16 февраля 1976 года с конвейера в городе Набережные Челны сошел первый грузовик КАМАЗ-5320.
Пуск Камского автозавода означал для нашей страны воплощение в жизнь современной концепции грузового транспорта — с широкой унификацией, дизелями с высокими удельными показателями, просторной комфортабельной кабиной и даже такими «мелочами», как грязевые щитки над колесами.
Вместе с тем, первенцы КАМАЗа отличались низкой допустимой осевой нагрузкой — 6 т. В развитых странах этот показатель достигал 10 т. У нас учитывали так называемую дорожную составляющую. Расчеты, проведенные Институтом комплексных проблем Госплана под руководством член-корреспондента АН СССР Великанова, доказали, что по нашим плохим дорогам выгоднее пускать недогруженные автомобили.
Журнал «За Рулем» в январе 1974 года писал: «Созданием модели КАМАЗа руководил один из опытнейших конструкторских коллективов нашей страны — МосавтоЗИЛа».
Творческий коллектив создателей КАМАЗа возле опытного грузовика, 1972 г. В центре группы - Александр Сетранов и Всеволод Вязьмин. Фото: РГАКФД
Путь к конвейеру был долгим. Еще в 1962 году Завод имени Лихачева приступил к созданию грузовика с кабиной над двигателем. Главный конструктор ЗИЛа Анатолий Кригер задумал обширное семейство автомобилей капотной (ЗИЛ-169) и бескапотной (ЗИЛ-170) компоновок с унифицированной кабиной. Весной 1968 года вышел соответствующий приказ Министерства автомобильной промышленности. Тогда же стало ясно, что столичному предприятию в одиночку не справиться с задачей. Уже тогда рассматривался вопрос о привлечении завода Daimler-Benz AG в качестве партнера по крупномасштабному производству грузовиков в СССР. Камский автогигант строила вся страна. Первый камень в основание будущего предприятия заложили в июле 1969 года. В 1971 году газета The New York Times писала: «КАМАЗ — это грандиозно! Самое большое впечатление — от масштабов строительства». Пока шла стройка, ярославские моторостроители разрабатывали семейство дизельных силовых агрегатов, на Минском автозаводе конструировали самосвальные кузова, Балашовское ГКБ по прицепам и Одесский автосборочный завод проектировали прицепы и полуприцепы. Седельный тягач БелАЗ-5410 превратился в КАМАЗ-5410 — завод в Жодино тоже участвовал!
Первый грузовик КАМАЗ-5320 потом разыскали в Башкортостане, выкупили, заменили проржавевшую кабину и прохудившийся тент, и теперь он стал экспонатом заводского музея.
Впервые в истории нашего Автопрома на грузовике применили делитель в коробке передач, увеличивающий число ступеней с 5 до 10. Еще одно оригинальное решение — «накладные» двери кабины. Это удешевило штампы.
Кто авторы КАМАЗа? Можно назвать инженеров ЗиЛа Александра Сетранова, Всеволода Вязьмина и Георгия Феста, а также художника-конструктора Льва Самохина. Хотя это далеко не исчерпывающий список. А первым главным конструктором Камского автозавода стал Владимир Барун.
Автопоезд в составе бортового КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 общим полным весом 26,5 т. «КАМАЗы» оснащали «квадратными» (диаметр цилиндра / ход поршня — 120/120 мм) дизелями мощностью 210 л.с. разработки ЯМЗ. Но выпускал двигатели моторный завод КАМАЗа.
Первоначально семейство КАМАЗов включало в себя 12 модификаций. Базовая — бортовой автомобиль-тягач КАМАЗ-5320 грузоподъемностью 8 т. Первым среди грузовиков СССР камская модель была обозначена в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66, введенной в 1966 году. Первая цифра — класс автомобиля (полной массой 14–20 т), вторая указывала, что перед нами грузовик, третья и четвертая обозначали порядковый номер модели, и т.д. За руль первого из пяти серийных КамАЗов сел водитель-испытатель Валерий Перетолчин. На передке красовалась надпись: «Подарок XXV съезду КПСС».
До конца 1976 года были собраны 5 тысяч большегрузов 4 моделей, и на некоторых из них... имелся тот же №1. Многие водители, приезжая в Набережные Челны за своей долгожданной новой машиной, просили нарисовать на ее капоте запомнившиеся им со страниц газет и экранов телевизоров шесть нулей с единицей. Первый трафарет маляров автозавода еще долго был при деле.
На втором году массового выпуска автомобилей «КАМАЗ» (1978) стал рентабельным. Годом ранее (1977) «КАМАЗ» начал экспортировать свои автомобили в дальнее зарубежье. Через пять лет, к моменту пуска своей второй очереди, производство освоило уже 8 моделей, среди них были, например, седельный тягач КАМАЗ-5410, самосвал КАМАЗ-5511 и первый полноприводник марки КАМАЗ-4310. Парк КАМАЗов в СССР и странах-импортерах вырос за эти годы до 250 тысяч.
