откуда растут корни обычая купания после жаркой парной! По суевериям крестьян, раньше нельзя было упоминать дьявола или черта всуе, вот вместо того, чтобы послать кого-то к черту, говорили "иди в баню!".
А в бане, считалось, обитал мистический и таинственный дух - Банник. В доме жил свой дух, для кого-то добрый, для кого-то злой - Домовой, а вот в бане - Банник. Банника еще называли в разных местностях по-разному: банная нечисть, банный леший, банный хозяин, баенник, жихарь, шишок.... Его побаивались и старались задобрить. После помывки, уходя, оставляли кусочек ржанного хлебца. Считалось, что он любит тепло и обитает где-нибудь под полком или за банной печкой, откуда иногда могут раздаваться шорохи, шумы, завыванья или плач. Банник, по поверьям, был в образе маленького мужичка, длинными волосами и железными когтями или голого человечка, облепленного листьями с банного веника. Иногда Банник мог быть, как оборотень, и принимать образ маленькой собачки, лесного зайца или веником представится.
Банник - извечный глава банного места. Наши предки считали его строгим блюстителем банных традиций и если кто-то не угодил хозяину бани, нарушил традиции, то тому приходилось несладко. Банник мог жестко наказать человека за это. Исконному обитателю бани приписывают и мелкие проказы: если кто-то подскользнулся или ошпарился во время мытья - виноват "Хозяин", а если с кем-то случилось плохо в бане, то тут точно не обошлось без Банника. Особенно опасались, что суровый хозяин бани за разные недобрые поступки может содрать кожу, удушить или запарить до смерти. Хозяин бани мог, якобы, наказывать за неподходяще выбранное место для постройки бани, за непристойную ругань в бане, за появление в пьяном виде. Во многих губерниях считалось, что "мыться после третьего пара уже не ходят". То есть после третьей смены людей, помывшихся в бане, больше не стоит ходить, будет мыться Банник. Для него оставляли воду и разные принадлежности для помывки. Ну, а уж после захода солнца зимой или полуночи летом тем более строго воспрещалось просто ходить в баню или мыться! В старину верили, что Банник благоволит больше женщинам, чем мужчинам, а тем более пьяницам. В древности женщины рожали исключительно в бане. И тут исконный обитатель бани проявлял себя уже не как злобный дух, а как дух-охранитель своего банного "царства" и его хозяев-людей. Будущая роженица переселялась за три недели до родов в баню, где Банник оберегал ее от посторонних духов и непрошенных гостей. Но в то же время, будущую мать не оставляли ни на минуту одну, при ней постоянно находился кто-нибудь из родственников. Все таки "Хозяину" доконца не доверяли и всегда побаивались.
Если глава семейства хотел особенно задобрить Банника, то он приносил в дар ему черную курицу и, не ощипывая ее, душил (не резал!), а потом закапывал под порог бани. Перед тем, как затопить баню, у Банника было принято спрашивать разрешения: "Банный хозяин, позволь баню истопить!", повторяя просьбу три раза и только после этого приступали к истопке. А закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить "Хозяина".
Много веков наши предки на Руси мылись в бане, любили баню, лечились и очищались в ней не только телом, но и душой. У каждого в квартире теперь есть ванна с горячей и холодной водой, а у кого-то и джакузи, и современная душевая кабинка. Но ведь что-то тянет современного человека принять омовение именно в бане, а не в банальной ванне! И растут, как грибочки, на загородных участках горожан многочисленные и разнообразные баньки, где отдыхают душой после трудовых будней уставшие горожане.
Для тех, кто не имеет опыта "общения" с баней, следует взять на заметку несколько премудростей.
- Лучшие дрова для истопки банной печки - березовые. Огонь из березовых поленьев хорошо разгорается от зажженной бересты, они горят быстро, дают много жара и приятный аромат березового дымка. Главное, чтобы березовые поленья были сухие.
- Если в бане стоит затхлый спертый дух, то от него можно избавиться, если выплескивать на раскаленные камни ковшиком с разбавленными в воде несколькими каплями нашатырного спирта, а потом хорошенько проветрить баню.
