Этот напиток создали греки, имя дали немцы, производителями стали итальянцы, а способы употребления выдумали американцы
Mustafa Khayat (CC-BY-ND)
Едва ли не каждая статья об этом напитке сообщает, что XVII – XIX века стали «золотым веком вермута». Мол, в это время итальянцы воссоздали легендарное «полынное вино» времен античности, отладили технологию его производства, придумали множество разновидностей… Отчасти все это правда. Но только отчасти. Время творит с фактами чудеса, превращая неприглядную историю в красивую легенду. Вот и с вермутом та же картина. Недаром истинные знатоки и по сей день брезгуют вермутами, даже лучшими: они помнят то, о чем справочники, как правило, умалчивают — истинную причину «возрождения» полынного вина. А состояла она в том, что развитие капиталистической экономики в Европе породило немало нуворишей, каковые мечтали скорейшим образом причаститься к образу жизни, ранее доступному лишь аристократии, и спрос на вино начал расти темпами, сильно опережающими предложение. Производители «благородных» вин не успевали наращивать объемы производства. Зато остальные, делавшие вина попроще, принялись выдумывать способы приукрасить свою продукцию – и на рынке стали появляться все новые модификации ароматизированных вин. Причем главной «ароматической добавкой» служила легенда об их древнем происхождении.
Лидерами в этом деле стали итальянцы. По той простой причине, что мировой рынок вина плотно держали французы, немцы да испанцы, а итальянскую продукцию за пределами Апеннинского полуострова никто не знал, да и знать не хотел вплоть до середины XX века. Но как раз в Германии-то, с ее бурно развивавшейся после Реформации экономикой, спрос на вино рос особенно быстро. Своего не хватало, и как бы немцы ни относились к «обычным» итальянским винам, ароматизированный вариант они готовы были приобретать. В начале XVII века некий Алессио из Пьемонта привез в Баварию первую партию «полынного вина». По-немецки - Wermut Wein. Под этим названием «возрожденный напиток римских патрициев», как итальянский делец рекомендовал свой товар, и стал затем известен миру.
Shutterstock
На самом деле изобрели полынное вино вовсе не римляне – оно досталось им впридачу к искусству, философии и мифологии древних греков. Легенда приписывает изобретение афинтитес, полынного вина, Гиппократу. Мол, именно «отца медицины» в 460 году до нашей эры посетила мысль: если добавить в сладкое вино эфирные масла целебных растений, можно получить приятный, а главное – целебный напиток. Афинтитес в Древней Греции использовали в качестве антисептика и для улучшения пищеварения – именно эту особенность гиппократова изобретения особенно оценили римляне эпохи расцвета империи.
Полынное вино - vinum absianthianum – непременно сопровождало пиршества римских патрициев. Процесс это был долгий, порой – многодневный, количество блюд и напитков превосходило все мыслимые нормы. Чтобы впихнуть в себя очередную порцию, надо было себя заставлять. Римляне достигли немалых успехов в изобретении способов пережить подобные празднества - одно только остроумное применение павлиньих перьев чего стоит. Абсинтианум тоже помогал желудку, но, скажем так, более естественным путем: содержащий горькие вещества напиток подстегивал процесс пищеварения, усиливая секрецию желудка и перистальтику кишечника... С античных времен ароматизированное вино никогда не прекращали делать. Другое дело, что в Средние века никому в голову не приходило употреблять абсинтит (так на вульгарной латыни именовался напиток) удовольствия ради – изготавливали его в основном монахи, а использовалось оно в качестве лекарства. Для производства настоев кроме собственно полыни монахи использовали чабрец, тмин, сельдерей и другие травы.
