Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Вот она какая - русская баня!

Вот она какая - русская баня!


11-03-2013, 21:39 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: violettaru | комментариев: (17) | просмотров: (9 577)

"Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время." 
                                                                                                   (русская народная поговорка)
 

    Мы, современные городские жители, принимая по-привычке ежедневно душ или ванну, даже не задумываемся о том, что когда-то у наших предков-русичей омовение тела в специальном помещении - бане, было целым ритуалом, который соблюдался из в поколения в поколение, банные традиции соблюдались беспрекословно. Например, в бане никогда не вешали икон. А почему? При походе в баню даже снимали нательный крестик. Хотя это делают и сейчас в целях безопасности, чтобы не обжечь кожу. Но в стародавние времена баня считалась не совсем, так сказать, чистым местом. Не смотря на то, что туда ходили, чтобы помыться... 

русская баня

Так уж повелось исстари, что в бане совершались разные "греховные" дела: семейные пары любили ходить в баню не только за тем, чтобы помыться, но и уединиться от многочисленного семейства родственников, родителей и детей, ведь жили тогда в избах скученно, тесно, негде было особо потешиться парам, особенно молодым. Баня была очень подходящим местом для этого. В бане любили гадать на суженного. Икон нет, а ведь гадание тоже считалось делом нечистым, греховным - Бог не видит, якобы. Из-за отстутствия в бане икон, это место для мытья в старину считали "поганым". Туда нельзя было ходить в праздничной одежде или приносить с собой в избу банную утварь. Считалось, что после мытья в бане, нужно окатиться холодной водой на улице или искупаться в ближайшем пруду или речке, а зимой поваляться в снегу, прежде чем вернешься домой. Вот откуда растут корни обычая купания после жаркой парной! 
    По суевериям крестьян, раньше нельзя было упоминать дьявола или черта всуе, вот вместо того, чтобы послать кого-то к черту, говорили "иди в баню!". 

картина русского художника К.А.Коровина

 А в бане, считалось, обитал мистический и таинственный дух - Банник. В доме жил свой дух, для кого-то добрый, для кого-то злой - Домовой, а вот в бане - Банник. Банника еще называли в разных местностях по-разному: банная нечисть, банный леший, банный хозяин, баенник, жихарь, шишок.... Его побаивались и старались задобрить. После помывки, уходя, оставляли кусочек ржанного хлебца. Считалось, что он любит тепло и обитает где-нибудь под полком или за банной печкой, откуда иногда могут раздаваться шорохи, шумы, завыванья или плач. Банник, по поверьям, был в образе маленького мужичка, длинными волосами и железными когтями или голого человечка, облепленного листьями с банного веника. Иногда Банник мог быть, как оборотень, и принимать образ маленькой собачки, лесного зайца или веником представится. 

Банник

 Банник - извечный глава банного места. Наши предки считали его строгим блюстителем банных традиций и если кто-то не угодил хозяину бани, нарушил традиции, то тому приходилось несладко. Банник мог жестко наказать человека за это. Исконному обитателю бани приписывают и мелкие проказы: если кто-то подскользнулся или ошпарился во время мытья - виноват "Хозяин", а если с кем-то случилось плохо в бане, то тут точно не обошлось без Банника. Особенно опасались, что суровый хозяин бани за разные недобрые поступки может содрать кожу, удушить или запарить до смерти. Хозяин бани мог, якобы, наказывать за неподходяще выбранное место для постройки бани, за непристойную ругань в бане, за появление в пьяном виде. Во многих губерниях считалось, что "мыться после третьего пара уже не ходят". То есть после третьей смены людей, помывшихся в бане, больше не стоит ходить, будет мыться Банник. Для него оставляли воду и разные принадлежности для помывки. Ну, а уж после захода солнца зимой или полуночи летом тем более строго воспрещалось просто ходить в баню или мыться! 
    В старину верили, что Банник благоволит больше женщинам, чем мужчинам, а тем более пьяницам. В древности женщины рожали исключительно в бане. И тут исконный обитатель бани проявлял себя уже не как злобный дух, а как дух-охранитель своего банного "царства" и его хозяев-людей. Будущая роженица переселялась за три недели до родов в баню, где Банник оберегал ее от посторонних духов и непрошенных гостей. Но в то же время, будущую мать не оставляли ни на минуту одну, при ней постоянно находился кто-нибудь из родственников. Все таки "Хозяину" доконца не доверяли и всегда побаивались. 

банька

Если глава семейства хотел особенно задобрить Банника, то он приносил в дар ему черную курицу и, не ощипывая ее, душил (не резал!), а потом закапывал под порог бани. Перед тем, как затопить баню, у Банника было принято спрашивать разрешения: "Банный хозяин, позволь баню истопить!", повторяя просьбу три раза и только после этого приступали к истопке. А закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить "Хозяина". 