- В бане категорически запрещается употреблять алкоголь. Большое количество жидкости употреблять тоже не рекомендуется. Лучше пить отвары из трав или зеленого чая, небольшими глотками и маленькими порциями.
- Для гармонии Инь и Янь (и не только!) лучше, когда в баню ходят разнополые посетители…
- Нельзя ходить в баню на сытый переполненный желудок. Голодным же тоже мыться не комфортно. Лучше всего идти в баню, слегка перекусив овощами или фруктами.
И, наконец, хочется пожелать всем - с легким паром! Источник: Чухломская Усадьба.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
по традиции русской - по субботам, чтобы в воскресенье в церковь идти с чистым телом и душой
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 111
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
посмотрела ролик. Хороший! Трогает музыка гусляра... Сейчас холодно, еще снег за окно. А вот представила себе... Лето, тепло, комары, сидишь где-нибудь в деревеньке на завалинке с гусляром и он поет такие песни... Волнует... Гусли - русский народный инструмент. Балалайка, вроде уже позже появилась. Гармошка, если память не изменяет, вообще в 19 веке появилась? Как и картошка массово пошла в народ. А казалось бы, такие народные русские вещи - гармонь и картошечка...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1236
Рейтинг поста:
Не зря русских чуть-ли не чародеями считали, только светлыми - народная мудрость сквозит и впиталась в кровь, потому и обычаи не простые, особенно касаемо воды - вода хранилище информации и что услышит - помнить будет, потому-то вода с наговорами и работает. С чем и поздравляю! А уж как пели, да под гусли - послушайте, не пожалеете - https://www.youtube.com/watch?v=MZmEy-yeqdM
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1236
Рейтинг поста:
Почему-же? Европа вообще не мылась до 19 века, а на Руси - мытье - норма, даже водосвятие, крещение и прочее - тонко влилось в культуру, где ЧИСТОТА тела соседствует с чистотой духа. Среди арабов тоже своеобразная культура мытья имеется, в греции тоже, в турции, в персии, в Индии. Но только на Руси - это стало раскрываться особым образом, мистическим, сакральным.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
кстати, омовение после бани - это тоже древняя традиция. Поскольку баня считалась "нечистым" местом, то после помывки нужно было еще и ополуснуться после, или искупнуться в проруби/речке или поваляться в снегу... Как живы древние традиции! Мы, русские, рождаемся с ними что ли? Такое ощущение, что это заложено в нас генетически - банные традиции...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1236
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вот на таких мелочах понимаешь, какие же мы разные - русские и европейцы....
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 784
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Золотые слова..
Вымыть баньку и растопить заново, чтобы Банник помылся.
Иначе провести санобработку и дезинфекцию путем прожарки помещения - умные были наши предки.
--------------------
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 468
Рейтинг поста:
а мы,когда с мужем в 2008 году снимали дом под Челябой, с банькой....мммм...чуть ли не каждый день её топили. Красота...особенно зимой. с окунаниями в снег после парилки.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ага... Помню, мы с мужем в молодости тоже снимали комнату у древней бабки в частном доме с баней... Топили баньку сами... Самые добрые воспоминания о тех временах!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ага... Помню, мы с мужем в молодости тоже снимали комнату у древней бабки в частном доме с баней... Топили баньку сами... Самые добрые воспоминания о тех временах!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- человеческая моча использовалась при выделке шкур. Те бедняки, которые продавали содержимое своих ночных горшков дубильщикам и это было их единственным доходом - получали прозвище "Piss Poor". Много хуже было тем беднякам, у которых не было денег даже на ночной горшок - "didn't have a pot to piss in" - аналог русского "дойти до ручки"
- большинство свадеб случалось в июне, потому что ежегодную ванную люди принимали в мае и в июне были еще "относительно чистые". Невесты традиционно носили "букет невесты" чтобы замаскировать запах собственного тела.