Начальные 11 лет истории «КАМАЗа» принято называть «эпохой Льва Васильева» — в честь первого генерального директора, Героя Социалистического Труда, ныне персонального пенсионера России. Первому генералу «КАМАЗа» 7 февраля исполнилось 86 лет. Наряду с этим незабываемым именем камазовцы всегда напомнят и другое — Фикрята Табеева, тогдашнего первого секретаря обкома, по сути, в одиночку «выбившего» в высших органах государства решение о размещении основных производственных объектов «КАМАЗа» в Набережных Челнах. В «эпоху Васильева» родился легендарный «камазовский дух», который отличает камазовцев и поныне.
В 1981–87 годах, при втором гендиректоре Василии Фаустове, производство и творческая мысль на «КАМАЗе» шагали, как было принято тогда говорить, семимильными шагами. Каждый год разрабатывались, создавались и осваивались новые модели. Родились три основных модели семейства военных автомобилей «Мустанг», принятые сегодня на вооружение Министерством обороны РФ. Многие передовые и прорывные идеи камазовских конструкторов тех лет не могли быть реализованы тогда в металле из-за отсутствия в стране надлежащих технических возможностей, а некоторые — даже по политическим причинам. Это было сделано в начале нового столетия — на современном уровне развития технологических мощностей и интеллектуального потенциала «КАМАЗа». Всего же за прошедшие 35 лет три поколения конструкторов «КАМАЗа», возглавляемые Владимиром Баруном, Рамилем Азаматовым и Данисом Валеевым, разработало более 1500 моделей, модификаций и комплектаций.
Третий генеральный директор Николай Бех возглавил предприятие, когда оно готовилось выпустить свой миллионный автомобиль. Это произошло в 1988 году, который знаменателен еще и наивысшими объемами производства (почти 128 тысяч), и официальным признанием того факта, что за 12 лет работы предприятие полностью окупило средства, затраченные на свое создание. В последнем десятилетии века «КАМАЗ» одним из первых среди крупных государственных предприятий в стране начал крутой разворот в сторону рыночной организации своей экономики, официальным актом которого стало создание акционерного общества в 1990 году. В апреле 1993 года случился пожар на заводе двигателей, полностью уничтоживший это производство «КАМАЗа». Выпуск 1,5-миллионного автомобиля в августе того же года особо не отмечался. В стране начинался глубочайший экономический кризис...
В 1997 году к управлению предприятием пришла команда под руководством Ивана Костина. В 1998 году пришлось даже остановить производство на долгие 9 месяцев. «Камикадзе», как называли антикризисных менеджеров, спасли «КАМАЗу» жизнь, сохранили скелет — в экономическом смысле слова. А производственные объекты и оборудование уберегли в это тяжелое время сами камазовцы.
Новые мускулы «КАМАЗа» начали расти в 2002 году. Основными заслугами «команды развития и роста», сформированного генеральным директором Сергеем Когогиным, за первые годы ее работы стали полная реструктуризация всей многомиллиардной задолженности компании, завершение трудного и весьма затяжного процесса обновления мощностей по производству двигателей, упорядочение рынка сбыта, реформирование и налаживание работы фирменной дилерской и сервисной сети на современном уровне, введение лизинговых схем реализации автомобилей «от производителя», образцовая организация сотрудничества с государственными органами России и стран-импортеров по всем аспектам деятельности компании, упрочение связей с отечественными финансовыми кругами, бизнес-структурами и инвесторами.
«КАМАЗ» стал лидером технического и технологического прогресса в грузовом автомобилестроении России, инициатором, лоббистом и первопроходцем введения всех освоенных в стране ступеней международных стандартов «Евро» и технических регламентов на их основе. «КАМАЗ» стал полноценным участником кооперационных и интеграционных процессов в международном автомобильном бизнесе. В Набережные Челны пришли современные технологии ведущих мировых производителей, с которыми созданы совместные предприятия на производственной базе «КАМАЗа». Компания обрела стратегического партнера в лице концерна «Даймлер».
Семь из десяти имеющихся на сегодня побед на международных ралли-рейдах «Дакар» добыты командой «КАМАЗ-мастер» в «эпоху Когогина».
Сегодняшние КАМАЗы в корне отличаются от тех первых автомобилей, которые сходили с конвейера в 70-х годах. Они совершеннее, качественнее, мощнее и надежнее, стали более грузоподъемными и долговечными. В их конструкции применяются лучшие компоненты многих всемирно признанных фирм. Модельный ряд 2010 года называют в профессиональном лексиконе «существующим продуктом с новым качеством». Он будет «на конвейере» до конца 2013 года. Двухмиллионный КАМАЗ станет одним из членов этого семейства. При сегодняшних прогнозах и планах производства он будет выпущен в конце текущего или начале следующего года.
При этом очевидно, имеется в виду и то, что конструкторы компании разрабатывают автомобили КАМАЗ совершенно нового поколения, которые будут обладать принципиально иными техническими характеристиками и потребительскими качествами. Хотя по-прежнему останутся узнаваемыми внешне. Появился термин «практичный High-Tech» — применительно к КАМАЗам, выпуск которых должен начаться в 2014 году. Источник: http://www.kamaz-volga.ru.
Рейтинг публикации:
|