    Много веков наши предки на Руси мылись в бане, любили баню, лечились и очищались в ней не только телом, но и душой. У каждого в квартире теперь есть ванна с горячей и холодной водой, а у кого-то и джакузи, и современная душевая кабинка. Но ведь что-то тянет современного человека принять омовение именно в бане, а не в банальной ванне! И растут, как грибочки, на загородных участках горожан многочисленные и разнообразные баньки, где отдыхают душой после трудовых будней уставшие горожане. 

        Для тех, кто не имеет опыта "общения" с баней, следует взять на заметку несколько премудростей. 

        - Лучшие дрова для истопки банной печки - березовые. Огонь из березовых поленьев хорошо разгорается от зажженной бересты, они горят быстро, дают много жара и приятный аромат березового дымка. Главное, чтобы березовые поленья были сухие. 

        - Если в бане стоит затхлый спертый дух, то от него можно избавиться, если выплескивать на раскаленные камни ковшиком с разбавленными в воде несколькими каплями нашатырного спирта, а потом хорошенько проветрить баню. 

        - В бане категорически запрещается употреблять алкоголь. Большое количество жидкости употреблять тоже не рекомендуется. Лучше пить отвары из трав или зеленого чая, небольшими глотками и маленькими порциями. 

        - Для гармонии Инь и Янь (и не только!) лучше, когда в баню ходят разнополые посетители… 

        - Нельзя ходить в баню на сытый переполненный желудок. Голодным же тоже мыться не комфортно. Лучше всего идти в баню, слегка перекусив овощами или фруктами. 

        И, наконец, хочется пожелать всем - с легким паром! 


Источник: Чухломская Усадьба.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (17) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #17 написал: violettaru (12 марта 2013 15:45)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Винодел
    Баня в конце недели

    по традиции русской - по субботам, чтобы в воскресенье в церковь идти с чистым телом и душой

       
     


  2. » #16 написал: Винодел (12 марта 2013 07:33)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 111
    Рейтинг поста:
    0
    Баня в конце недели, с парилкой с веником и походом в снег, потом дня три ещё чувствуешь банный дух.Полное очищение тела и души.Детей с малолетства к бане приучил, надеюсь в большой жизни не бросят парится с веником.

       
     


  3. » #15 написал: violettaru (12 марта 2013 00:30)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Romario,
    посмотрела ролик. Хороший! Трогает музыка гусляра... Сейчас холодно, еще снег за окно. А вот представила себе... Лето, тепло, комары, сидишь где-нибудь в деревеньке на завалинке с гусляром и он поет такие песни... Волнует... Гусли - русский народный инструмент. Балалайка, вроде уже позже появилась. Гармошка, если память не изменяет, вообще в 19 веке появилась? Как и картошка массово пошла в народ. А казалось бы, такие народные русские вещи - гармонь и картошечка... wink

       
     


  4. » #14 написал: Romario (11 марта 2013 23:58)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1236
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: violettaru
    как мама научила - "с гуся вода, а с дитя худоба"... Я у мамы научилась, а мама от бабушки и т.д. Омовение тела - это что-то особое на Руси...

    Не зря русских чуть-ли не чародеями считали, только светлыми - народная мудрость сквозит и впиталась в кровь, потому и обычаи не простые, особенно касаемо воды - вода хранилище информации и что услышит - помнить будет, потому-то вода с наговорами и работает. С чем и поздравляю! А уж как пели, да под гусли - послушайте, не пожалеете - https://www.youtube.com/watch?v=MZmEy-yeqdM


    --------------------
    Правда: и щит и меч!

       
     


  5. » #13 написал: violettaru (11 марта 2013 23:36)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Romario
    только на Руси - это стало раскрываться особым образом, мистическим, сакральным.
    это точно! помню, своих детей ополаскивала после помывки в ванной, приговаривала, как мама научила - "с гуся вода, а с дитя худоба"... Я у мамы научилась, а мама от бабушки и т.д. Омовение тела - это что-то особое на Руси...

       
     


  6. » #12 написал: Romario (11 марта 2013 23:29)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1236
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: violettaru
    Мы, русские, рождаемся с ними что ли? Такое ощущение, что это заложено в нас генетически - банные традиции...

    Почему-же? Европа вообще не мылась до 19 века, а на Руси - мытье - норма, даже водосвятие, крещение и прочее - тонко влилось в культуру, где ЧИСТОТА тела соседствует с чистотой духа. Среди арабов тоже своеобразная культура мытья имеется, в греции тоже, в турции, в персии, в Индии. Но только на Руси - это стало раскрываться особым образом, мистическим, сакральным.


    --------------------
    Правда: и щит и меч!