prayitno (CC-BY)
Главным центром производства итальянских вермутов стало королевство Пьемонт со столицей в Турине. Сказались близость альпийских лугов с их разнотравьем плюс изобилие винограда, из которого здесь традиционно изготавливали мускаты. Впрочем, в производстве вермута мускаты со временем сменились винами попроще, с куда более нейтральным вкусом и ароматом (хотя мускатные тона в вермутах остались – но уже не за счет вина, а благодаря добавлению экстрактов из бузины, кориандра, лимонной и померанцевой корок). Две старейшие туринские фирмы, с которых началось производство вермутов в промышленных масштабах, существуют и по сию пору. Одна – небезызвестная «Cinzano», основанная еще в 16-м столетии, но производством спиртного занявшаяся лишь с 1757 года. Вторая - основанная в 1786 году «Саrраnо». Однако главную роль в деле продвижения вермута на мировой рынок сыграла куда более молодая компания - Distilleria Nazionale da Spirito di Vino, в 1863 году переименованная в Martini & Rossi.
Луиджи Росси и Алессандро Мартини выбрали, выражаясь современным языком, грамотную бизнес-стратегию. Прежде всего, компаньоны отказались от практики использования в производстве вина посредственного качества и изрядно приглушили полынную нотку («Мартини» - самый «невермутный» из всех вермутов). Одни из первых в Италии они начали выпускать не только сладкие красные, но и более популярные во Франции, Англии и Америке сухие вермуты. Но едва ли не главную роль в раскрутке новой марки сыграла пошедшая из Америки в конце XIX века мода на коктейли. Для них вермуты подходят замечательным образом, поскольку великолепно сочетаются с большинством крепких алкогольных напитков, а так же соками и содовой. Сейчас барменам всего мира известно не менее полутысячи коктейлей на основе вермутов – не считая вариаций. А самый знаменитый из всех коктейлей вообще, конечно же - «Мартини» (название которого, как ни странно, изначально не имело никакого отношения к одноименному вермуту).
Shutterstock
В то время как в мире в конце XIX - начале XX века пили вермуты, да нахваливали, в России полынное вино было абсолютно неходовым товаром. Из всех русских фирм лишь "Товарищество Г. Н. Христофорова" попыталось выпустить доморощенную версию вермута. Ее весьма оригинально рекламировали: напиток, мол, незаменим к блинам, поскольку возбуждает аппетит и способствует пищеварению. Но затея потерпела крах: русские предпочитали пить другого рода настои на травах - водочные. А ежели кто и покупался на уверения лекарей в целебности вина с лекарственными добавками, то соответствующий эликсир могли намешать в любой аптеке.
Впрочем, главная причина непопулярности вермута в дореволюционной России другая. Высший свет, с которого начиналось проникновение любой новой моды в страну, ориентировался в первую очередь на Англию и Францию. Именно вслед за ними в нашей стране оценили мадеру, херес и шампанское. Италия же если и была в чем законодательницей мод, так только в оперном искусстве. Любой другой продукцией с Апеннинского полуострова заинтересовать русских было решительно невозможно. Все изменил кинематограф. Многие герои послевоенного итальянского кино не прочь были залить отнюдь не сладкую жизнь горьковатым вермутом. Так "Мартини" и "Чинзано" наконец-то нашли дорогу к сердцам советских граждан. Их везли из-за границы в качестве ценных сувениров, их покупали втридорога у спекулянтов... У итальянских вермутов был, кстати, шанс оказаться на полках советских магазинов: после второй мировой войны Италия, как союзница Германии, предлагала выплачивать репарации товарами и продовольствием. По целому ряду соображений (поддержка весьма популярной в то время на Апеннинах итальянской компартии – не последняя в этом ряду) советское руководство от «продуктовых» репарации отказалось.
Но саму идею ароматизированного вина в СССР оценили. Руководство отечественного пищепрома решило пойти тем же путем, что первые европейские производители вермута двумя столетиями раньше: добавлением сахара, спирта и трав стали скрывать не слишком высокое качество отечественных вин... Так появился доморощенный продукт, который в народе позже получил прозвище «Вера Михайловна». Насмотревшийся итальянского кино народ желал вермута и некоторое время готов был употреблять даже его действующую модель.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+