Туареги – единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой, (самоназвание – “народ покрывала”). Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества – по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа – пришельца из другого рода – заставляют закрывать лицо покрывалом. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют “синие люди”.
Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.
Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.
В сексуальном смысле женщины туарегов — самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца.
Согласно Морокко в туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.
Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Согласно Rodd, они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения. В туарегском обществе существует класс благородных и класс рабов. Некоторые племенные образования служат другим благодаря унаследованному статусу. Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины – шить и вышивать.
В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия – «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal – вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Rodd утверждает, что часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму.
Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью».
В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев. Положение женщины в племени туарегов уникально.
Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.
Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.
Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.
1.Вождь — аменокаль 2.Мать аменокаля 3.Собрания предводителей «барабанных» групп 4.Предводитель «барабанной» группы 5.Племенная или «барабанная» группа
По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.
Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.
Одежда
Аристократы белокожие, высокие и стройные. Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандали из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.
У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.
Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.
Сергей Кузнецов Источник: gumilev.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2348
Рейтинг поста:
--------------------