       
     


  7. » #11 написал: violettaru (11 марта 2013 23:15)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Romario,
    кстати, омовение после бани - это тоже древняя традиция. Поскольку баня считалась "нечистым" местом, то после помывки нужно было еще и ополуснуться после, или искупнуться в проруби/речке или поваляться в снегу... Как живы древние традиции! Мы, русские, рождаемся с ними что ли? Такое ощущение, что это заложено в нас генетически - банные традиции... wink

       
     


  8. » #10 написал: Romario (11 марта 2013 23:09)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1236
    Рейтинг поста:
    0
    Банька - это дело! Особенно зимой. Пропариться и в сугроб, а потом снова в парилку. После бани ощущение приятного расслабления и бодрости одновременно. А спиртного ни-ни! Ежели-только пиво и-то не внутрь, а на камни и не крепкое.


    --------------------
    Правда: и щит и меч!

       
     


  9. » #9 написал: violettaru (11 марта 2013 22:59)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    А меня больше всего удивляет, что выражение "Пошел ты в баню!" сохранилось до наших времен. А, оказывается, наши предки просто боялись упоминать имя черта или дьвола. Еще и крест снимали перед помывкой. И сейчас пишут, что все металлические украшения перед баней нужно снимать...
    Цитата: poisk-istini
    - во время мытья - большая железная кадка наполнялась водой и вся семья, включая домашнуюю челядь и работников принимали ванную по старшинству и в соотвествии с иерархией по -очереди в одной и той же воде.
    - это в Европе в некоторых семьях есть до сих пор. Я читала давно где-то, как русская женщина поехали на заработки в "богатую" Европу, уж не помню куда, то ли в Грецию, то ли в Португалию, то ли еще куда-то там, так ее удивили порядки в семье, в которой она батрачила. Там то ли воду берегли, то ли тепло экономили, то ли еще чего там (они ведь жмоты там все поголовно), так в той семье мылся сначала глава семьи - отец, потом мать, а потом дети.... Ну и порядки! Ну и менталитет recourse Мне еще одна пожилая женщина из Ростова-наДону рассказывала, вспоминала, как они в послевоенное время в какой-то деревне или хуторе жили, колонка с водой была далеко от дома. Отец натаскивал полную ванную или корыто воду, сначала мылись дети от малого до большого, потом мать, а батька уж в последнюю очередь.

    Вот на таких мелочах понимаешь, какие же мы разные - русские и европейцы....

       
     


  10. » #8 написал: LGI59 (11 марта 2013 22:51)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 784
    Рейтинг поста:
    0
    Баня -это святое.Такая легкость после нее.Потом чаек на травах.Благодать!

       
     


  11. » #7 написал: manch77 (11 марта 2013 22:46)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2503
    Рейтинг поста:
    0
    А закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить "Хозяина".

    Золотые слова..
    Вымыть баньку и растопить заново, чтобы Банник помылся.
    Иначе провести санобработку и дезинфекцию путем прожарки помещения - умные были наши предки.


    --------------------
    Успех в войне решают два фактора: ружье нового образца и школьный учитель. - Отто фон Бисмарк

       
     


  12. » #6 написал: Moroz50 (11 марта 2013 22:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Публицист
    публикаций 3965
    комментариев 2959
    Рейтинг поста:
    0
    А я люблю попариться в баньке по полной программе, особенно трепетно отношусь к деревенской баньке на берегу речки. Пока еще здоровье позволяет, парюсь примерно четыре часа и каюсь, люблю грешным делом пивко попить в баньке.

       
     


  13. » #5 написал: melissa2308 (11 марта 2013 22:15)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 468
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: virginiya100
    Баня - не моё.

    а мы,когда с мужем в 2008 году снимали дом под Челябой, с банькой....мммм...чуть ли не каждый день её топили. Красота...особенно зимой. с окунаниями в снег после парилки. bully

       
     


  14. » #4 написал: virginiya100 (11 марта 2013 21:47)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: violettaru
    virginiya100,
    ага... Помню, мы с мужем в молодости тоже снимали комнату у древней бабки в частном доме с баней... Топили баньку сами... Самые добрые воспоминания о тех временах!
    Не знаю, не знаю. Не была. Баня - не моё.

       
     


  15. » #3 написал: violettaru (11 марта 2013 21:45)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    virginiya100,
    ага... Помню, мы с мужем в молодости тоже снимали комнату у древней бабки в частном доме с баней... Топили баньку сами... Самые добрые воспоминания о тех временах! wink

       
     


  16. » #2 написал: poisk-istini (11 марта 2013 21:43)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Немного про Англию 15-16-го веков

    - человеческая моча использовалась при выделке шкур. Те бедняки, которые продавали содержимое своих ночных горшков дубильщикам и это было их единственным доходом - получали прозвище "Piss Poor". Много хуже было тем беднякам, у которых не было денег даже на ночной горшок - "didn't have a pot to piss in" - аналог русского "дойти до ручки"

    - большинство свадеб случалось в июне, потому что ежегодную ванную люди принимали в мае и в июне были еще "относительно чистые". Невесты традиционно носили "букет невесты" чтобы замаскировать запах собственного тела.