- во время мытья - большая железная кадка наполнялась водой и вся семья, включая домашнуюю челядь и работников принимали ванную по старшинству и в соотвествии с иерархией по -очереди в одной и той же воде. Первым омывался хозяин дома, последними - младшие дети. Под конец вода была разумеется настолько грязной, что ребенка можно было в ней попросту не заметить - "Don't throw the baby out with the Bath water!" -- "не выплескивайте с водой младенца".
- многие дома имели соломенные крыши без всяких деревянных перекладин. Мелкая домашняя живность - кошки, мыши, насекомые - зарывались в эту солому во время холодов и жили "в крыше". Во время сильных дождей вода размывала солому, животные соскальзывали и шмакялись вниз. Так родилась поговорка "It's raining cats and dogs." - "дождит кошками и собаками", аналог русского "льет как из ведра".
- полы в домах были грязные, только в зажиточных семьях на полу можно было разглядеть что-то кроме голой грязи - "Dirt poor." - "беден до грязи" или более нам привычное "беден как церковная мышь".
- в домах побогаче были "глинобитные полы" (*не уверена что правильно перевела*), которые становились скользкими зимой из-за замерзающей на них влаги. Такой пол посыпали соломой чтобы не скользить, с течением зимы соломы становилось все больше и больше, пока она не начинала вываливаться за двери при входе в дом. Тогда под дверью клали кусок дерева, чтобы удерживать солому от вываливания. Отсюда " a threshold" - порог (thresh - старое название соломы, Hold - "удерживать")
- еду готовили в большом котле на огне. Чаще всего - тушеные овощи и похлебки. Остатки еды оставляли в котле чтобы они остыли,на следующий день засыпали следующую порцию овощей и готовили заново. Таким образом иногда в котле было варево и из свежих и из недельной давности продуктов. Отсюда народный стишок " Peas porridge hot, peas porridge cold, peas porridge in the pot nine days old" - "горячий вареный горох, холодный вареный горох - горох в котле девятидневной давности".
- мясо было редким в доме. Если удавалось раздобыть немного свинины - это был предмет большой гордости. Только богатый человек мог принести домой бекон ( "bring home the bacon."). Бекон подвешивали на крюк в доме, что бы все зашедшие могли видеть что здесь живут зажиточные люди.
- у тех кто побогаче была оловянная посуда (*скорее, сплав олова со свинцом, как я поняла*). Продукты с повышенной кислотностью разъедали свинец и люди травились, списывая отравление на негодную пищу. Больше всего так пострадали помидоры, которых считали ядовитыми лет этак 400.
- свежевыпеченные буханки хлеба делились между домочадцами согласну их статусу. Работники получали подгоревшую нижнюю часть, семья - середину, гости или постояльцы - верхнюю часть с коркой.
- свинцовые кубки использовались под виски и эль, отчего подвыпившие люди иногда травились и вырубались на несколько дней. Тело "покойника" клали на кухонный стол, где домочадцы выдерживали три дня за едой и разговорами, теперь уже по обычаю "holding a wake" - на случай если родственник очнется и чтобы не похоронить его заживо (*даже не знаю аналог в русском, у нас поминки обычно устраивают сразу после похорон, а не рядом с покойником*).
- мест под кладбища со временем стало не хватать, поэтому стали использовать старые могилы и гробы, вытряхивая кости предыдущих покойников в "общий склеп для всех старых костей" . Во время вскрытия гробов обнаружили что каждый 25-ый гроб хранил на внутренний крышке царапины и следы попыток высвободиться. Чтобы предотвратить дальнейшие возможные похороны живых, но без сознания людей - на руку покойника стали крепить ниточку, которая выходила наружу и крепилась к колокольчику. Чтобы очнувшийся "покойник" мог привлечь внимание человека, который специально нанимался чтобы слушать колокольчики на кладбище ночью. Так появилось выражение the graveyard shift ("кладбищенская смена"), а в дальнейшем это стало общим обозначением для любой работы в ночную смену с полуночи до восьми утра. Впрочем, колокольчики помогали относительно: кого-то удавалось спасти таким образом, других записывали в звонящие зомбаки, которые просто хотят попугать местных.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Щас "полов" развелось... как блох.
Всё ж наверное имеются в виду Мужчина и Женщина. Надеюсь