    - во время мытья - большая железная кадка наполнялась водой и вся семья, включая домашнуюю челядь и работников принимали ванную по старшинству и в соотвествии с иерархией по -очереди в одной и той же воде. Первым омывался хозяин дома, последними - младшие дети. Под конец вода была разумеется настолько грязной, что ребенка можно было в ней попросту не заметить - "Don't throw the baby out with the Bath water!" -- "не выплескивайте с водой младенца".

    - многие дома имели соломенные крыши без всяких деревянных перекладин. Мелкая домашняя живность - кошки, мыши, насекомые - зарывались в эту солому во время холодов и жили "в крыше". Во время сильных дождей вода размывала солому, животные соскальзывали и шмакялись вниз. Так родилась поговорка "It's raining cats and dogs." - "дождит кошками и собаками", аналог русского "льет как из ведра".

    - полы в домах были грязные, только в зажиточных семьях на полу можно было разглядеть что-то кроме голой грязи - "Dirt poor." - "беден до грязи" или более нам привычное "беден как церковная мышь".

    - в домах побогаче были "глинобитные полы" (*не уверена что правильно перевела*), которые становились скользкими зимой из-за замерзающей на них влаги. Такой пол посыпали соломой чтобы не скользить, с течением зимы соломы становилось все больше и больше, пока она не начинала вываливаться за двери при входе в дом. Тогда под дверью клали кусок дерева, чтобы удерживать солому от вываливания. Отсюда " a threshold" - порог (thresh - старое название соломы, Hold - "удерживать")

    - еду готовили в большом котле на огне. Чаще всего - тушеные овощи и похлебки. Остатки еды оставляли в котле чтобы они остыли,на следующий день засыпали следующую порцию овощей и готовили заново. Таким образом иногда в котле было варево и из свежих и из недельной давности продуктов. Отсюда народный стишок " Peas porridge hot, peas porridge cold, peas porridge in the pot nine days old" - "горячий вареный горох, холодный вареный горох - горох в котле девятидневной давности".

    - мясо было редким в доме. Если удавалось раздобыть немного свинины - это был предмет большой гордости. Только богатый человек мог принести домой бекон ( "bring home the bacon."). Бекон подвешивали на крюк в доме, что бы все зашедшие могли видеть что здесь живут зажиточные люди.

    - у тех кто побогаче была оловянная посуда (*скорее, сплав олова со свинцом, как я поняла*). Продукты с повышенной кислотностью разъедали свинец и люди травились, списывая отравление на негодную пищу. Больше всего так пострадали помидоры, которых считали ядовитыми лет этак 400.

    - свежевыпеченные буханки хлеба делились между домочадцами согласну их статусу. Работники получали подгоревшую нижнюю часть, семья - середину, гости или постояльцы - верхнюю часть с коркой.

    - свинцовые кубки использовались под виски и эль, отчего подвыпившие люди иногда травились и вырубались на несколько дней. Тело "покойника" клали на кухонный стол, где домочадцы выдерживали три дня за едой и разговорами, теперь уже по обычаю "holding a wake" - на случай если родственник очнется и чтобы не похоронить его заживо (*даже не знаю аналог в русском, у нас поминки обычно устраивают сразу после похорон, а не рядом с покойником*).

    - мест под кладбища со временем стало не хватать, поэтому стали использовать старые могилы и гробы, вытряхивая кости предыдущих покойников в "общий склеп для всех старых костей" . Во время вскрытия гробов обнаружили что каждый 25-ый гроб хранил на внутренний крышке царапины и следы попыток высвободиться. Чтобы предотвратить дальнейшие возможные похороны живых, но без сознания людей - на руку покойника стали крепить ниточку, которая выходила наружу и крепилась к колокольчику. Чтобы очнувшийся "покойник" мог привлечь внимание человека, который специально нанимался чтобы слушать колокольчики на кладбище ночью. Так появилось выражение the graveyard shift ("кладбищенская смена"), а в дальнейшем это стало общим обозначением для любой работы в ночную смену с полуночи до восьми утра. Впрочем, колокольчики помогали относительно: кого-то удавалось спасти таким образом, других записывали в звонящие зомбаки, которые просто хотят попугать местных.

       
     


  17. » #1 написал: virginiya100 (11 марта 2013 21:42)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Для гармонии Инь и Янь (и не только!) лучше, когда в баню ходят разнополые посетители…

    Щас "полов" развелось... как блох.
    Всё ж наверное имеются в виду Мужчина и Женщина. Надеюсь tongue

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map